logo search
ЭУМК Управление в апк

3 Управление освоением достижений науки и техники

Эффективность научно-технического прогресса зависит, прежде всего, от максимального использования достижений науки и передового опыта в производстве. Известно, что какими бы ценными ни были научные открытия, если они не будут использоваться в практике, они не принесут пользы. Достижения науки становятся достоянием практики, если результаты научно-исследовательских работ внедряются в производство. В этой связи важным является совер­шенствование управления внедренческими работами на всех уровнях, особенно на предприятиях и в фермерских хозяйствах.

К примеру, в птицеводстве широкое внедрение достижений науки в 1975-1990 гг. позволило повысить продуктивность в 2,1 раза, довести производство яиц на душу населения до 329 шт. и мяса птицы до 14 кг. Россия вышла по производству яиц на 1-е место в мире, мяса - на 4-е. За 1991- 2000 гг. производство яиц сократилось в 1,4, мяса - в 1,6 раза. Страна по производству этих продуктов на душу населения опустилась соответственно на 24-е и 36-е места.

В России сложилась следующая система управления работами по внедрению достижений научно-технического прогресса.

Результаты завершенных научных исследований, предусмотренных государственными научными и научно-техническими программами и выполненных за счет федерального бюджета, передаются Министерству сельского хозяйства России для экспертной оценки и использования при формировании программ реализации конкретных достижений научно-технического прогресса в хозяйствах (предприятиях) товаропроизводителей. Освоение разработок осуществляется за счет средств федерального и местного бюджетов, а также заказчиков-товаропроизводителей. Для успешного проведения работы необходимы система мер государственного протекционизма, соответствующий экономический механизм, а также правовые основы взаимоотношений государственных органов и товаропроизводителей с различной формой собственности, обеспечивающие их высокую восприимчивость и заинтересованность в освоении результатов научных исследований.

В целях создания благоприятных финансово-экономических предпосылок для оживления и расширенного товарного производства необходим переход на реализацию инновационных программ силами различных инвестиционных структур с использованием местного (регионального) бюджета на консолидируемой основе совместно с федеральными средствами и ресурсами предприятий. Для ускорения реализации достижений науки создаются различные информационные, инновационные, сервисные структуры.

Инновационный процесс должен осуществляться совместно НИУ, консалтинговыми организациями и инновационными фондами, а также производственными предприятиями. Основные функции консалтинговых организаций - отраслевой анализ производства, менеджмент и маркетинг с разработкой региональных и межрегиональных проектов развития АПК; функции инновационных фондов - финансирование проектов развития, разработка бизнес-планов, аудит-объектов, инвестирование.

Проекты развития должны быть направлены на комплексное эффективное функционирование хозяйств, предприятий АПК, включать анализ внутреннего и внешнего рынков, предусматривать функции администрации по сопровождению разработок и производства до получения планируемой прибыли и взаиморасчетов между участниками проекта.

Важную роль в организации данной работы должны играть научные организации, сами ученые, которые передают научные разработки для использования в производство. Они могут оказывать необходимую методическую и консультативную помощь при внедрении, вести пропаганду достижений науки и обучение кадров.

Содействуют ускорению научно-технического прогресса созданные во многих научных организациях специальные хозрасчетные подразделения (консультативные службы, конструкторские бюро, ассоциации и др.) по внедрению, которые на основе договорных отношений оказывают товаропроизводителям и другим организациям методическую и консультативную помощь в освоении новых разработок. Непосредственное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса осуществляют руководители и специалисты. Они планируют внедрение научных разработок и передового опыта, организуют работу производственных подразделений, подбирают непосредственных исполни­телей, обучают их технике, технологии и организации производ­ства, контролируют ход выполнения мероприятий.

Одним из звеньев в системе управления внедренческими работами являются созданные в ряде республик, краев и областей ассоциации и фирмы, центры научного обеспечения. Такие формирования разрабатывают проекты организации производства, труда и управления; оргтехпроекты; решают вопросы обеспечения материально-техническими ресурсами. Большое место в их деятельности занимает обучение кадров.

Среди вопросов управления освоением достижений науки и техники важным является вопрос совершенствования системы планирования. Научно-технические разработки должны включаться в бизнес-план после того, как будет дано их технико-экономическое обоснование.

В научных организациях план внедрения формируется в основном по законченным исследованиям данного коллектива, а также в порядке творческого содружества на договорной основе. В плане предусматриваются конкретные формы участия ученых в работе по реализации разработок.

Однако пока уровень использования научных разработок низок, в 2000 г. он составил всего 7 %, тогда как в 1990 г. достигал 65 %. В результате биологический и генетический потенциал выведенных за последние годы селекционерами сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, пород и линий животных используется только на 30-40 %.

Медленно решаются вопросы комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Хуже того, в сельскохозяйственном производстве происходит опасный процесс деиндустриализации, старение производственных фондов. За 1998-2000 гг. износ основных фондов превысил их восстановление в 9 раз.

Основными причинами такого положения являются:

Ускорение освоения результатов научно-технического прогресса является не менее важной задачей, чем разработка новых идей, техники и технологий. Успех во многом зависит от того, насколько плодотворны связи ученых с межхозяйственными формированиями, обладающими финансовыми и материальными ресурсами (кооперативами, ассоциациями, агропромышленными фирмами и др.). Они призваны стать основным звеном в цепи, соединяющей науку с производством, вместе с учеными осуществлять обучение работников эффективным методам внедрения результатов научно-технического прогресса, повышать на этой основе производительность труда и эффективность производства, роль руководителей и специалистов, каждого работника в освоении достижений науки и техники.