2 Управление в хозяйственных обществах
Акционерное общество — распространенная форма предпринимательской деятельности и организации хозяйствующих субъектов в странах с развитой рыночной экономикой.
Акционерным обществом признается организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Отличие АО от других организационно-правовых форм хозяйствования заключается в том, что движущей силой (основным фактором) деятельности АО является объединенный капитал в акциях, принадлежащий акционерам и организованный в форме уставного капитала.
В соответствии с действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об акционерных обществах») АО могут осуществлять любые виды деятельности (кроме запрещенных законами РФ), создаются без ограничения срока функционирования, обладают хозяйственной самостоятельностью. Они являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование и печать, могут создавать филиалы и участвовать в капитале других обществ.
АО, создаваемые в системе АПК, разделяются на две основные группы: закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). Различия между ними заключаются в способах формирования и движения уставного капитала и обращения акций.
В закрытых акционерных обществах акции (вклады) могут переходить от одного владельца к другому только с согласия большинства акционеров (если иное не предусмотрено уставом). В Уставе ЗАО четко оговариваются условия движения акций (вкладов): выделение имущественного и земельного паев, обмен, продажа и покупка акций в рамках общества и др. Число учредителей, как правило, равно числу участников.
В открытом акционерном обществе акции могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, продажа акций осуществляется в форме открытой подписки. Акции могут переходить от одного лица к другому без согласия иных акционеров. Число учредителей меньше числа участников общества. Им принадлежит контрольный пакет акций. Такое общество заинтересовано в привлечении капитала со стороны в любых формах для расширения деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что акционеры открытого и закрытого АО обладают равным объемом прав по распоряжению принадлежащими им на праве собственности акциями. Различие этих двух типов состоит лишь в процедуре реализации этих прав. Участник ОАО может во всех случаях отчуждать принадлежащие ему ценные бумаги, не оповещая об этом остальных акционеров. Участник ЗАО при определенных видах сделок обязан оповестить остальных акционеров и выждать срок, установленный законом и Уставом общества, в течение которого остальные акционеры или общество могут воспользоваться правом преимущественного приобретения продаваемых акций.
Закон различает обыкновенные и привилегированные акции. Главным различием между ними является то, что последние предоставляют своим владельцам преимущество перед владельцами обыкновенных акций в получении дивидендов общества или ликвидационной стоимости.
Владельцы обыкновенных акций в соответствии с законом и Уставом АО могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, имеют право на получение дивидендов; имеют право на получение части имущества при ликвидации общества.
Все обыкновенные акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять владельцам одинаковый объем прав.
Обыкновенная акция дает ее владельцу право участия в управлении АО по всем вопросам его компетенции в отличие от привилегированной акции, которая такого права не дает. Акционерное общество — сложная форма с точки зрения внутренней организации, так как она предполагает несколько органов управления и контроля, распределение между ними компетенции, определенные порядок осуществления действий от имени акционерного общества, механизмы принятия решений, ответственность за причиненные обществу убытки.
В акционерных обществах, насчитывающих порой десятки тысяч акционеров, вряд ли можно рассчитывать на единство мнений всех акционеров в вопросах организации управления, поэтому особенно велика роль законодательного регулирования. Такую роль призваны сыграть нормы ГК РФ и Закон РФ «Об акционерных обществах».
Закон в соответствии с нормами ГК РФ сохраняет трехзвенную структуру органов управления в акционерном обществе (исключение составляют акционерные общества с числом акционеров — владельцев голосующих акцией менее 50). Это означает, что в акционерном обществе создаются и действуют общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган, каждый из которых принимает решения по вопросам деятельности в соответствии со своей компетенцией. В закрытых акционерных обществах, а также в открытых акционерных обществах с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 совет директоров (наблюдательный совет) может не создаваться (по усмотрению участников-акционеров), тогда его функции выполняет общее собрание акционеров.
Разделение компетенции между несколькими органами управления обществом основывается на разделении функций по оперативному, текущему руководству деятельностью, контролю за ее осуществлением и результатами. Текущее руководство акционерным обществом предполагает не только профессионализм лица или нескольких лиц, его осуществляющих, но и определенную их самостоятельность в принятии решений. В то же время для предотвращения возможных злоупотреблений со стороны управляющих-профессионалов, которые могут привести к тяжелым экономическим последствиям, необходимо наличие одного или нескольких органов, осуществляющих контрольные функции за их деятельностью, а также принимающих решение по основным, наиболее важным для общества и акционеров вопросам. Принципиальная схема управления АО в сельском хозяйстве представлена на схеме (рис. 13).
Общее собрание акционеров
Ревизионная комиссия
Совет директоров (наблюдательный совет)
Исполнительный директор (руководитель рабочего органа)
Рабочий аппарат управления
Производственные и обслуживающие подразделения предприятия, их органы самоуправления (собрания, советы, исполнительный аппарат)
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Через участие в общем собрании акционеры общества — владельцы голосующих акций — реализуют свое право на участие в управлении деятельностью.
В соответствии со ст. 103 ГК РФ в компетенцию общего собрания АО входят:
внесение изменений и дополнений в Устав общества или утверждение Устава акционерного общества в новой редакции;
избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков;
решение вопросов о реорганизации или ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.
Закон «Об акционерных обществах» дополняет компетенцию общего собрания АО: утверждение аудитора общества, решения о консолидации и дроблении акций, участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях коммерческих организаций и др.
Общее собрание может быть двух видов: годовое и внеочередное. Внеочередное общее собрание созывается в любое время по решению совета директоров, требованию ревизионной комиссии или аудитора общества, а также по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10 % голосующих акций.
Закон предусматривает три формы проведения общего собрания:
очная — вопросы повестки дня обсуждаются и по ним принимаются решения в присутствии акционеров;
заочная — обсуждение вопросов не проводится, акционеры получают разосланные бюллетени и голосуют этими бюллетенями, отправляя их обратно; в свою очередь, счетная комиссия общества производит подсчет голосов по полученным бюллетеням;
смешанная — акционерное общество помимо предоставления возможности акционеру лично присутствовать и голосовать на собрании обязано заблаговременно выслать каждому акционеру бюллетень для голосования, а акционер вправе выбрать — присутствовать ему лично или, заполнив бюллетень, отправить его обществу.
Рис. 13. Структура управления акционерным обществом
Работу совета директоров (созыв заседания и т. д.) организует его председатель, который избирается членами совета из их числа большинством голосов. Он же председательствует на общих собраниях.
Руководство текущей деятельностью АО осуществляет исполнительный орган, который подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.
В соответствии с законом исполнительный орган может быть единоличным (директор, генеральный директор), коллегиальным (правление, дирекция) или сочетать одновременно эти две формы. Если в АО создаются и единоличный, и коллегиальный исполнительные органы, то в уставе должна быть четко разграничена их компетенция.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО возлагается на избираемую ревизионную комиссию, осуществляющую функции внутреннего аудита. Полученные результаты и свои предложения комиссия докладывает общему собранию.
Учитывая современную целевую ориентацию управления в АО, необходимо уметь гибко менять его функциональное содержание, перестраивая на этой основе бизнес-планы, схемы управления, структуру подразделений, их связи между собой и по вертикали.
В последние годы в АО усиливается тенденция к концентрации капитала и управления у одного или небольшой группы собственников. В результате существенным недостатком в управлении АО в АПК является неучастие большинства членов трудовых коллективов в управлении производством. По существу, в АО управляет, с одной стороны, общее собрание акционеров-пайщиков или других субъектов права собственности, избираемые ими правления (или советы), с другой — наемный аппарат управления (руководители, специалисты, служащие), формируемый на контрактной основе для выполнения необходимых функций по управлению производством. Ввиду того, что члены трудовых коллективов формально владеют земельными долями и имущественными паями, их интерес к принятию управленческих решений невысок. Земля, находящаяся в собственности акционеров в виде земельных долей, не оценена и не входит в уставный капитал АО. Стоимость реального капитала рядовых акционеров занижена не только из-за отсутствия в уставном капитале оцененной земли, но и из-за низкой оценки имущественных паев. Нарушаются нормативные акты, когда по сути дела продаются земельные доли акционеров (зачастую без их согласия) для выплаты заработной платы и пополнения средств на накладные расходы. Обезличивание собственности не способствует демократизации управления и препятствует разработке правильных стратегических решений.
Чтобы устранить этот недостаток, необходимо внести изменения в порядок и структуру управления сельскохозяйственным акционерным обществом. Эти изменения касаются, прежде всего, владения контрольным пакетом акций. Необходимо передать контрольный пакет акций в реорганизованных в АО хозяйствах постоянно работающим в бригадах, на фермах, мастерских и т. д., то есть низовым трудовым коллективам, при условии, что их земельные доли и имущественные паи, как и доли и паи других акционеров, будут реально оценены и внесены в уставный капитал. В этих условиях в бригадах, на фермах и других внутрихозяйственных подразделениях будет реализовываться самоуправление посредством общего собрания или доверенного лица, а в крупных коллективах — исполнительного аппарата. Вместо совета директоров целесообразно создать совет владельцев контрольного пакета акций из представителей внутрихозяйственных подразделений — доверенных или уполномоченных лиц. Они нанимают аппарат управления (рабочий орган) предприятия по контракту или трудовому соглашению.
Аппарат управления выполняет при этом общехозяйственные функции (бизнес-планирование, маркетинг), готовит предложения по структуре, совершенствованию системы ведения хозяйства, материально-техническому обеспечению и т. д. Часть функций общего собрания может быть передана исполнительному органу.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Уставный капитал составляется из вкладов участников и не может быть менее суммы, определенной законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998 г.).
Прибыль в обществах с ограниченной ответственностью распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал.
Управление в этих хозяйственных структурах регулируется ГК РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативно-правовыми актами. Высшим органом ООО является общее собрание его участников.
В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган, который избирается общим собранием на срок, определенный уставом. Он может быть коллегиальным, коллегиальным и единоличным или только единоличным, осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен общему собранию его участников. В единоличный орган управления может быть избран и не участник общества.
Компетенция органов управления ООО, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ и Уставом общества. ГК РФ устанавливает круг вопросов, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью:
1) изменение устава, размера уставного капитала;
2) образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников общества, значительно расширен. Среди них:
определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
внесение изменений в учредительный договор;
принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.
Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), к компетенции которого относятся образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении сделок, подготовке, созыве и проведении общего собрания участников общества, а также других, предусмотренных законом.
Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий его членов и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются советом общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более 1/4 состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию его участников и совету директоров (наблюдательному совету). Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) обязательно.
Членами ревизионной комиссии не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества и члены коллегиального исполнительного органа общества (ст. 32 того же закона).
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предоставляет участникам общества возможность выбора между традиционной двухзвенной структурой управления обществом, состоящей из высшего органа управления (общего собрания); единоличного исполнительного органа (генеральный директор, президент) или коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция) и трехзвенной — общее собрание; совет директоров (наблюдательный совет), выполняющий функции общего собрания участников в перерывах между общими собраниями участников общества; исполнительные органы общества, руководящие его текущей деятельностью.
Каждый член общества с ограниченной ответственностью должен иметь право участвовать в управлении его делами.
Индивидуальным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью является его генеральный директор или президент; общие положения о порядке деятельности, организации его взаимоотношений с обществом и компетенция определяются ст. 40 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом, внутренними документами общества и договором между генеральным директором и обществом. Генеральный директор руководит обществом единолично или вместе с коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией). Он подотчетен общему собранию участников, но оно не вправе вмешиваться в руководство текущей деятельностью общества, поскольку общее собрание решает стратегические вопросы, и это право неотчуждаемо и не может передаваться органам управления обществом, руководящим его повседневной деятельностью. Если это предусмотрено Уставом общества, по решению общего собрания или совета директоров полномочия единоличного управляющего могут быть переданы профессиональному управляющему — физическому или юридическому лицу, действующему на основании договора с обществом.
Коллегиальный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (правление, дирекция) избирается общим собранием участников. Членами правления (дирекции) могут быть только физические лица, которые необязательно являются участниками общества. Компетенция, число членов правления (дирекции), срок их полномочий определяются уставом общества; порядок деятельности и принятия решений — уставом и внутренними документами. Председателем правления (дирекции) в силу занимаемой им должности является генеральный директор, за исключением случая, когда функции генерального директора были переданы управляющему; в таком случае члены правления (дирекции) должны избрать председателя из своего состава (законом данная ситуация не урегулирована). Так же как член совета директоров, член правления (дирекции) не может передавать свое право голоса другим членам правления или третьим лицам.
Ревизионный орган общества может быть единоличным (ревизор) или коллегиальным (ревизионная комиссия), формируемым из числа участников общества и третьих лиц, в порядке, определяемом Уставом общества и решениями общего собрания; допускается также передача функций ревизора общества профессиональному аудитору, не связанному имущественными интересами с обществом (п. 4 ст. 91 ГК), то есть с его органами и участниками. Избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудитора отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Совет директоров (наблюдательный совет), правление (дирекция) и генеральный директор общества подотчетны общему собранию участников, которое утверждает их отчеты об управлении хозяйственной деятельностью. Финансовые результаты деятельности общества также должны быть представлены на рассмотрение участников общества и одобрены ими (как и в акционерных обществах).
Решения о реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью его участники принимают единогласно (п. 1 ст. 92 ГК).
К числу иных вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников общества, относятся: разрешение участникам общества передать свою долю в залог другим участникам или третьим лицам, решение о приобретении обществом доли в их уставном капитале; обращение в суд с иском о возмещении убытков, причиненных обществу действиями его органов управления (совета директоров или исполнительных органов); совершение сделки, в которой общество заинтересовано; обращение в суд с иском о признании крупной сделки недействительной (п. 3 ст. 46 ГК); возмещение из средств общества расходов на подготовку, созыв и проведение внеочередного общего собрания участников инициаторами его проведения.
Очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные Уставом общества, но не реже чем один раз в год, созывается оно исполнительным органом общества и должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных Уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения собрания требуют интересы общества и его участников. Внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества по его инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества. Исполнительный орган общества обязан в течение пяти дней с момента получения требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества рассмотреть данное требование и принять решение.
В случае, если в течение установленного законом срока не принято решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или принято решение об отказе в его проведении, внеочередное общее собрание участников общества может быть созвано органами или лицами, требующими его проведения. В данном случае исполнительный орган общества обязан предоставить указанным органам или лицам список участников общества с их адресами. Расходы на подготовку, созыв и проведение такого собрания могут быть возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.
Орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее, чем за 30 дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным Уставом общества. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания, а также предлагаемая повестка дня. Любой участник общества вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания дополнительных вопросов не позднее, чем за 15 дней до его проведения.
Орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, не вправе вносить изменения в формулировки дополнительных вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания участников общества. В случае, если по предложению участников общества в первоначальную повестку дня общего собрания вносятся изменения, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 10 дней до его проведения уведомить об этом всех участников общества.
К информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, сведения о кандидатах в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизоры), проекты изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы общества, или проекты учредительных документов общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.
Участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие формы хозяйственных товариществ вы знаете?
2. Что такое полное товарищество?
3. Какова структура управления товариществом на вере?
4. Чем акционерные общества отличаются от других форм предприятий?
5. Что такое открытые и закрытые акционерные общества?
6. Какова структура органов управления в акционерных обществах?
7. Что представляет собой общество с ограниченной ответственностью?
8. Расскажите о структуре управления ООО.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»