2 Функции управления маркетингом
Управление маркетингом предполагает выполнение следующих функций: анализ с целью выбора направлений маркетинговой деятельности, разработка планов маркетинга, организация их выполнения, мотивация и маркетинговый контроль. Анализ с целью выбора направлений маркетинговой деятельности включает маркетинговые исследования, сегментацию рынка, выбор целевых рынков и позиционирование товаров.
Маркетинговое исследование — это комплексное понятие, включающее все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом посредством систематического сбора, анализа и отражения данных о проблемах, стоящих перед предприятием (фирмой), а также о путях их решения в связи со сложившейся ситуацией.
Маркетинговые исследования должны быть системными, систематичными, объективными и точными.
Системный подход заключается в том, что при анализе рассматриваются внутренняя и внешняя среда в совокупности и взаимосвязи, во всей полноте.
Систематичность — маркетинговые исследования должны носить повседневный, а не случайный или разовый характер и включать всю совокупность действий или процессов — от сбора информации, ее записи и обработки до анализа.
Объективность означает, что маркетинговые исследования должны проводиться без каких-либо смещений и учитывать все факторы, в рамках которых функционирует предприятие.
Точность касается всех элементов исследования, они должны тщательно планироваться и выполняться.
Маркетинговые исследования требуют много усилий, времени и средств, поэтому они доступны далеко не каждой фирме, особенно в полном объеме. Однако нередко экономия на них оборачивается крупными потерями во время производства и продажи товара.
Известны четыре метода проведения маркетинговых исследований для получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос.
Наблюдение — самый простой и дешевый метод исследования проблемы. Но и возможности этого метода весьма ограничены. С его помощью можно оценить приблизительный половозрастной состав посетителей магазина, а также приблизительную частоту и ассортимент покупок.
Эксперимент предполагает целенаправленное изменение существенных условий наблюдения без ведома потребителя. Например, для выяснения реакции покупателей на товар-новинку можно разместить его на прилавке рядом с аналогичным товаром и фиксировать эту реакцию. Или за один и тот же прилавок последовательно ставить молодых и опытных продавцов, мужчин и женщин.
Фокусирование состоит в целенаправленном отборе так называемой «фокус-группы» (7-15 человек) и всестороннем обсуждении интересующей исследователей проблемы, направляемом профессиональным психологом.
Фокус-группа может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социальной группы, «лидеров мнений», экспертов. Метод фокусирования подходит для поисковых исследований, тестирования продукции и рекламной кампании.
Опрос — ведущий, универсальный метод проведения маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят о маркетинговом исследовании (сборе первичной информации), имеют в виду именно опрос, предполагающий прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.
Опрашивать можно граждан, представляющих различные группы населения, семьи (домохозяйства), фирмы (компетентных представителей), учреждения (ответственных лиц) и экспертов (специалистов). В качестве последних могут быть выбраны самые различные группы — от домохозяек до главных редакторов средств массовой информации.
Опрос 100 представителей конкретной социально-демографической группы, например московских замужних женщин в возрасте 30-45 лет, имеющих одного ребенка, высшее образование и определенный совокупный доход в месяц, как правило, дает результат с ошибкой не более 2 %, или 0,5 %-ного пункта. Для построения репрезентативной выборки по конкретному городу, как правило, достаточно опросить .400-600 человек. Допуск на ошибки не будет превышать 5 %, или 1,5 %-ного пункта. Репрезентативная выборка, представляющая все население России, должна состоять из 3000-10 000 человек и минимум 108 групп (2 пола, 3 возраста, 2 образовательных уровня, 3 доходные группы, 3 типа поселений). Точность полученного результата будет в пределах + 10 %, или 3 %-ных пунктов.
Процесс маркетингового исследования включает ряд операций: определение проблемы и цели, отбор источников информации, сбор информации, ее анализ, выработка рекомендаций, предоставление полученных результатов.
Процесс определения проблемы состоит из четырех последовательных этапов.
1. Неопределенная постановка проблемы.
2. Предварительная проработка — выявление основной проблемы путем обсуждения ведущими сотрудниками.
3. Конкретизация проблемы.
4. Заключительное исследование — структурированный сбор данных и анализ их для решения конкретной задачи или достижения конкретной цели.
Маркетинговое исследование чаще всего преследует практическую цель, так как призвано дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия решений по вопросам, способным повысить эффективность деятельности предприятия (фирмы).
Маркетинговое исследование обычно начинается со сбора вторичной информации.
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Она включает имеющиеся источники данных: внутренние (отчеты о прибылях и убытках, данные о сбыте, счета клиентов и т. д.) и внешние (издания государственных учреждений, периодика, книги, услуги коммерческих организаций).
Первичная информация представляет собой впервые собранную информацию для решения конкретной проблемы или вопроса.
На этапе отбора первичной информации необходимо выбрать вид исследования, который обусловливается характером поставленной цели, выдвинутых задач. В соответствии с этим в зависимости от цели и предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач различают три основных вида исследования:
разведывательное — охватывает небольшие совокупности объектов и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; обычно используется один из наиболее доступных методов сбора первичной информации, позволяющий получить требуемые результаты в сжатые сроки;
описательное — предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится для получения как можно более полной всесторонней информации о состоянии дел на ведущих участках работ;
аналитическое — ставит своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, лежащих в его основе и обусловливающих его характер.
В процессе отбора первичной информации необходимо разработать план, требующий предварительных решений относительно методов исследования, его орудий, порядка составления выборки, способов связи с аудиторией. В плане должны быть четко определены вопросы, характеризующие степень охвата, полноту и глубину необходимой для сбора первичной информации. В него включают следующие решения:
о субъекте исследования — необходимо выяснить, кто будет собирать данные: будет этим заниматься исследовательский отдел фирмы или требуется задействовать внешние исследовательские организации;
характере информации — определяется тем, как сформулирована задача исследования;
об объекте исследования;
о методах и орудиях исследования — как проводить сбор необходимой первичной информации;
порядке составления выборки (выборка — это сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом); план выборки включает три вопроса: кого опрашивать; сколько человек необходимо опросить; каким образом отбирать членов выборки;
способах связи исследователя с аудиторией — интервью по телефону; личные интервью; индивидуальные интервью; групповые интервью; анкеты, рассылаемые по почте.
При проведении полномасштабного маркетингового исследования отправной точкой должен служить комплексный анализ деятельности предприятия (фирмы). Такой анализ позволяет оценить прошлую деятельность фирмы, рассмотреть ее достижения и неудачи, вскрыть причины тех и других, установить компетентность сотрудников и эффективность их работы, а также ответить на многие другие вопросы. В маркетинге его принято называть ситуационным. Перечень анализируемых объектов следующий: рынки, товары, потребители, конкуренты, цены, товародвижение, продвижение товара на рынок, организация сбыта, реклама, внешняя среда, цели, программа и организация маркетинга.
Источником ситуационного анализа в большей степени служит внутренняя информация. Однако имеется немало таких вопросов, ответы на которые можно получить только в результате проведения специальных исследований по определенному направлению. К таким вопросам, в частности, относятся:
определение емкости рынка и отдельных его сегментов;
исследование поведения покупателей (отношение к товару фирмы, мотивы и способы покупки и т. д.);
конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;
изучение практики деятельности конкурентов;
исследование предполагаемой реакции на введение нового товара (возможный объем сбыта, вероятный ответ конкурентов и т. д.).
На этапе анализа собранной информации исследователь производит отбор наиболее важных сведений и результатов из совокупности полученных данных. Данные сводятся в таблицы, на их основе рассчитываются такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем для получения дополнительных сведений данные обрабатывают с помощью современных статистических методик и моделей принятия решений.
На основе собранных данных разрабатывают предложения о действиях фирмы. Рекомендации обычно представляют в письменной (реже в устной) форме. Они должны содержать пути решения исследуемой проблемы или вопроса.
По завершении маркетингового исследования результаты и основанные на них рекомендации должны быть представлены в форме отчета.
Сегментация рынка заключается в разделении его на группы I потребителей (рыночные сегменты), которые предъявляют различные требования к продукции, характеризуются однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
Важным моментом является выбор критериев сегментации. Критерии сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и др., как правило, отличаются. Например, при сегментации рынка потребительских товаров используются географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и другие критерии. При сегментации рынка продукции производственно-технического назначения в первую очередь используются следующие критерии: географическое положение; тип организации, приобретающей товар; размер закупок; направления использования купленных товаров.
Затем с помощью выбранных критериев осуществляется сам процесс сегментации рынка, после чего для каждого выделенного сегмента необходимо определить реакцию потребителей. Представители одного рыночного сегмента должны одинаково относиться к продукту с точки зрения его достоинств, сходным образом его применять, одинаковым образом реагировать на инструменты маркетинговой деятельности (цену, рекламу и др.), демонстрировать схожие поведение и лояльность к продукту.
Сегменты рынка должны быть:
определенными, то есть иметь четкий набор потребностей и реагировать схожим образом на предлагаемый продукт;
достаточно существенными по размеру, чтобы оправдать дополнительные затраты на «подгонку» маркетинговых стратегий под их требования;
доступными для эффективной маркетинговой деятельности;
количественно измеряемыми;
стабильными.
После выявления рыночных сегментов определяется степень их привлекательности, выбираются целевые рынки и маркетинговые стратегии. Оценивается привлекательность каждого рыночного сегмента и выбирается один или несколько сегментов для освоения. При этом учитываются три главных фактора: размер сегмента и скорость его изменения (роста, уменьшения); структурная привлекательность; цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент. На выбранных целевых рынках могут использоваться следующие типы стратегий: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг. — Позиционирование товаров означает действия, направленные на обеспечение им конкурентоспособного положения на рынке и в сознании целевых потребителей и разработку соответствующего комплекса маркетинга для занятия своей товарной ниши (позиции).
Конкурентное преимущество — это преимущество, полученное путем предоставления потребителям дополнительных благ за счет реализации более дешевой продукции, предложения высококачественных продуктов с набором необходимых услуг по оправданно высоким ценам.
Для завоевания прочных позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования, предприятие выделяет характеристики товаров и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличить их от конкурентов, то есть проводит дифференциацию товаров. Причем для разных товаров могут выбираться разные направления дифференциации. Выделяют дифференциации продуктовую, сервисную, персонала, имиджа.
Разработка планов маркетинга — это процесс определения целей, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени. В зависимости от того, за какой период этих целей предполагается достичь, выделяют планы:
долгосрочный, или стратегический;
среднесрочный;
годовой.
Составной частью каждого плана деятельности предприятия (фирмы) является маркетинговая программа. При этом обычно рассматривают долгосрочную, или стратегическую, маркетинговую программу и годовой план маркетинга.
Стратегическая маркетинговая программа составляется на 3-5 лет и более. Она ежегодно пересматривается, на ее основе составляются годовые планы маркетинга.
Процесс планирования включает четыре основных этапа:
определение цели маркетинга для отдельных товаров и рынка;
разработка альтернативных стратегий (освоение новых товаров, формирование рынка, диверсификация, проникновение на новые рынки);
выбор наилучшей стратегии;
формирование плана маркетинга.
План маркетинга составляют на основе стратегической маркетинговой программы. Он более детализирован, чем указанная программа, и при его разработке учитываются текущее состояние и возможные изменения внутренней и внешней среды маркетинга. Как правило, план маркетинга содержит восемь разделов.
1. Исходные показатели деятельности.
2. Оценка текущей маркетинговой ситуации.
3. Имеющиеся опасности и возможности.
4. Цели и задачи.
5. Стратегия маркетинга.
6. Программа действий.
7. Бюджет.
8. Порядок контроля.
Стратегия маркетинга выступает главным направлением маркетинговой деятельности, благодаря которому предприятия (фирмы) могут достичь своих целей. Она включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каждого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые и выпускаемые товары, цены, продвижение товаров, включая рекламу, доведение их до потребителей, должно быть указано, как стратегия реагирует на опасности и возможности рынка.
Из общих маркетинговых стратегий предприятия (фирмы) по отношению к конкретным рынкам можно выделить:
расширение существующих рынков;
проникновение на новые рынки;
поддержание уровня сбыта на существующих рынках;
концентрацию усилий на меньшем числе рынков;
уход с рынка.
Каждая из указанных стратегий подлежит дальнейшей детализации.
Так, стратегия проникновения на новые рынки с новым товаром может быть конкретизирована в следующих стратегиях.
1. Стратегия быстрого получения прибыли:
большинство покупателей не осведомлено о товаре, и требуется затратить значительные усилия на их информирование и создание положительного отношения к товару;
покупатели, осведомленные о товаре, согласны платить высокую цену.
2. Стратегия медленного получения прибыли: емкость рынка незначительна;
товар известен большинству покупателей;
покупатели готовы платить высокую цену;
конкуренция на рынке незначительна.
3. Стратегия быстрого (широкого) проникновения: большая емкость рынка;
покупатели плохо осведомлены о товаре;
для большинства покупателей высокая цена неприемлема;
конкуренция на рынке велика;
рост масштабов производства уменьшает себестоимость единицы продукции.
4. Стратегия медленного проникновения:
большая емкость рынка;
хорошая осведомленность о товаре;
отказ покупателей от приобретения дорогого товара;
конкуренция на рынке невысокая.
Исходя из общей выбранной стратегии деятельности с учетом конкретной ситуации, сложившейся на данном рынке, уровня конкурентной борьбы выбирается стратегия по отношению к продукту. В этой области можно выделить следующие стратегии:
дифференциации — предприятие (фирма) концентрирует усилия на создании товаров и разработке маркетинговой программы по своим характеристикам, отличающимся в лучшую сторону от конкурентов;
лидерства по полным затратам — обеспечивает предприятию (фирме) наименьшие издержки производства и доведение товара до потребителя, благодаря чему оно устанавливает по сравнению с конкурентами более низкие цены и завоевывает большую рыночную долю;
специализации, или фокусировки, — предприятие концентрирует свои усилия на производстве товаров, ориентированных на узкий круг потребителей;
диверсификации — выпуск новых продуктов, не связанных с производством главных их видов, с выходом на нетрадиционные рынки; такая стратегия снижает вероятность крупных провалов;
расширения областей использования продукта.
Выбор той или иной стратегии маркетинга в существенной мере зависит от стадии жизненного цикла продукта.
Организация выполнения планов маркетинга включает:
определение структуры управления маркетингом;
подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления;
установление прав и обязанностей сотрудников службы управления маркетингом;
создание необходимых условий для нормальных работ сотрудников, занятых решением маркетинговых задач;
установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления фирмой.
Служба управления маркетингом включает всех работников, занимающихся решением маркетинговых проблем, сосредоточенных в соответствующих подразделениях, находящихся в непосредственном подчинении заместителя руководителя предприятия (фирмы) по маркетингу.
Мотивация как функция управления маркетингом представляет собой побуждения, вызывающие активность индивидуумов и определяющие ее направленность, в данном случае на покупку какого-то товара.
Индивидуум в любой момент испытывает различные потребности. Однако большинство этих потребностей не являются достаточно сильными, чтобы служить мотивом действия в данный момент. Потребность становится мотивом только тогда, когда достигает достаточного уровня интенсивности.
В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используется теория мотивации Маслоу.
Мотивационный процесс проходит несколько стадий:
возникновение потребности;
поиск путей удовлетворения потребности;
определение цели (направления) действия;
осуществление действия;
получение вознаграждения за осуществленное действие;
устранение потребности.
Роль рычагов воздействия или носителей «раздражений», вызывающих действие определенных мотивов, выполняют стимулы.
Стимулирование потребителей включает: льготные упаковки товаров, возможность возврата денег за проданный товар; купоны, премии, зачетные талоны, лотереи и конкурсы, распространение образцов, шоу, концерты и другие зрелища.
Льготная упаковка товаров — это всевозможные льготы покупателю, связанные с тарой, например: большее количество товаров в той же упаковке за ту же цену; в той же таре комплект товаров (лекарство с мерной ложкой) и т. д.
Возможность возврата денег за проданный товар дает покупателю уверенность в доброкачественности товара.
Купоны представляют собой предварительные обязательства фирмы продать конкретный товар по сниженной цене.
В качестве премии выступает товар, который прилагается к основной покупке бесплатно или по низкой цене (например, хороший ремешок к дорогим часам).
Зачетные талоны, вручаемые при покупке, дают покупателям возможность дополнительно получить бесплатно или по сниженной цене другой нужный им товар или услугу.
Лотереи и конкурсы позволяют при покупке товара получить выигрыш.
Распространение образцов предполагает передачу образца товара (как правило, новинки) бесплатно «на пробу».
Шоу, концерты и другие зрелища обычно сопровождают массовую распродажу товара. Их цель — привлечь публику.
Стимулирование работников каналов распределения товаров предусматривает: бесплатное предоставление товаров, поощрение дилеров, совместную рекламу и выставки, экспозиции в местах продаж.
Бесплатное предоставление товаров предполагает передачу нескольких упаковок товаров посреднику (как правило, за определенную партию проданных). Поощрение дилеров обычно производится наличными деньгами или подарками, фирменными сувенирами (как правило, это продукция фирмы, снабженная специальными фирменными знаками).
Дилеры и оптовики могут поощряться за включение товара в их номенклатуру. Хорошим поощрением для них является организация фирмой совместных с ним рекламы, выставок и экспозиции товаров в местах продаж.
Меры по стимулированию торгового персонала включают: мероприятия по повышению квалификации, деловые встречи, выставки, игры и лотереи, конкурсы, премии.
Мероприятия по повышению квалификации проводятся в форме учебных занятий, конференций, съездов, семинаров, стажировок (в том числе зарубежных), деловых игр, способствующих повышению профессионального уровня персонала фирмы.
Деловые встречи дают возможность наладить деловые и личные контакты между персоналом фирмы и их коллегами, работающими в различных регионах страны.
На выставках демонстрируются товары данной фирмы и фирм-поставщиков, они позволяют выявить новых покупателей и расширить контакты с клиентами и партнерами.
В ходе игр и лотерей персонал фирмы получает возможность проявить себя, заработать призы и выигрыши (иногда немалые).
Конкурсы проводят по определенным заданиям, их результаты оцениваются компетентным и авторитетным жюри.
Премии обычно присуждают за лучшие результаты в профессиональной деятельности. Они могут быть в денежной форме, а также в форме подарков, туристических путевок и т. д.
Маркетинговый контроль — комплексное, системное и регулярное исследование маркетинговой среды предприятия (фирмы), его задач, стратегии или оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действия.
Маркетинговый контроль должен быть объективным и осуществляться в определенной последовательности и с определенной периодичностью, обеспечивать всестороннее исследование рассматриваемых проблем. Исходными для организации контроля являются количественные и качественные параметры, с которыми сопоставляют реальные результаты. Кроме того, необходимо в каждом конкретном случае установить временные интервалы, в течение которых данные сопоставления будут проводиться. Количественные, качественные и временные параметры лежат в основе так называемых стандартов системы контроля. Ориентируясь в производственно-коммерческой деятельности на долгосрочный успех, предприятия (фирмы) должны через определенные промежутки времени проводить оценку эффективности своей маркетинговой деятельности. Такую оценку и призвана обеспечить ревизия маркетинга, осуществляемая в рамках стратегического контроля.
Ревизия маркетинга может проводиться работниками фирмы или независимыми экспертами. Оба варианта имеют как преимущества, так и недостатки.
В рамках ревизии маркетинга проводится анализ внутренних и внешних возможностей фирмы. Он предполагает изучение рынков, потребителей, конкурентов, а также в целом внешней среды маркетинга.
Уточняются цели и задачи деятельности фирмы, проводится анализ сегментирования рынка, выявляется обоснованность выбора целевых сегментов, устанавливается, насколько верно позиционирование отдельных товаров на рынке. Основное внимание в процессе ревизии уделяется вопросам планирования отдельных составляющих комплекса маркетинга. Проводится анализ товарной и ценовой политики, распределения и продвижения товара. Результатом анализа являются конкретные предложения по совершенствованию деятельности фирмы в рассматриваемой области.
Заключительным этапом ревизии является анализ эффективности управления маркетингом.
Осуществляя ревизию маркетинга, следует выявить существующие проблемы, установить имеющиеся возможности предприятий и разработать рекомендации по обеспечению более высокого уровня эффективности маркетинга.
Важной формой контроля в последние годы становится аудит маркетинга.
В организационной модели аудиторской оценки эффективности систем управления маркетингом предполагается выделение следующих основных элементов:
объект аудита;
критерии эффективности состояния и функционирования объекта аудита;
методы (методика) аудита.
Например, аудит товародвижения (распределения) товаров проводится по следующей схеме.
1. Объекты аудита:
структура товародвижения (каналы товародвижения, пропорции при смешанных каналах); формы товародвижения; формы прямого сбыта; соотношение типов посредников.
2. Критерии эффективности: структура и формы товародвижения, прямого сбыта, соответствие типов посредников целям организации и обеспечение максимального объема продаж и минимизации сбытовых издержек.
3. Методика аудита:
выяснить (опросить руководство предприятия, провести анализ соответствующих документов) цели организации (ими могут быть, например, расширение долей рынков, максимизация прибыли и т.д.);
определить и проанализировать соотношение суммарных сбытовых издержек и объемов сбыта по прямому и косвенному способам продаж, при транзитной и складской формах товародвижения, при различных формах прямого сбыта (работа на заказ; работа на свободный рынок через оптовую торговлю, магазинную, немагазинную; персональная продажа; продажа по телефону, по купонам-заявкам; продажа на выставках и ярмарках и др.) и по посредникам (независимые посредники: торговые маклеры, дистрибьюторы регулярного типа; зависимые посредники: брокеры, закупочные конторы, агенты, комиссионеры и др.);
выявить отклонения от критериев эффективности;
разработать предложения по оптимизации политики распределения в соответствии со стратегиями и возможностями организации.
По такой же модели можно осуществлять аудит других направлений маркетинговой деятельности.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»