logo
ЭУМК Управление в апк

1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне

Рассмотрим формы управления на макроуровне.

Управление по характеру взаимоотношений центральных органов власти с входящими в состав страны субъектами, их управленческими структурами может быть субординационным и координационным.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении и характерно для унитарных государств, каким был СССР.

Координационное управление предполагает большую экономическую свободу субъектов.

В процессе экономических реформ, перехода к рынку при возрастающем стремлении к суверенитету регионов России произошел переход от субординационного управления к координационному. Сегодня субъекты Федерации могут иметь собственную конституцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В то же время центральные органы власти устанавливают для них единые гражданство, денежные единицы, тарифную, транспортную, энергетическую системы и т. д.

Этот процесс коснулся всех отраслей экономики, в том числе и АПК.

По уровням иерархии управление разделяют на федеральное, региональное, муниципальное (местные) и частное с соответствующими управленческими органами. Так, объекты федерального (государственного) управления — природные ресурсы России, естественные монополии, системы транспорта и связи, акции крупнейших предприятий, экспортно-импортные связи и т. д. Объекты регионального управления — природные и производственно-технические ресурсы, имеющиеся на их территории, и т. д. При этом региональное управление осуществляется на основе соглашений или договоров между федеральными и региональными органами власти. Масштаб муниципального (местного) управления также определяется путем разграничения полномочий региональных и муниципальных управленческих структур. Объекты частного управления — это уровень отдельных предприятий, хозяйств.

По масштабу воздействия на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали управления от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно реализуется через министерства, которые призваны проводить в жизнь единую техническую политику в отрасли и обеспечивать поддержание оптимальных внутриотраслевых и межотраслевых пропорций. С утверждением рыночных отношений наблюдается некоторое снижение роли министерств, что не всегда идет на пользу экономике.

Примером отраслевого управления является система органов управления сельским хозяйством на разных уровнях, включающая Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерства сельского хозяйства субъектов РФ (департаменты сельского хозяйства краев, областей и автономных образований; комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга), районные управления сельского хозяйства и др. В АПК существуют структуры, построенные по территориальному и территориально-отраслевому признакам (объединения, ассоциации, союзы, акционерные общества).

При внедрении высоких технологий путь решения проблем подчас находится на стыке отраслей, поэтому необходимо формирование органов межотраслевого управления, например создание корпораций на акционерной основе. Государство может предоставлять корпорации заказ на производство нужной продукции и в то же время быть владельцем более 50 % ее акций, то есть контрольного пакета, что обеспечит государственное регулирование деятельности предприятия. При этом интересы государства гарантируются советом директоров, в который входят представители правительства. Элементы государственного управления могут применяться и в холдингах, которые в условиях рынка могут создаваться в перерабатывающих отраслях АПК.

Территориальное управление осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами государственной власти на территории субъекта РФ и муниципальными органами. Основной задачей территориального управления является разработка региональной политики, рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие региона. При этом должны быть разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти.

По сроку исполнения управленческих решений управление может быть оперативным, стратегическим и тактическим. Оперативное управление решает текущие задачи, абстрагируясь от типовых решений. Стратегическое управление определяет цели и задачи на долгосрочную перспективу, базируется на политическом курсе государства, стратегическом плане, концепции развития. Тактическое управление выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок.

Основным методом управления на макроуровне является государственное регулирование, то есть целенаправленное воздействие государства на управляемый объект. Вероятно, за государством должен сохраниться приоритет в управлении социально-экономическими процессами, что доказано опытом многих стран мира с рыночной экономикой. Без сохранения за государством значительной доли собственности, эффективного регулирования развития социально-экономических процессов, хода рыночных реформ, а также без государственного индикативного планирования и прогнозирования, стимулирования совокупного спроса невозможно не только построить эффективную экономику, но и выйти из системного кризиса.

Сегодня в основе государственного регулирования должны быть экономические интересы как государства, так и управляемого объекта. В то же время наряду с косвенными методами воздействия (экономическими, социально-психологическими) могут быть использованы и прямые (административные) методы. Например, государство может устанавливать квоты на производство продукции и т. д.

Государственное регулирование действует в определенных границах и зависит от социально-экономической политики. При этом следует учитывать характер функционирования рыночных механизмов, множество других факторов, действующих одновременно. Например, повышение цен на продукты питания может оцениваться, с одной стороны, как позитивный фактор, улучшающий сбалансированность спроса и предложения, с другой — как негативный, снижающий жизненный уровень населения.

Цели и принципы государственного регулирования в аграрной сфере выражаются в соответствующей стратегии.

В начале 90-х годов аграрная стратегия была направлена на ста­новление свободных товаропроизводителей, утверждение многообразия форм собственности в АПК. Затем предстояло решить задачи перехода к рыночным отношениям, развития предпринимательства. Какова должна быть аграрная стратегия России на перспективу, не ясно. В аграрной науке по этому вопросу идет борьба двух направлений. В соответствии с одним из них необходим свободный рынок вплоть до отказа государства от финансовой помощи сельскому хозяйству и ускорения банкротства убыточных предприятий. Другое направление предполагает постепенное становление регулируемого аграрного рынка, государственную поддержку крупных хозяйств и всех форм собственности, жесткий контроль земельного рынка. Заметим, что второе направление более соответствует опыту развитых стран мира, который подтверждает необходимость постоянной поддержки и регулирования АПК.

Методы воздействия в управлении подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. Административные методы опираются на авторитет государственной власти; экономические — на использование экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности; социально-психологические — на психологическую мотивацию человеческой деятельности, потребность человека понять свою роль в обществе, социально-экономических процессах.

Особенностью перехода от государственной экономики к рыночной является коренное изменение роли экономических рычагов, механизмов их действия. Экономические рычаги должны стать главными регуляторами взаимоотношений государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя. Однако механизм их применения намного сложнее, чем административных, что затрудняет деятельность управленческих структур. Главная задача при этом — обеспечение надежного управления развитием экономических процессов в АПК. Вместе с тем следует учитывать, что увеличение масштабов регулирования и субсидирования АПК напрямую зависит от возможностей государственного бюджета.

Важнейшими методами государственного управления являются прогнозирование и индикативное планирование.

Прогнозирование — это предвидение, основанное на закономерностях общественного развития, действии факторов в прогнозируемый период и расчетных данных. Прогноз строится с учетом тенденций научно-технического прогресса, возможных результатов и условий, при которых они могут быть реализованы. Он осуществляется с учетом демографических, экономических, научно-технических, социальных, экономических (отраслевых и региональных) факторов.

Индикативное планирование должно опираться на сильный государственный сектор, способный оживить российскую экономику, государственный и частный капитал. Разработку федеральных целевых программ осуществляют органы государственного управления РФ, а региональных — органы государственного управления субъектами РФ. При этом выделяют приоритеты, намечают конкретные результаты и эффект, который должен быть достигнут в период от одного года до пяти лет и в более отдаленной перспективе. В программах увязывают материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшее требование к ним — согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. Целевые программы разрабатывают с учетом бюджетов, они финансируются из государственных источников, а также из местных бюджетов и внебюджетных фондов, с помощью инвестиций, привлекаемых под государственные гарантии.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы формы управления субъектами Российской Федерации?

2. Как классифицируются формы управления по характеру взаимоотношений, уровням иерархии, масштабу воздействия на управляемый объект?

3. Как классифицируется управление по срокам исполнения управленческих решений?

4. Расскажите о роли государственного регулирования в управлении.

5. Какие существуют методы воздействия на управляемый объект?

6. Какова роль прогнозирования и индикативного планирования в управлении?