Характеристики целей
№ п/п | Характеристики | Рекомендации |
1 | Конкретная | Будьте конкретны при постановке цели |
2 | Измеряемая | Устанавливайте индикаторы прогресса (критерии), поддающиеся измерению |
3 | Распределяемая | Определите каждому исполнителю цель для выполнения |
4 | Реалистичная | Определите, что реально можно сделать с имеющимися ресурсами |
5 | Временная | Определите, когда может быть достигнута цель, то есть ее продолжительность |
При формулировании цели необходимо учитывать специфику проекта, отрасли, особенности состояния внешней среды, характер и содержание миссии проекта. Специалисты выделяют четыре сферы, применительно к которым устанавливаются цели, исходя из интересов участников проекта. Этими областями являются: доходы организации; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность. Наиболее распространенными направлениями, по которым устанавливаются цели проекта, являются:
прибыльность, отражаемая в показателях, например, величина прибыли, рентабельность, доход на акцию;
положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж;
производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции;
финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала;
мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники;
разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта;
изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений;
человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников;
работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей;
оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания состоит из четырех последовательных этапов.
1. Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении проекта.
2. Установление миссии и целей проекта.
3. Построение иерархии целей, или декомпозиция целей.
4. Формирование индивидуальных (частных) целей.
Первый этап. При правильном подходе к установлению целей команда проекта должна стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Оценка внешней и внутренней среды известна как SWOT-анализ (сильные и слабые стороны; возможности и угрозы). Она позволяет выделить тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций, поэтому менеджеры должны так формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение. Стратегические цели задаются в качественном виде, тактические и частные цели – в количественном выражении. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.
Второй этап. При установлении целей важно определить, что из широкого круга возможных характеристик проекта следует взять за основу. К числу таковых относятся:
– наличие альтернативных технических решений;
– спрос на продукцию проекта;
– продолжительность проекта, в том числе его инвестиционной фазы;
– оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;
– перспективы экспорта продукции проекта;
– сложность проекта;
– инвестиционный климат в районе реализации проекта;
– соотношение затрат и результатов проекта;
– конкурентоспособность организации и продукта;
– риск реализации проекта.
Определившись с выбором показателя, следует установить общий критерий достижения поставленных целей в количественном (рентабельность 5%) или качественном (низкий уровень риска) выражении. В практике управления проектами используются три подхода к формированию общего критерия:
а) стоимостной – акцент на характеристики затрат и прибыли;
б) ценностный – нацелен на потребителя (потребительская значимость, общественная полезность, экологичность, безопасность);
в) прогрессивный – предполагает основное внимание обращать на техническое совершенство организаций, структур, технических решений, их перспективность для дальнейшего совершенствования.
Обычно эти критерии выводятся из миссии, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения управляющей организации в среде.
Третий этап. Установление иерархии целей предполагает определение стратегических, тактических и частных целей, достижение которых будет способствовать успешной реализации проекта (приложение 3). В деятельности команды проекта постоянно должна присутствовать долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводиться корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей. При этом иерархия строится как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям, как правило, в виде дерева целей – это способ представления, показывающий, как генеральная цель проекта разбивается на подцели каждого уровня. Представление целей идет с верхнего уровня, далее они разукрупняются, происходит декомпозиция цели (рис. 8).
Исходная цель
Цели первого уровня
Цели второго уровня
Частные критерии
Рис. 8. Декомпозиция цели
Уровни декомпозиции цели создания нового продукта:
– формулируется главная (генеральная, основная) цель;
– устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла продукта:
НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей;
– по каждой стадии ЖЦП устанавливаются подцели адаптации предприятия к инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсов, технологии, управления, организационной структуры;
– по более сложно структурированным блокам устанавливаются частные подцели по элементам (например, по ресурсному блоку – подцели по трудовым ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым).
Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании – установлении приоритета. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Ранжирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок.
Построение частных критериев достижения цели предполагает возможность выделения уже на первом этапе этой процедуры ряда факторов, по которым будет производиться количественная оценка степени достижения цели.
Для установления относительной важности каждого критерия менеджеру проекта нужно беспристрастно обсудить все приоритеты с заказчиком проекта и верхним уровнем управления. Необходимый для этого метод заключается в построении матрицы проекта, определяющей, какой из критериев нужно сдерживать, какой нужно усилить, с каким нужно согласиться.
Сдерживать. Первоначальный параметр установлен и зафиксирован. Проект должен уложиться в сроки, смету и соответствовать спецификациям и масштабу.
Улучшить. При определении масштаба, какой из критериев необходимо оптимизировать? Применительно ко времени и стоимости оптимизация обычно означает использование возможностей либо для сокращения затрат, либо для сокращения времени работ. Соответственно, применительно к результативности, улучшение обычно означает добавление стоимости к проекту.
Согласиться. По какому из критериев можно соответствовать первоначальному параметру? Когда нужно изменить соотношения, можно ли позволить отклониться от графика, уменьшить масштаб или выполнение проекта или превысить смету?
Менеджер проекта вынужден принимать непростые решения, когда ради одного критерия жертвуют двумя другими. Основная цель – определить и договориться, каким параметрам нужно отдать приоритет, а какие сдержать, чтобы в трудной ситуации принять правильное решение. Знание приоритетов необходимо для процесса планирования, когда вносятся коррективы в масштаб, график и смету. В процессе работы над проектом могут измениться приоритеты. Заказчик может захотеть получить готовый проект на месяц раньше, а новые указания руководства могут быть направлены на экономию выделяемых средств. Менеджер проекта может соглашаться с изменениями в приоритетах и вносить соответствующие коррективы.
Четвертый этап. Для того чтобы иерархия целей обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей проекта, она должна быть доведена до каждого отдельного исполнителя. Например, если компания, производящая компьютеры, ставит цель создать новый продукт, то ответственность возлагается на отделы маркетинга, производственный отдел и отдел научных исследований и разработок. С этого момента цель становится проектом, который нужно осуществить, например, разработать новую продукцию для рынка за шесть месяцев с бюджетом в 500 тыс. руб. Установленные цели должны иметь статус закона для управляющей организации, всех ее подразделений и всех членов.
- С.Б. Вдовина, т.А. Агальцова управление инновационными проектами
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами
- Глава 1. Базовые понятия управления проектами
- 1.1. Понятие и классификация проектов
- 1.2. Проект как объект управления: содержание, участники и окружение проекта
- 1.3. Жизненный цикл проекта
- Содержание основных фаз и этапов разработки и реализации проекта
- Вопросы и задания
- Глава 2. Основные подходы к управлению проектами
- 2.1. Стратегический подход к управлению проектами
- Элементы стратегического управления
- 2.2. Функциональный подход к управлению проектами
- 2.3. Процессный подход к управлению проектами
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методология управления инновационными проектами
- 3.1. Методы управления проектами
- 3.2. Проектный анализ
- 3.3. Проектные технологии
- Общая характеристика этапов и инструментов ств
- Вопросы и задания
- Глава 4. Организация управления проектами
- 4.1. Классификация организационных структур управления проектами
- Для реализации внутреннего автономного проекта
- 4.2. Схемы организационных структур и система взаимодействия участников проекта
- 4.3. Организационное проектирование
- Основные этапы формирования организационной структуры управления проектом
- 4.4. Формирование и управление командой проекта
- Рекомендации по созданию эффективных проектных команд
- 4.5. Организация и состав офиса проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Управление инновационными проектами на прединвестиционной фазе жцп
- Глава 5. Формирование концепции проекта
- 5.1. Предпроектные исследования и разработки
- 5.2. Определение проектных целей
- Характеристики целей
- 5.3. Методы оценки инновационных проектов
- 5.4. Экспертиза и отбор инновационных проектов
- Проверочные списки
- Многокритериальная матрица отбора проектов
- Модель добавленной ценности
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектное финансирование
- 6.1. Особенности и источники инвестирования инновационных проектов
- 6.2. Методы инвестирования инновационных проектов
- Вопросы и задания
- Глава 7. Маркетинг инновационного проекта
- 7.1. Стратегия маркетинга в управлении проектами
- 7.2. Концепция и программа маркетинга проекта
- Сравнительная характеристика комплексов «4р» и «4с»
- Вопросы и задания
- Глава 8. Планирование и разработка инновационного проекта
- 8.1. Процессы и уровни планирования проекта
- 8.2. Параметры и характеристики проектных работ
- 8.3. Структура декомпозиции работ и структура организации
- Матрица ответственности
- Организационные ресурсы для разработки дисковода
- 8.4. Конструирование сетевых графиков
- 8.5. Правила построения сетевого графика «операции в узлах»
- 8.6. Процесс расчета параметров сетевого графика
- Пример построения сетевого графика для компьютерного проекта
- Информация для сетевого графика
- 8.7. Документирование плана проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Управление инновационными проектами на инвестиционной фазе жцп
- Глава 9. Управление реализацией инновационного проекта
- 9.1 Процессы управления выполнением проекта
- 9.2. Организация и проведение торгов
- 9.3. Заключение договоров и контрактов
- 9.4. Мониторинг и управление работами проекта
- Вопросы и задания
- Глава 10. Управление завершением проекта
- 10.1. Аудит проекта
- 10.2. Закрытие проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Процессы управления инновационными проектами Глава 11. Управление персоналом и коммуникациями проекта
- 11.1. Управление человеческими ресурсами
- 11.2. Управление коммуникациями проекта
- Вопросы и задания
- Глава 12. Управление материальными ресурсами
- 12.1. Планирование ресурсов проекта
- Основные этапы управления материальными ресурсами проекта
- Матрица ресурсов по работам для разработки нового дискового устройства
- Управление закупками и поставками ресурсов
- Управление запасами
- Вопросы и задания
- Глава 13. Управление стоимостью проекта
- 13.1. Классификация затрат на выполнение проекта
- Основные методы управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта
- Смета затрат на выполнение проекта
- 13.2. Контроль стоимости проекта
- Вопросы и задания
- Глава 14. Управление временем выполнения проекта
- 14.1 Причины и методы сокращения времени проекта
- График стоимости времени проекта
- Вопросы и задания
- Глава 15. Управление качеством проекта
- 15.1. Основные аспекты управления качеством
- 15.2. Процессы управления качеством и документация по качеству
- 15.3. Планирование качества
- 15.4. Процессы обеспечения и контроля качества
- 15.5. Сертификация продукции проекта
- Вопросы и задания
- Глава 16. Управление проектными рисками
- 16.1. Процессы управления рисками
- 16.2. Качественный анализ проектных рисков
- Общая классификация рисков
- Виды потерь от реализации проектных рисков
- 16.3. Количественный анализ проектных рисков
- Методы анализа рисков проекта
- Вероятностный анализ рисков
- Экспертный анализ рисков
- Форма № 1 для экспертного анализа рисков
- Форма № 2 для экспертного анализа рисков
- Форма № 3 для экспертного анализа рисков
- Анализ показателей предельного уровня
- Анализ чувствительности проекта
- Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски
- Показатели чувствительности и прогнозируемости данных в проекте
- Матрица чувствительности и предсказуемости
- Анализ сценариев развития проекта
- Сценарии развития проекта
- Метод построения дерева решений проекта
- 16.4. Методы снижения рисков
- Нормы резервирования средств на непредвиденные расходы
- Вопросы и задания
- Глоссарий
- Список литературы
- Приложения
- Пример содержания устава проекта по разработке нового продукта
- Дерево альтернативных вариантов достижения стратегической цели
- Общая схема «дерево целей» для выбранного оптимального варианта достижения стратегической цели
- Логика планирования операций на этапе выполнения
- Общий вид полосовой диаграммы Ганта
- Структура дерева целей инновационного проекта