3 Личность и коллектив
Коллектив — это не просто группа людей, собранных под одной крышей для решения каких-либо задач, а единомышленники, для которых очень важны честь и интересы организации, принципы, нарушение которых недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как любая другая группа, коллектив подчиняется законам групповой деятельности. Это живой организм, проходящий стадии рождения, развития, становления, зрелости, старения и умирания. Каждая из стадий имеет критические точки, сильные и слабые стороны, следовательно, и требования к сотрудникам будут существенно отличаться в зависимости от того, когда тот или другой человек был принят на работу.
В динамике развития коллектива чаще всего выделяются три стадии.
Первая стадия — коллектив только формируется, люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь определяющее значение имеют личностные отношения (симпатии и антипатии, большая или меньшая подверженность влиянию и т. д.), которые оказывают влияние на связи, возникающие в групповой деятельности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностные отношения. Взаимная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и стиля управления руководителей.
Вторая стадия — организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завершается взаимное изучение друг друга и определяются личные позиции каждого. Формируются неформальные группы и выявляются неформальные лидеры. Личностные отношения еще достаточно сильны, но и производственные взаимоотношения становятся устойчивыми и прочными. Теперь эффективность работы коллектива в большей степени зависит от стиля управления им.
Третья стадия — стабильная жизнедеятельность коллектива — характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Деловые отношения оказывают определяющее влияние на личностные связи.
Коллектив должен ясно представлять себе цель деятельности, вокруг которой и происходит объединение людей. Для достижения этой цели он организован. Функционально обусловленные различия между членами коллектива и взаимоотношения «ответственной зависимости» закрепляются в уставных положениях и должностных инструкциях, в которых оформляются взаимные права и обязанности.
Структура, отражающая служебные взаимоотношения в коллективе, в социальной психологии получила название официальной (формальной). Официальная структура безлична: правами и обязанностями, предписывающими определенный набор действий и стиль поведения, наделяется не какой-то определенный человек, а любой, занимающий данное рабочее место или должность. Официальные предписания представляют те рамки, внутри которых человек имеет право на выбор действий.
Признаком здоровья любой социальной группы является такой психологический климат, который благоприятствует достижению высоких результатов, позволяет решать проблемы и осуществлять перемены, при котором отсутствуют конфликты во взаимоотношениях между сотрудниками как «по вертикали», так и «по горизонтали». Эффективно действующие руководители вкладывают много сил в создание в организации такого климата. Достичь подобного положения можно, сформировав рабочие подразделения по принципу психологической совместимости.
Любая формальная группа наряду с официальной структурой, закрепленной штатным расписанием или иным регламентирующим документом, обязательно имеет и неофициальную (неформальную) структуру. Особенность неформальной структуры состоит в том, что она возникает самопроизвольно, стихийно, но часто именно она оказывается наиболее эффективной. Для руководителя важно знать, какова эта структура (кто является неформальным лидером той или иной группировки, как распределяются сотрудники по группам и подгруппам и т. д.). Это можно диагностировать, используя метод социометрии, позволяющий довольно точно определять взаимоотношения в коллективе.
Социометрическая процедура сводится к опросу членов группы по критериям, значимым для оценки какой-либо стороны межличностных отношений. Для этого формулируют вопросы типа «С кем из коллег вы предпочли бы выполнять сложную и ответственную работу?» или «С кем бы вы предпочли поехать в командировку?». Всем членам группы раздаются бланки протоколов с фамилиями коллег. Напротив каждой фамилии в зависимости от своего отношения к данному человеку каждый ставит либо «+», либо «—». По окончании процедуры бланки собирают и обрабатывают. Для каждого человека, внесенного в списки, отдельно подсчитывается число плюсов и минусов. Те, кто в процессе опроса набрал максимальное число «плюсов», могут быть условно отнесены к группе лидеров. Те, у кого число выборов (+) преобладает над числом отвержений (—), относятся к активу. Те, у кого число отвержений преобладает, условно относят к пассивным членам коллектива.
Если опрос проводится необезличенно, есть возможность получить достаточно большой объем дополнительной информации. Отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному их числу в данной группе показывает уровень сплоченности. Чем ближе эта величина к 1, тем сплоченнее группа.
Для развития чувства корпоративности используются ритуалы. В повседневной жизни предприятия они могут играть разные роли: укреплять структуру предприятия либо ослаблять ее. В положительных случаях ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на предприятии, и служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентации. Юбилеи, празднование достижений, зачисление в ряды лучших работников, в перспективный резерв, публичные поощрения, участие в поощрительных поездках и т. д. демонстрируют, в чем заключаются интересы предприятия, что вознаграждается. Подобную функцию выполняют и ритуалы, которые принято совершать при вступлении в коллектив. В негативном случае взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается. Это происходит тогда, когда их вводят, чтобы скрыть истинное положение вещей. В качестве типичного примера можно привести совещание для принятия какого-либо решения с широким кругом приглашенных, когда решение принято заранее.
На успешно работающих предприятиях возникает собственная организационная (корпоративная) культура — это система убеждений и оценок, существующих в рамках организации и определяющих поведение ее членов. Участие работников в процессе управления организацией — фактор, играющий важную роль в результативности труда. «Когда мы разрешаем работникам вовлечь себя в соответствующие элементы процесса управления, мы овладеваем их умами. Если мы овладели их умами, мы овладели их сердцами. Если мы овладели их сердцами, мы обеспечили их приверженность делу. Если мы наняли соответствующих работников и создали соответствующие возможности и климат, их приверженность делу обеспечит результативность»3.
Однако участие работников в процессе управления — не всегдаьподходящее средство для достижения цели. Существуют обстоятельства, когда уместно автократическое, авторитарное, одностороннее решение проблем, делегирование прав одному индивиду.
Участие групп в управлении предприятием целесообразно в следующих целях:
выявить новые источники знаний и опыта;
добиться сотрудничества, умножающего усилия индивида, обеспечивая помощь, поддержку и стимулы для более высокой результативности;
позволить тем, кто считает, что располагает знанием предмета или проблемы, принять участие в их рассмотрении;
прийти к согласию по спорным вопросам, проблемам и идеям, относящимся к повышению результативности и производительности, целям, программам мероприятий и т. д.;
дать возможность представителям подразделений, которых затрагивает вопрос, проблема, решение или мероприятие, повлиять на подход к ним и результаты, проникнуться соответствующей идеей;
выявить и решить проблему, которую никто не считает «своей», за которую никто не отвечает и которую никто не решает в силу организационных особенностей;
обеспечить более широкое творческое обсуждение проблемы и нетрадиционное ее решение;
преодолеть рамки узких интересов или сопротивление необходимым переменам;
обеспечить трибуну для высказывания противоположных точек зрения на вопрос, проблему, решение или мероприятие;
избежать скороспелых и непродуманных действий, изучить возможные последствия реализации обсуждаемых решений;
обеспечить возможность, время и другие ресурсы, необходимые для глубокого осмысления проблемы;
научить людей прогнозировать новую информацию, перспективы, новые контакты и т. д.
Обстоятельства и ситуации, когда участие работников неуместно, таковы:
один человек обладает значительно большими знаниями о предмете, чем другие люди;
те, кого решение затрагивает, признают и принимают превосходство одного человека;
существует очевидное решение — легкоосуществимое, ясное и приемлемое, которое менеджер компании считает правильным;
вопрос, проблема, решение или мероприятие представляют собой часть должностных обязанностей индивида, и неясно, согласится ли работник с групповым подходом;
вопрос не очень важный;
нет времени для привлечения работников к решению проблемы;
соответствующие люди работают охотнее и продуктивнее в одиночку;
вовлечение в процесс управления коллектива не обеспечивает выгоды.
Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в психологических условиях, способствующих или препятствующих результативной совместной деятельности и развитию личности в группе. Существуют различные методики оценки социально-психологического климата. Исследователи выделяют широкий спектр признаков благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при подготовке решений и высокая дисциплина при их реализации; отсутствие давления руководителей на подчиненных; достаточная информированность членов группы о стоящих перед ними задачах; индивидуальная ответственность и другие.
Мотивация — это комплекс факторов, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы и придают направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация связана с потребностями человека, то есть с психологическим или физиологическим дефицитом чего-либо, отраженным в сознании и требующим устранения. Субъект действует до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена. Мотивация специфична для каждого, зависит от множества факторов и стимулов.
Эффективность управления в большой степени зависит от степени мотивации.
В теории управления серьезно анализируются потребности, оказывающие влияние на мотивацию, побуждающие человека к деятельности.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»