logo
ЭУМК Управление в апк

3 Стратегии реализации нововведений

Нововведения обычно разрабатываются по следующим основным направлениям.

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с высокой технико-экономической эффективностью и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерной особенностью современного этапа является то, что конкуренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки новой продукции.

2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой стратегии требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и быстрой реакции на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае фирма не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, «снять свою долю сливок», пока рынок не насыщен. Вместе с тем предприятие должно быть ориентировано на постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.

3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации данной политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на невысокие издержки производства, так как при выпуске модификаций изделия используются стандартизированные части и детали.

Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и освоение новых изделий и технологических процессов. Может предусматриваться выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров-аналогов тех, которые появились на рынке, или путем заимствования научно-технических достижений других фирм в результате приобретения лицензий, ноу-хау, а также на основе межфирменного кооперирования — получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий и улучшение их технико-экономических характеристик.

Ориентация производства на выпуск изделия с улучшенными свойствами, отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции, не требует крупных ассигнований на НИОКР, но предполагает непрерывную конструкторскую работу, работу дизайнеров и инженеров.

Модификация может проводиться и путем внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования изделиями (например, миниатюрность) и внедрение в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов. В этом случае производится модификация выпускаемых изделий применительно к конкретному рынку.

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства продукции или необходимости перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на разных рынках.

Правильная политика нововведений имеет важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности фирмы сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Она должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намеченных работ.

Эффективная политика нововведений базируется, с одной стороны, на анализе общих процессов развития общественного производства, выявлении специфических свойств этих процессов, с другой — на создании необходимых организационно-хозяйственных, общественно-политических и общеэкономических условий, побуждающих предприятия АПК к инновационной активности.

В дальнейшем разрабатывается стратегия нововведений. Выделяются три типа стратегий: эволюционный, наступательный и наступательно-рисковый.

Эволюционная стратегия. Характерными свойствами стратегии являются отставание объемов создаваемой продукции от спроса на нее и требований к техническому уровню.

Особенности данного вида стратегии: отставание технического уровня изделий и производства от мирового уровня, большая фондоемкость, низкая фондоотдача, высокая себестоимость продукции, медленное внедрение нововведений. Следствие ее реализации — неконкурентоспособность продукции и низкая ее эффективность, высокая степень риска, экономических потерь, длительность цикла исследование — производство, слабое удовлетворение социальных потребностей, ускорение темпов инфляции.

Этот тип стратегии пока наиболее распространен. В соответствии с ней предприятие вообще не «отслеживает» момент, после которого развитие отдельных технологий и организационных форм невозможно.

Наступательная стратегия. При этом типе стратегии спрос на нововведения удовлетворяется по мере его возникновения, своевременно проводится модификация продукции, эффективно ведется насыщение потребителей продукцией с точки зрения ее объемов и ассортимента.

Данный тип стратегии характеризуется достаточно высоким техническим уровнем изделий и производства, большой фондоемкостью и фондоотдачей, максимальным объемом производства, низкой себестоимостью. Ему свойственны наименьший уровень риска, экономических потерь и продолжительности цикла исследование — производство, наибольший экономический эффект, возрастание возможностей удовлетворения социальных потребностей населения, сокращение темпов инфляции.

Наступательно-рисковая стратегия. При этом типе стратегии спрос на нововведение отстает от предложения. Экономическая устойчивость отдельных объектов АПК в данном случае зависит от совершенства организационного, кадрового, управленческого, финансового, экономического обеспечения на всех уровнях и стадиях формирования и реализации стратегии. Данный тип страте­гии характеризуется наибольшими значениями риска в связи с высокой неопределенностью спроса, объемов производства и экономического эффекта при значительных затратах на исследование конъюнктуры рынка, рекламу.