logo
UP_VDOVINA

15.3. Планирование качества

Планирование качества – выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения. Этот процесс должен выполняться параллельно с другими процессами планирования проекта. Например, изменения в продукте проекта, необходимые для приведения его в соответствие с установленными стандартами качества, могут потребовать изменений в стоимости или сроках или для достижения желаемого качества продукта необходим детальный анализ рисков, связанных с выявленной проблемой.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества могут применяться следующие инструменты:

Для определения ситуации и планирования эффективных операций по управлению качеством также часто используются и другие инструменты планирования качества. К таким инструментам относятся следующие: мозговой штурм, диаграммы родственности процессов, анализ силовых полей, методы номинальных групп, матричные диаграммы, диаграммы зависимостей и матрицы назначения приоритетов.

При планировании качества необходимо принимать во внимание соотношение прибыли и затрат. Основная выгода от выполнения требований к качеству заключается в уменьшении числа доработок, что означает большую производительность, меньшие затраты и повышение удовлетворения участников проекта. Основные расходы на выполнение требований к качеству – это затраты, связанные с деятельностью по управлению качеством проекта. Стоимость качества – это совокупная стоимость всех действий, направленных на повышение качества продукта или услуги и обеспечение их соответствия определенным требованиям, а также на предупреждение факторов, способных вызвать снижение качества продукта или услуги и их несоответствие требованиям (доработка).

В результате планирования качества формируется план управления качеством, который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета. В план управления качеством должны входить описания процедур проведения контрольных испытаний и перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции, а также могут входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

Результаты оценки качества – это функциональное определение, описывающее в специальных терминах параметры, используемые в управлении качеством, и способы измерения этих параметров. Измерение – это фактическая величина. Например, недостаточно указать, что критерием для управления качеством проекта является выполнение запланированных сроков. Команда управления проектом определяет, должна ли каждая работа непременно начинаться в определенное время или только завершиться не позже определенного срока, а также все ли операции должны контролироваться или только отдельные результаты поставки, и, если так, то какие именно. Результаты оценки качества используются в процессах обеспечения качества и контроля качества.