4.4. Формирование и управление командой проекта
Для координации действий по управлению проектом требуется определенная организационная структура – команда проекта, формируемая на время его жизненного цикла. Она состоит из специалистов, каждому из которых назначена определенная роль и ответственность за выполнение проекта. Привлечение членов команды к участию на ранних стадиях проекта позволяет использовать имеющийся у них опыт при планировании проекта и укрепляет нацеленность команды на достижение результатов. По мере выполнения проекта профессиональный и численный состав членов команды проекта может меняться. Членов команды проекта также называют персоналом проекта. Команда управления проектом – это часть команды проекта, которая отвечает за выполнение операций по управлению проектом (например, планирование, управление и завершение). Эта группа может называться ядром, исполняющей или руководящей командой.
Основными характеристиками проектной команды являются:
1) состав участников – численность, возраст, пол;
2) структура команды и функции, выполняемые участниками команды.
В зависимости от целей, задач, масштабности и других параметров проекта могут применяться два основных вида структуры проектной команды. Матричная структура команды применяется, как правило, для малых и средних проектов с продолжительностью жизненного цикла до двух лет. Проектная структура команды представляет собой качественную новую схему взаимодействия между подразделениями и исполнителями проекта и используется для управления крупномасштабными проектами в течение длительного срока (более двух лет).
Жизненный цикл проектной команды проходит следующие этапы.
Рождение – выбор членов, формирование команды, знакомство друг с другом, эффективность работы низкая.
Рост – определение миссии команды, согласование ролей, полномочий, выбор общих методов работы, управление конфликтами, эффективность работы – высокая.
Зрелость – концентрация на достижение целей, степень сотрудничества высокая, взаимозависимость, желание взять на себя ответственность, эффективность работы высокая, достижение синергетического эффекта.
Упадок – рутина, устаревшие методы работы и коммуникации, эффективность средняя, предсказуемость в отношениях, отсутствие внешнего фокуса, концентрация на прошлых достижениях.
Распад – команда распадается по собственному желанию или необходимости.
Управление командой проекта состоит из следующих процессов:
формирование и развитие команды – формирование организационной структуры, закрепление зон ответственности и полномочий, назначение проект-менеджера и менеджеров на ключевые посты, организационное развитие команды;
организация деятельности команды – формирование организационной корпоративной культуры, организация коммуникаций и офиса команды, а также организация принятия решений, совещаний и переговоров;
управление персоналом команды – разработка стратегии управления персоналом, кадровое планирование, обучение и переподготовка кадров, управление карьерой, разработка системы мотивации и стимулирования, социально- психологическая работа, кадровый учет, управление рабочим временем.
Оценка эффективности команды производится по отчетным результатам, затратам и реализуемым процессам (способности эффективно выходить из кризисных ситуаций, умению принимать рациональные решения и реагировать на изменения).
Характеристиками команды, повышающими ее эффективность, являются:
а) человеческие факторы – вовлеченность и энергичность, способность разрешать конфликты, эффективность коммуникаций, командный дух, взаимное доверие, эффективное взаимодействие, целеустремленность, способность к постоянному совершенствованию;
б) факторы результативности проекта – технический успех проекта, работа в соответствии с бюджетом и сетевым графиком, ориентация на достижение результатов, творческая активность и использование инноваций, забота о качестве, гибкость к проведению изменений, способность предвидеть новые тенденции;
в) групповые процессы – процессы развития, сплочения команды, группового давления и выработки решений.
Основные обязанности в команде распределяются следующим образом:
проект-менеджер – официальный руководитель команды;
менеджер по финансам; менеджер по качеству;
менеджер по персоналу; менеджер по коммуникациям;
менеджер по закупкам и поставкам;
инженер, разрабатывающий план проекта;
администратор контрактов;
администратор, отвечающий за материальное обеспечение работ по проекту.
Успех проекта в огромной степени зависит от организаторских способностей менеджера, от того, насколько он обладает качествами лидера. Менеджер проекта должен уметь сформировать высокоэффективную команду, провести ее по всем этапам жизненного цикла проекта, раскрыть индивидуальные качества каждого подчиненного, чтобы тот смог принимать самостоятельные оптимальные решения.
В соответствии со стандартом PMI менеджер проекта должен уметь организовать шесть основных процессов проекта: инициацию, планирование, исполнение, контроль, анализ и завершение. Он должен обладать знаниями и навыками в таких областях, как управление временем, бюджетом и персоналом проекта, а также коммуникациями между участниками проекта, рисками, взаимодействием с внешними поставщиками и субподрядчиками, качеством, ресурсами. Помочь руководителю проекта создать благоприятные условия для создания высокоэффективных проектных команд могут следующие конкретные предложения, разработанные специалистами по управлению проектами (табл. 4).
Таблица 4
- С.Б. Вдовина, т.А. Агальцова управление инновационными проектами
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами
- Глава 1. Базовые понятия управления проектами
- 1.1. Понятие и классификация проектов
- 1.2. Проект как объект управления: содержание, участники и окружение проекта
- 1.3. Жизненный цикл проекта
- Содержание основных фаз и этапов разработки и реализации проекта
- Вопросы и задания
- Глава 2. Основные подходы к управлению проектами
- 2.1. Стратегический подход к управлению проектами
- Элементы стратегического управления
- 2.2. Функциональный подход к управлению проектами
- 2.3. Процессный подход к управлению проектами
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методология управления инновационными проектами
- 3.1. Методы управления проектами
- 3.2. Проектный анализ
- 3.3. Проектные технологии
- Общая характеристика этапов и инструментов ств
- Вопросы и задания
- Глава 4. Организация управления проектами
- 4.1. Классификация организационных структур управления проектами
- Для реализации внутреннего автономного проекта
- 4.2. Схемы организационных структур и система взаимодействия участников проекта
- 4.3. Организационное проектирование
- Основные этапы формирования организационной структуры управления проектом
- 4.4. Формирование и управление командой проекта
- Рекомендации по созданию эффективных проектных команд
- 4.5. Организация и состав офиса проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Управление инновационными проектами на прединвестиционной фазе жцп
- Глава 5. Формирование концепции проекта
- 5.1. Предпроектные исследования и разработки
- 5.2. Определение проектных целей
- Характеристики целей
- 5.3. Методы оценки инновационных проектов
- 5.4. Экспертиза и отбор инновационных проектов
- Проверочные списки
- Многокритериальная матрица отбора проектов
- Модель добавленной ценности
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектное финансирование
- 6.1. Особенности и источники инвестирования инновационных проектов
- 6.2. Методы инвестирования инновационных проектов
- Вопросы и задания
- Глава 7. Маркетинг инновационного проекта
- 7.1. Стратегия маркетинга в управлении проектами
- 7.2. Концепция и программа маркетинга проекта
- Сравнительная характеристика комплексов «4р» и «4с»
- Вопросы и задания
- Глава 8. Планирование и разработка инновационного проекта
- 8.1. Процессы и уровни планирования проекта
- 8.2. Параметры и характеристики проектных работ
- 8.3. Структура декомпозиции работ и структура организации
- Матрица ответственности
- Организационные ресурсы для разработки дисковода
- 8.4. Конструирование сетевых графиков
- 8.5. Правила построения сетевого графика «операции в узлах»
- 8.6. Процесс расчета параметров сетевого графика
- Пример построения сетевого графика для компьютерного проекта
- Информация для сетевого графика
- 8.7. Документирование плана проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Управление инновационными проектами на инвестиционной фазе жцп
- Глава 9. Управление реализацией инновационного проекта
- 9.1 Процессы управления выполнением проекта
- 9.2. Организация и проведение торгов
- 9.3. Заключение договоров и контрактов
- 9.4. Мониторинг и управление работами проекта
- Вопросы и задания
- Глава 10. Управление завершением проекта
- 10.1. Аудит проекта
- 10.2. Закрытие проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Процессы управления инновационными проектами Глава 11. Управление персоналом и коммуникациями проекта
- 11.1. Управление человеческими ресурсами
- 11.2. Управление коммуникациями проекта
- Вопросы и задания
- Глава 12. Управление материальными ресурсами
- 12.1. Планирование ресурсов проекта
- Основные этапы управления материальными ресурсами проекта
- Матрица ресурсов по работам для разработки нового дискового устройства
- Управление закупками и поставками ресурсов
- Управление запасами
- Вопросы и задания
- Глава 13. Управление стоимостью проекта
- 13.1. Классификация затрат на выполнение проекта
- Основные методы управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта
- Смета затрат на выполнение проекта
- 13.2. Контроль стоимости проекта
- Вопросы и задания
- Глава 14. Управление временем выполнения проекта
- 14.1 Причины и методы сокращения времени проекта
- График стоимости времени проекта
- Вопросы и задания
- Глава 15. Управление качеством проекта
- 15.1. Основные аспекты управления качеством
- 15.2. Процессы управления качеством и документация по качеству
- 15.3. Планирование качества
- 15.4. Процессы обеспечения и контроля качества
- 15.5. Сертификация продукции проекта
- Вопросы и задания
- Глава 16. Управление проектными рисками
- 16.1. Процессы управления рисками
- 16.2. Качественный анализ проектных рисков
- Общая классификация рисков
- Виды потерь от реализации проектных рисков
- 16.3. Количественный анализ проектных рисков
- Методы анализа рисков проекта
- Вероятностный анализ рисков
- Экспертный анализ рисков
- Форма № 1 для экспертного анализа рисков
- Форма № 2 для экспертного анализа рисков
- Форма № 3 для экспертного анализа рисков
- Анализ показателей предельного уровня
- Анализ чувствительности проекта
- Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски
- Показатели чувствительности и прогнозируемости данных в проекте
- Матрица чувствительности и предсказуемости
- Анализ сценариев развития проекта
- Сценарии развития проекта
- Метод построения дерева решений проекта
- 16.4. Методы снижения рисков
- Нормы резервирования средств на непредвиденные расходы
- Вопросы и задания
- Глоссарий
- Список литературы
- Приложения
- Пример содержания устава проекта по разработке нового продукта
- Дерево альтернативных вариантов достижения стратегической цели
- Общая схема «дерево целей» для выбранного оптимального варианта достижения стратегической цели
- Логика планирования операций на этапе выполнения
- Общий вид полосовой диаграммы Ганта
- Структура дерева целей инновационного проекта