logo
UP_VDOVINA

5.4. Экспертиза и отбор инновационных проектов

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической эффективности и рискованности инвестиций. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляется по следующей схеме:

1. Предварительная экспертиза инновационной заявки, предшествующей представлению бизнес-плана инновационного проекта.

2. Независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инновационного проекта.

3. Принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа – это выявление соответствия инновационного предложения, оформленного в виде заявки, целям, приоритетам и предназначению источника финансирования (инвестора). Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, значимых для инвестора, и конечных результатов проекта. Возможными вариантами приоритетов являются:

Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на этапе независимой экспертизы.

На втором этапе осуществляется отбор проектов в портфель организации с учетом финансовых и иных ограничений. Сначала проводится ранжирование проектов в порядке убывания их значимости для стратегических целей организации. Проекты ранжируются на основе показателей коммерческой эффективности проекта: срока окупаемости, индекса рентабельности, чистого дисконтированного дохода. В некоторых случаях в ранжировании участвуют показатели социальной и бюджетной эффективности проекта.

После установления ранга проектов начинается отбор проектов в портфель по приоритетности (важности). Основой приоритетного отбора проектов является тщательная разработка критериев достижения поставленных целей, которые будут способствовать:

Иерархия методов отбора проектов начинается с самых простых проверок (табл. 6), многокритериальных моделей отбора (табл. 7) и до самых сложных моделей добавленной ценности (табл. 8).

Таблица 6