logo search
UP_VDOVINA

15.1. Основные аспекты управления качеством

Менеджмент качества в рамках управления проектом – это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий заказчика проекта к качеству самого проекта и его продукции. Качество – это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Необходимо четко понимать разницу между качеством и сортом. Сорт – это категория (класс), присваиваемая продуктам или услугам, имеющим одно и то же функциональное назначение, но различные технические характеристики. Низкое качество – это всегда проблема, чего нельзя сказать о низком сорте. Например, продукт может быть высокого качества (надежный, безопасный) и низкого сорта (ограниченное число возможностей), или низкого качества (частые ремонты), но высокого сорта (множество различных функций). Менеджер проекта отвечает за определение и обеспечение требуемых уровней, как качества, так и сорта.

Следует различать прецизионность и точность. Прецизионность –значения периодически повторяемых измерений при сравнении имеют небольшие расхождения. Точность – измеренное значение наиболее близко соответствует истинному значению. Прецизионные измерения совсем не обязательно являются точными. А очень точное измерение может и не быть прецизионным. Команда управления проектом должна определить степень требуемой точности или/и прецизионности измерений.

Принято различать четыре ключевых аспекта качества.

1. Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Оно достигается благодаря эффективному определению будущих потребностей потребителя в целях их удовлетворения и точному анализу возможностей рынка.

2. Качество разработки и планирования проекта. Оно достигается благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции.

3. Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией.

4. Качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла.

Одним из принципов современного управления качеством является постулат: качество необходимо планировать, разрабатывать и внедрять, а не проверять. Модель управления качеством, описанная в этой главе, соответствует требованиям Международной организации по стандартизации (ISO).