logo
UP_VDOVINA

15.2. Процессы управления качеством и документация по качеству

Управление качеством осуществляется посредством системы управления качеством, предусматривающей определенные правила, процедуры, процессы и операции по их совершенствованию. Управление качеством должно осуществляться на всех этапах ЖЦП. Важнейшим элементом руководства является регламентация ответственности по системе качества – аналог матрицы ответственности.

Процессы управления качеством проектов включают в себя:

1) планирование качества – определение того, какие из стандартов качества относятся к данному проекту и как их удовлетворить;

2) обеспечение качества – выполнение плановых систематических операций по качеству, обеспечивающих выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект соответствовал оговоренным требованиям;

3) контроль качества – мониторинг результатов с целью определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин, вызывающих неудовлетворительное исполнение.

Управление качеством проекта должно быть направлено как на управление проектом, так и на продукт проекта. Хотя управление качеством проекта распространяется на все проекты, независимо от продукта проекта, но конкретные меры и методы обеспечения качества продукта зависят от конкретного типа продукта, получаемого в рамках проекта. В любом случае невыполнение требований к качеству по какому-либо критерию может привести к серьезным негативным последствиям для участников проекта, например:

Система документации по качеству включает:

Методологические инструкции по элементам качества – стандарты ISO 9001 и EN 29001 – призваны обеспечить качество при проектировании, разработке и производстве новых продуктов и включают в себя следующие элементы:

– ответственность руководителей;

– систему качества;

– анализ контрактов;

– управление проектированием;

– управление документацией и данными;

– закупки (материально-техническое обеспечение проектов);

– управление продукцией, поставляемой потребителем;

– идентификацию изделия;

– управление процессом создания продукции;

– контроль и испытания;

– управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний;

– статус контроля и испытаний;

– управление несоответствующей продукцией;

– корректирующие и предупреждающие действия;

– погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку;

– управление регистрацией данных о качестве;

– внутренние проверки качества;

– подготовку кадров;

– обслуживание;

– статистические методы.

Стандарты ISO 9002 и EN29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже изделий. Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции, а также при ее испытании.

В состав рабочих инструкций входят технологические карты, специальные разделы проектов производства работ, схемы операционного контроля. В состав контрольных инструкций входят входной контроль проектной документации, материалов, деталей, оборудования, контроль качества производственных процессов, проведение авторского надзора. Управление этими видами документации не регламентируется стандартами ISO 9000.