logo search
UP_VDOVINA

Глоссарий

Американский институт управления (Project Management Institute) – организация, занимающаяся в США обобщением знаний по управлению проектами.

Базовый план (baseline) – согласованная и утвержденная версия плана проекта на момент начала работ по проекту; служит в качестве отправной точки для последующего анализа отклонений.

Бюджет проекта (project budget) – документ, определяющий объемы расходов по проекту.

Выравнивание ресурсов (resource levelling) – процесс разрешения ресурсных конфликтов путем разнесения во времени конфликтующих работ.

График проекта (project schedule) – расписание работ проекта, лишенное ресурсных конфликтов и утвержденное всеми заинтересованными сторонами.

Декларация проекта (project charter) – документ, формально заявляющий существование проекта; содержит описание продуктов проекта и причин, по которым проект был предпринят.

Движение денежных средств (cash flow) – диаграмма, иллюстрирующая соотношения прихода и расхода денежных средств во времени.

Диаграмма Гантта (gantt chart) – способ представления графика проекта, в котором каждая работа обозначается линейкой, наложенной на календарь.

Диаграмма предшествования (precedence diagram) – способ представления сетевого графика, при котором в узлах показываются работы, а стрелками – связи между ними.

Директивная дата (target date) – дата начала/завершения работ по проекту, установленная директивным образом, например контрактом.

Жизненный цикл проекта (project life cycle) – условное деление проекта на следующие фазы: концепция – проектирование – реализация – завершение.

Запуск, старт (kick-off) – начало проекта.

Иерархическая структура организации (organisation breakdown structure) – декомпозиция организации по подразделениям; каждому из подразделений могут быть приписаны определенные блоки работ.

Индекс эффективности графика (schedule performance index) – один из параметров, рассчитываемых по методике выполненной стоимости; отношение ПСВР/ПСПР (ВСWP/BCWS).

Индекс эффективности расходов (cost performance index) – один из параметров, рассчитываемых по методике выполненной стоимости, отношение ПСВР/ФСВР (BCWP/ACWP).

Ключевое событие, веха (milestone) – работа нулевой продолжительности; определяет некоторое важное для проекта событие, например подписание акта приемки одного из продуктов проекта.

Команда проекта (project team) – группа лиц, отвечающих за достижение целей проекта и подчиняющаяся менеджеру проекта.

Контроль хода выполнения (progress control) – комплекс мероприятий по сбору и оценке информации о текущем состоянии проекта.

Контроль эффективности выполнения проекта (performance мeasurement) – мониторинг выбранных показателей эффективности проекта по методике выполненной стоимости.

Конфликт ресурсов (resource conflict) – ситуация, когда в определенный момент времени требуется больше единиц какого-либо ресурса, чем есть в наличии.

Критическая работа (critical activity) – работа, лежащая на критическом пути.

Критический путь (critical path) – путь, задержки на котором приводят к задержкам всего проекта.

Матрица ответственности (responsibility assignment matrix) – таблица, определяющая ответственность конкретного человека или группы людей за конкретный блок работ

Общий резерв (total float) – период времени, на который можно задержать все работы данного пути без задержки всего проекта в целом.

Ожидаемый финансовый эффект (expected monetary value) – один из методов количественной оценки рисков проекта; произведение вероятности рискового события на сумму возможных убытков или выгод.

Отклонение по затратам (cost variance) – один из параметров, вычисляемых по методике выполненной стоимости; разность ПСВР-ФСВР (BCWP-ACWP).

Отклонение от графика (schedule variance) – один из параметров, рассчитываемых по методике выполненной стоимости, разность ПСВР-ПСПР (ВСWP-BCWS).

Пакет работ (work package) – группа работ, соответствующая отдельному узлу структуры декомпозиции работ самого нижнего уровня; как правило, такая группа имеет результатом некоторый промежуточный продукт.

Плановая стоимость выполненных работ (budget cost of work performed) – один из параметров, рассчитываемых по методике выполненной стоимости; произведение ПСПР  % выполнения.

Плановая стоимость проектных работ (budget cost of work scheduled) – один из параметров, рассчитываемых по методике выполненной стоимости; сумма всех затрат на вовлеченные ресурсы плюс прямые расходы по проекту.

Поздние сроки (late dates) – поздние даты начала/завершения каждой из проектных работ.

Предметная область (application area) – область, в которой выполняется проект: строительство, производство, торговля, наука, IT и пр.

Продукт (deliverable) – результат реализации всего проекта.

Проект (project) – предприятие, имеющее целью создание нового продукта или услуги, ограниченное во времени.

Процесс управления проектом (project management process) – комплекс действий, в той или иной степени повторяющихся на каждом этапе жизненного цикла проекта (инициализация, планирование, организация, выполнение, контроль, завершение).

Работа (activity) – атомарная составляющая проекта.

Ранние сроки (early dates) – сроки раннего начала/завершения каждой из проектных работ.

Ресурс (resource) – фактор, необходимый для выполнения работы, исключая время, например, людские, материальные и финансовые ресурсы.

Свободный резерв (free float) – период времени, на который можно задержать данную работу без задержки непосредственно следующих за ней работ.

Свод знаний по управлению проектами (project management body of knowledge) – документ, выпущенный Американским институтом по управлению проектами и принятый в качестве стандарта де-факто.

Сводный план проекта (project plan) – документ, содержащий практически всю информацию по проекту, включая описания продуктов, финансовые планы, планы работ, планы обеспечения качества, декомпозицию работ, анализ рисков, оценки требуемых ресурсов.

Сетевая модель (network) – математическая модель проекта, состоящая из работ и связей между ними.

Стрелочная диаграмма (arrow diagram) – способ представления сетевого графика, при котором в узлах показываются события, а стрелками – работы; требует ввода фиктивных работ для отображения логических связей.

Структура декомпозиции работ (work breakdown structure) –иерархическая структура, определяющая декомпозицию проекта по его основным и промежуточным продуктам или по другому признаку.

Управление временем (time management) – процесс определения продолжительности работ, логических связей между ними и разрешения ресурсных конфликтов.

Управление закупками (procurement management) – процесс составления спецификации продуктов и услуг, закупка которых требуется для выполнения проекта, выбор поставщиков и осуществление поставок.

Управление затратами (cost management) – процесс составления бюджета проекта и контроля его исполнения.

Управление изменениями (change management) – процесс идентификации возможных изменений, их оценка, утверждение, документирование и реализация.

Управление интеграцией (integration management) – процесс создания и выполнения сводного плана проекта, а также управление изменениями к нему.

Управление качеством (quality management) – процесс определения стандартов качества, которым должен соответствовать проект, и комплекс направленных на это мероприятий.

Управление коммуникациями (communication management) – процесс определения процедур сбора/распространения информации по проекту и состава этой информации.

Управление проектами (project management) – применение специальных знаний и методов с целью удовлетворить или превысить ожидания от проекта всех ключевых участников.

Управление рисками (risk management) – процесс идентификации и количественной оценки рисков, а также разработки методов реагирования.

Управление содержанием (scope management) – процесс определения перечня всех основных и вспомогательных продуктов проекта и действий по их созданию.

Управление человеческими ресурсами (human resourses management) – процесс идентификации квалификаций специалистов, требуемых для выполнения проекта, подбор соответствующих людей, формирование из них команды проекта и ее дальнейшее развитие.

Фаза концепции (concept phase) – первая фаза жизненного цикла проекта по классификации РМI.

Фаза проектирования (design phase) – вторая фаза жизненного цикла проекта по классификации РМI.

Фаза реализации (implementation phase) – третья фаза жизненного цикла проекта по классификации РМI.

Фаза завершения (final phase) – четвертая фаза жизненного цикла проекта по классификации РМI.

Фактическая стоимость выполненных работ (actual cost of work performed) – один из параметров, рассчитываемых по методике Earned Value (выполненная стоимость или освоенный объем).

Цели проекта (project objectives) – планируемые результаты проекта.