logo search
UP_VDOVINA

15.4. Процессы обеспечения и контроля качества

Процесс обеспечения качества – это принятие плановых систематических мер, обеспечивающих выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект удовлетворял требованиям по качеству. Наблюдение за процессом обеспечения качества могут выполнять: команда проекта, руководящий состав управляющей организации, заказчик, а также другие участники проекта, не принимающие активного участия в работе проекта.

Обеспечение качества происходит на основе ранее утвержденного плана управления качеством, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующей оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний.

С процессом обеспечения качества связан постоянный процесс улучшения или совершенствования. Он предусматривает выполнение итеративных мер по повышению качества всех процессов и способствует снижению количества излишних или бесполезных операций, что, в свою очередь, повышает уровень производительности и экономической эффективности. Улучшение процесса производится вследствие изучения, анализа и внесения изменений в организационные или производственные процессы.

Процесс контроля качества включает в себя мониторинг определенных результатов проекта для того, чтобы установить, удовлетворяют ли они соответствующим стандартам качества, и определить пути устранения причин, вызывающих неудовлетворительные результаты. Стандарты качества включают в себя процессы проекта и цели продукта; результаты проекта – результаты поставки и результаты управления проектом, например, стоимость и выполнение расписания. Контроль качества может включать в себя операции по устранению причин, вызывающих неудовлетворительное исполнение проекта. Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:

– проверок и контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса;

– диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте; она логически связана с законом Парето, который заключается в том, что относительно малое число причин обычно приводит к большинству проблем или дефектов. Этот закон также известен как принцип 80/20, согласно которому 80% проблем создается 20% причин;

– статистических выборок, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного анализа и других статистических методов;

– диаграммы Ишикавы («рыбьего скелета»);

– контрольных диаграмм для отображения жизненного цикла, как проекта, так и продукта. Например, использование контрольных диаграмм в проекте позволяет определить, насколько отклонения по стоимости и отклонения по срокам выходят за рамки допустимых пределов (например,  10%). Использование контрольных диаграмм в продукте позволяет определить, насколько приемлемо или неприемлемо количество обнаруженных во время испытания дефектов с точки зрения принятых стандартов качества.

Контроль качества может завершиться следующими решениями: улучшением качества, принятием продукции, идентификацией брака и реализацией действий по управлению несоответствующей продукцией, переработкой продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний, исправлением процессов.

Команда управления проектом должна обладать знаниями и навыками статистического анализа качества, особенно методом выборочных оценок и теорией вероятности, необходимых для того, чтобы выразить в цифрах результаты управления качеством.