logo
UP_VDOVINA

5.3. Методы оценки инновационных проектов

Основой экспертизы проектов является совокупность методов и критериев отбора проектов из большого количества инновационных предложений, прошедших предварительный отсев. При проведении экспертизы специалисты используют следующие методы оценки инновационных проектов:

1. Составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проекта.

2. Балльная оценка проекта, в том числе с учетом неопределенности.

3. Финансово-экономическая оценка проекта, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Оценка проекта с помощью перечня критериев нацелена на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проекта каждому из критериев установленного перечня.

1. Целевые критерии, связанные с политикой организации:

– совместимость проекта с долгосрочными планами и стратегией организации;

– оправданность изменения в стратегии организации, если этого требует принятие этого проекта;

– соответствие проекта отношению организации к риску;

– соответствие проекта отношению организации к нововведениям;

– соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта;

– соответствие проекта потенциалу роста и устойчивости организации;

– соответствие временного аспекта проекта требованиям корпорации;

– степень диверсификации организации, влияющая на устойчивость ее положения;

– влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации;

– влияние возможного отклонения времени затрат и результатов от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.

2. Внешние и экологические критерии:

– возможные вредные воздействия проектируемых продуктов и технологии;

– возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта;

– правовая обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству, возможное влияние законодательства на проект;

– воздействие проекта на уровень занятости.

3. Критерии организации, реализующей проект:

– навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи;

– стратегия в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;

– данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;

– данные о потенциале роста, показатели диверсификации.

4. Критерии научно-технической перспективности:

– вероятность технического успеха проекта, перспективность применения полученных результатов в будущих разработках;

– стоимость и время разработки проекта;

– уникальность продукции, отсутствие аналогов;

– патентная чистота проекта, патентоспособность;

– наличие научно технических ресурсов для выполнения проекта;

– воздействие на другие проекты и получение синергетического эффекта.

5. Рыночные критерии:

– соответствие проекта четко определенным потребностям рынка;

– общая емкость рынка;

– доля рынка, которую сможет контролировать организация;

– жизненный цикл продукта;

– вероятность коммерческого успеха;

– потенциальный объем продаж;

– временной аспект рыночного плана;

– воздействие на существующие продукты;

– позиция конкурентов и ее влияние на цену;

– препятствия (барьеры) для проникновения на рынок.

6. Маркетинговые критерии:

– необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок;

– ценообразование и восприятие продукта потребителями;

– эластичность цены на данную продукцию;

– соответствие продукта существующим каналам распределения;

– стартовые затраты на продвижение нового продукта.

7. Производственные критерии:

– гибкость производства, его способность воспринять новые изделия и выпускать их с затратами, обеспечивающими конкурентоспособную цену;

– степень использования существующей технологии и оборудования;

– необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;

– соответствие проекта имеющимся производственным мощностям;

– наличие производственного персонала и соответствие его квалификации требованиям проекта;

– величина затрат производства, их сравнение с издержками у конкурентов;

– потребность в дополнительном оборудовании и производственных мощностях;

– рыночная обеспеченность уникальными материалами и комплектующими изделиями;

– доступность всех видов материальных ресурсов;

– возможности использования отходов производства.

8. Финансовые критерии:

– размер инвестиций в производство, маркетинг, НИОКР;

– потенциальный годовой размер прибыли;

– ожидаемая норма прибыли;

– соответствие проекта критериям эффективности капиталовложений, принятым в организации;

– стартовые затраты на осуществление проекта;

– предполагаемый срок окупаемости проекта и сальдо реальных денежных потоков;

– наличие финансов в нужные моменты времени;

– влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств;

– необходимость привлечения кредитов и их доля в общем объеме инвестиций;

– финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

– стабильность поступления доходов от проекта;

– период времени, через который начнется выпуск продукции или оказание услуг, следовательно, возмещение затрат;

– фондоотдача, оптимальные структуры затрат;

– время достижения точки безубыточности и максимально возможный убыток;

– возможности использования налоговых льгот.

Метод балльной оценки заключается в следующем:

1) оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев);

2) критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей);

3) качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

Метод финансово-экономической оценки предполагает проведение следующих мероприятий:

1) финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту;

2) определение коммерческой, бюджетной и социальной эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

Определение коммерческой эффективности проекта и принятие решения о его финансировании осуществляется с использованием следующих показателей:

Бюджетная эффективность учитывает влияние проекта на расходы (доходы) бюджета определенного уровня. Социальная эффективность определяет влияние проекта на занятость населения, уровень и качество жизни людей в данном регионе.