logo
ЭУМК Управление в апк

2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»

Цель занятия. Освоить методику разработки личного плана руководителя в отношении собственной карьеры.

Условия и исходные материалы. По литературным источникам и учебнику ознакомиться с основными моделями карьерного ро­ста, обдумать возможный личный план, состоящий из несколь­ких этапов. По приведенной ниже методике разработать личный план карьерного роста и карьеро- программу молодого специалиста.

Порядок и методика выполнения задания. Существуют четыре основные модели продвижения по службе: «трамплин», «лестни­ца», «змея» И «перепутье».

Модель «трамплин» - это вариант, при котором путь работника представляет собой длительный подъем по служебной лестнице с постепенным ростом потенциала, знаний, опыта и квалификации. На определенном этапе работник занимает высшую для его возмож­ностей должность и старается удержаться на ней как можно дольше. Потом «прыжок с трамплина» вниз - уход на пенсию (рис. 10).

в соответствии с моделью «лестница» каждая ступенька слу­жебной карьеры представляет собой должность, которую работ­ник занимает фиксированное время, например не более 5 лет.

. ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта управленец поднимается по служебной лестнице поднимаясь на верхнюю ступень иерархии, он начинает планомерный спуск, выполняя все менее ответственную работу. Однако его услуги в качестве консультанта остаются ценными для предприятия (рис. 11).

Модель «змея» предусматривает горизонтальное перемещение каждые 1-2 года работника с одной должности на другую путем назначения. Это происходит при постоянной ротации кад­ров в аппарате управления, наличии четкой системы назначения, перемещения и детальном изучении функции управления (рис. 12).

Модель «перепутье» предполагает по истечении фиксированного срока работы прохождение руководителем или специалистом аттестации, по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности (рис. 13).

1. Оценка жизненной ситуации

1. Работа

Четко ли я представляю себе цели своей деятельности? Помогает ли работа в достижении других жизненных целей? Каковы мои цели в отношении продвижения по служебной лестнице?

Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?

Существуют ли у меня энтузиазм в отношении работы и мотивация к ней?

Что может служить для меня мотивацией сегодня? Через пять лет?

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

Как я могу убедиться, что работа будет в ближайшие годы соответствие моим личным потребностям?

2. Экономическое состояние

Каково мое материальное положение? Каков мой личный бюджет и придерживаюсь ли я его рамок?

К каким мерам в случае необходимости я могу прибегнуть, чтобы улучшить материальное положение?

3. Физическое состояние

Какова моя физическая форма?

На чем основана оценка здоровья (собственное представление, тесты и т. д.)?

Регулярно ли я бываю на осмотрах у врачей?

В каком лечебном заведении необходимо подлечиться?

4. Социальное состояние (человеческие отношения)

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?

Что выражается?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? Интересует ли других мое мнение?

Навязываю ли я другим свои мысли и мнения? Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это провялятся?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о поддержании дружеских отношений? Как я могу влиять на отношение ко мне других?

5. Психическое состояние

Каково мое психическое состояние?

На чем основана оценка собственное представление, тесты, результат медицинского обследования)?

Что беспокоит меня в настоящее время? Не следует ли поменять работу?

Какие стрессы могут ожидать меня в ближайшем будущем? Не следует ли поменять образ жизни, круг общения, хобби? Нуждаюсь ли я в помощи психиатра?

6. Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи? Следует ли завести ребенка (еще одного ребенка)? Уделяю ли я достаточно внимания близким?

Как лучше про водить досуг в кругу семьи?

Куда поехать отдыхать?

Куда пойти учиться детям?

Как помочь детям, имеющим свою семью?

2. Конечные цели карьеры.

1. Целями моей карьеры являются: а)

б)

в)

  1. Желательно достичь искомого результата до # г.

  2. Какие факторы способствуют достижению целей:

Какие препятиствуют:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Далее построим карьерограмму молодого специалиста-эконо­миста. Карьерограмма представляет собой фактическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах продвижения по служебной лестнице. Она состоит из двух частей: перечня должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей, которые экономист может зани­мать в течение трудовой деятельности с указанием примерных сроков работы на этих должностях и перечня учебных заведений, факультетов, курсов, аспирантуры и докторантуры, которые необходимо пройти в те или иные сроки для обучения, повышения квалификации, переподготовки. Самообразование входит во вто­рую часть карьерограммы. Следует отметить, что нахождение на руководящих должностях должно увязываться с видами обучения и повышения квалификации (табл. 26).

26. Соотношение стажа на занимаемой должности и сроков обучения и повышения квалификации

Стаж на занимаемой должности, лет

Виды обучения и повышения квалификации

5-6

2-3

3-4

4-5

5-6

Высшее учебное заведение

Институт повышения квалификации Самостоятельное обучение (стажировка)

Факультет переподготовки руководящих кадров при вузе Самостоятельное обучение (стажировка)

Аспирантура экономического профиля

Защита кандидатской диссертации

Докторантура (соискательство)

Защита докторской диссертации

Самостоятельное обучение, стажировка, лекторская и кон­сультационная деятельность, участие в конференциях, семи­нарах, симпозиумах и т. д.