6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
Конфликт означает столкновение сторон, отсутствие согласия между ними. Сторонами конфликта могут быть группы или отдельные лица. Каждая сторона старается сделать так, чтобы была принята ее точка зрения или цель. Нужно помнить, что в конечном итоге конфликт — это способ разрешения противоречий, которые не удалось разрешить другим путем.
Авторы многих управленческих теорий считают, что конфликтов можно и необходимо избегать. Они — признак неэффективности управления организацией. Однако современный менеджмент признает, что конфликт несет и положительный заряд. Несмотря на то, что конфликт может мешать удовлетворению потребностей отдельных групп и лиц, а порой и достижению целей предприятия в целом, он помогает выявить разнообразие точек зрения, является источником дополнительной информации, способствует становлению коллективного управления.
Функциональный конфликт ведет к сотрудничеству. Механизм его таков: предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) дают совместное решение (синтез).
Дисфункциональный конфликт разрушает организацию, приводит к снижению личной удовлетворенности, уровня группового сотрудничества, эффективности работы предприятия. Он не способствует решению реальных проблем предприятия, а ведет к «войне» групп или личностей, которые, стремясь одержать «победу», мешают достижению целей предприятия, разрушают его.
Как избежать дисфункциональных конфликтов? Для этого необходимы знание теории управления и большой практический опыт. Приведем несколько правил немецких психологов, применяемых в серьезных конфликтах:
уважать друг друга;
слушать, не перебивая;
демонстрировать понимание роли другого;
выяснить, как другой воспринимает конфликт, что он при этом чувствует;
четко формулировать предмет обсуждения;
устанавливать точки зрения;
выяснить, что вас разъединяет;
снова описать содержание конфликта;
искать общее решение;
принять соглашение.
Начинайте с того, чтобы партнера признать равным. Дайте ему почувствовать, что вы внимательно слушаете и слышите его. Напряженность будет снижаться по мере того, как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.
Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним все, о чем идет речь, что вас разъединяет. Задача — преодолеть раскол. Попросите партнера дать свои предложения. Выберите вместе наилучшие. Из них самое лучшее должно стать решением.
Это нелегкий, но реальный путь.
Главное, не старайтесь «победить». В этом случае партнер окажется проигравшим, и это даст толчок рождению нового конфликта. Необходимо заметить, что сложность современной техники и технологии делает внутрипроизводственные конфликты неизбежными. Важно помнить, что мы атакуем проблемы, а не людей, решаем, что неправильно, а не выясняем, кто не прав.
Структурные методы управления конфликтами связаны с изменениями в структуре организации, служат для разрешения конфликтов, получивших развитие, и направлены на снижение их интенсивности. Конфликты могут быть разрешены следующим образом:
использование руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение);
«разведение» частей организации, участвующих в конфликте (по ресурсам, целям, средствам), или снижение их взаимозависимости (большая дифференциация и автономизация подразделений);
организация заделов в работе (запас материалов и комплектующих);
введение специальных интеграционных механизмов для конфликтующих подразделений (координатор);
слияние разных подразделений и постановка перед ними их общей задачи, например объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала (новый отдел призван заниматься каждым работником, его ростом, а не только расчетно-учетными функциями);
уход от конфликтного направления (перевод внимания на другое направление);
сглаживание конфликта (соглашение, хотя бы текущее);
компромисс (возможность удовлетворения обеих сторон);
принуждение (разрешение конфликта властью);
обсуждение причин конфликта (наиболее эффективный метод его разрешения).
Компромисс позволяет умеренно учесть интересы каждой стороны; пойти на определенные уступки, однако при этом не возникает взаимного удовлетворения, но нет и неудовлетворенности сторон. Применяется для быстрого разрешения конфликтов, если одна из сторон гораздо сильнее другой (рис. 19).
Соревнование
(разрешение конфликта силой) (выигрыш—проигрыш)
Сотрудничество (выигрыш—выигрыш)
Компромисс (непроигрыш—непроигрыш)
Уход от конфликта (проигрыш—проигрыш)
Приспособление (невыигрыш—выигрыш)
Кооперация (внимание к интересам других)
Рис. 19. Стили разрешения межличностных конфликтов
Основные правила поведения во время конфликта:
не расширять зону конфликта;
предлагать позитивные решения;
не использовать категорической формы;
сокращать число претензий;
жертвовать второстепенным;
избегать оскорблений личности.
Приемы посредничества. Посредник объективен и нейтрален; он может взять на себя эту роль неформально или быть назначен на нее. Посредник следит, чтобы каждая сторона не только высказывала свое мнение, но и выслушивала другую. Он не вовлечен в проблему, становится между сторонами и помогает им найти решение, пытаясь превратить оппонентов в партнеров.
В случае посредничества могут быть предприняты следующие меры:
постановление — третья сторона заслушивает проблему и выносит обязывающее стороны постановление (система судов и арбитража);
рекомендация — третья сторона собирает факты и аргументы, выносит рекомендации, не обязательные к исполнению, но достаточно веские и склоняющие к компромиссу (согласительная процедура);
«челнок» — третья сторона посещает каждую сторону отдельно и служит передатчиком предложений и альтернатив; в некоторых случаях может выставлять собственные предложения (челночная дипломатия, согласительная процедура);
контролер процесса — третья сторона жестко контролирует процесс переговоров, но не их содержание (посредничество);
провайдер процесса — третья сторона создает условия для встречи сторон, обычно предоставляя помещение и услуги; направляет стороны на применение определенных процедур по разрешению спорных вопросов (содействие);
советник по содержанию — одна из сторон запрашивает совет эксперта по определенным вопросам (экспертная оценка);
советник по процессу — одна из сторон запрашивает мнение консультанта в области разрешения конфликтов или посредничества для получения помощи при подготовке аргументов (советник по конфликтологии);
самонаправленность — стороны непосредственно обмениваются обязательствами для разрешения конфликта (переговоры).
Контрольные вопросы и задания
1. Определите сущность социально-психологических методов управления.
2. Дайте определение типов личности. Какие характеристики личности необходимо учитывать при установлении взаимодействия человека и организации?
3. Что такое стиль управления? Расскажите о преимуществах и недостатках различных стилей управления.
4. Что такое социально-психологический климат?
5. Дайте определение мотива и мотивации.
6. Какую, по-вашему мнению, роль в мотивации играет вознаграждение? Всегда ли для человека важны в качестве вознаграждения деньги? Существуют ли другие мотивы, которые управляют поведением человека?
7. Расскажите о потребности в самоактуализации (самовыражении). В чем она проявляется, как влияет на развитие личности?
8. Расскажите об условиях перехода к самоуправлению.
9. Дайте определение конфликта.
10. В чем различие между функциональным и дисфункциональным конфликтами? Опишите их последствия. Как избежать последних?
11. Охарактеризуйте методы управления конфликтами.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»