"Облачные" сэд не делают погоду
Несмотря на констатируемый многими аналитиками "бум" на "облачные вычисления", применение подобных технологий в ECM-отрасли находится сегодня на самой начальной стадии. По оценкам AIIM, "облака" (речь идет о "частных", внутрикорпоративных "облаках") развернули только 3% компаний, и еще 2% планируют такие проекты в течение ближайших 18 месяцев. Причины подобного низкого уровня распространения технологии - в нежелании бизнес-пользователей доверять сторонним компаниям свой контент, даже если в роли SaaS-провайдеров выступают крупные игроки – такие, как Google, Microsoft или Amazon. Тем не менее, 28% организаций все же начали бы использовать сторонний "облачный" сервис, если бы он поставлялся в их стране.
Уровень распространения "облаков" для хранения документов в организациях
Источник: AIIM, 2010
Многие крупные организации начали создавать корпоративные "облака", централизируя и виртуализируя серверную инфраструктуру. Рассматривают возможность размещения в них корпоративного контента 51% компаний. В госсекторе за рубежом ситуация идентична. В России "облачные" СЭД находятся еще в более сложной ситуации. С одной стороны, эксперты отмечают, что у заказчиков есть спрос на подобные решения (к ним относятся крупные компании с распределенной структурой, и "облачные" СЭД здесь обеспечивают быстрые сроки развертывания при более низких капитальных затратах), а, с другой стороны, сам спрос пока не подкреплен реальными деньгами и носит ознакомительный характер.
Александр Аксельрод, директор департамента Documentum «Корус Консалтинг», считает, что SaaS нужен заказчикам, в первую очередь, в силу возможности существенно сэкономить на внедрении системы, однако готовых решений до сих пор нет. Специалист объясняет это отчасти незрелостью рынка (заказчики пока не готовы отдавать критичный для бизнеса контент на хранение стороннему провайдеру), отчасти необходимостью вкладывать инвестиции в разработку SaaS-решений. "SaaS-СЭД для заказчика выгоднее, прежде всего, за счет возможности растянуть во времени платежи за использование системы и оборудования. Помимо этого, в варианте SaaS заказчик не будет платить за обновления и изменения в системе, производящиеся на стороне провайдера услуги. Точную экономию просчитать пока сложно", - констатирует господин Аксельрод. О том же говорит и Владимир Баласанян, генеральный директор ЭОС, называя, тем не менее, показатели экономии на уровне десятков процентов. "Уровень экономии должен считаться отдельно для каждого конкретного случая – какой-то общей и при этом честной цифры пока дать нельзя", - считает Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи". По его мнению, спрос на облачные СЭД в России еще невелик и они сохраняют статус интересного и, возможно, перспективного направления развития рынка.
В действительности подсчитать реальный экономический эффект от внедрения "облачных" СЭД весьма затруднительно. Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, предлагает оценивать экономию на переходе к "облака" на основании двух независимых источников. В качестве первого выступает экономия на инфраструктуре - при использовании в "частном" облаке у СЭД нет никаких отличий от остальных бизнес-приложений (ERP, CRM и т. д.), а в качестве второго – экономия на арендных схемах в решениях SaaS. Эксперт полагает, что это не столько экономия на затратах, сколько расширение сегмента пользователей СЭД в сторону малого бизнеса и даже индивидуальных потребителей, а также использования специализированных SaaS решений СЭД в отдельных процессах крупных предприятий. В качестве примера он приводит "облачную" автоматизацию маркетингового или технического делопроизводства, которая имеет место на Западе.
"Если говорить об облачной "СЭД-как-внешняя услуга", то к основным выгодам для бизнеса от такого подхода можно отнести простоту и низкие сроки внедрения, низкие операционные расходы, хороший мониторинг, проактивное администрирование, работоспособность, однако при этом возникают большие сложности с кастомизацией, развитием системы, интеграцией со смежными информационными системами, - рассуждает Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса. Также имеет место проблема боязни заказчиков потерять контроль не только над СЭД, но и над основным бизнесом. Если же говорить о внутрикорпоративном облаке, экономия возможна при очень больших масштабах СЭД. Но ее трудно оценить, поскольку пока нет конкретных примеров и эксплуатационных данных о корпоративных облачных СЭД в России".
По мнению Сергея Якимчука, руководителя центра компетенции MS SharePoint компании Terralink, «облако» как средство для унификации и снижения затрат на ИТ-хозяйство хорошо окупается, но в основном за счет урезания ИТ-бюджетов региональных подразделений. Если говорить про развитие именно «ECM as a service», то минимальная заинтересованность в предлагаемых услугах пока определяется высокой ценой за эти услуги – любой аутсорсинг выгоден только при развитом рынке с большим числом предложений: "Сейчас предложения от поставщиков российских СЭД в SaaS-сегменте находятся на столь низком качественном уровне, что предлагать бизнесу этот сервис за деньги, на мой взгляд, не реально, а инвестиции с многолетним циклом возврата не очень-то распространены в России".
Опрошенные CNews эксперты считают актуальным появление продуктов "СЭД/ECM-как-сервис" в случае, если компании смогут учитывать при переходе свои бизнес-процессы, формализуя их должны образом. Если речь идет о взаимодействии разнородных СЭД (СЭД разных производителей), то обращение к внешнему универсальному сервису поможет их интеграции. Экономия, которая будет достигаться таким способом, будет заметна, поскольку надо учитывать и стоимость миграции при консолидации независимых ECM в одну систему, которая является весьма высокой.
Михаил Демидов
- Обозрение: Рынок сэд 2010
- 1. Мировой рынок сэд: новые тренды
- 2. Стандарты и регулирование
- 3. Сэд в России: направления развития
- Тренды развития и стадии зрелости интранет-решений, 2010
- 4. Рынок it услуг и ит-инфраструктура 2011-2012
- Мировой рынок сэд: новые тренды ecm и веб 2.0: как наладить "взаимовыгодное сотрудничество"?
- Enterprise 2.0 остается "модной"
- Что даст Enterprise 2.0 рынку ecm?
- Enterprise 2.0 "взорвет" российский рынок ecm?
- Революционеры рынка ecm: насколько хватит инноваций?
- Наступление ibm и Google
- Sap и Cisco: большие амбиции
- Молчание других
- Сэд и врm: возможен ли "равный брак"?
- Счастливы вместе
- Развод по расчету
- Прогноз на будущее
- Что могут дать бизнесу "открытые" сэд
- Open source в корпоративных порталах и wcm: мнимая "свобода"
- Открытые сэд в России: проблема роста
- Внедрения сэд-2010: бизнес осторожничает и считает roi
- Компании учат основы экономической эффективности
- Roi и tco на пороге пересмотра
- Деньги любят счет
- Специализированные сэд вытеснят ecm?
- Gartner переформатировала рынок ses
- Social Enterprise software-рынок 2010. Магический квадрат Gartner
- Социализация интранет-порталов признана трендом 2010 года
- 2. Стандарты и регулирование Оправдает ли cmis надежды рынка сэд?
- Интеграция кис и сэд стоит в приоритете
- Сэд и ecm свяжут одним стандартом
- Заказчики занесут cmis в список требований
- Готов ли рынок сэд к единым стандартам?
- Стандартов хватит?
- Заказчику не нужно?
- России - российское?
- Вендоры сэд ждут нового импульса от "Информационного общества"
- "Электронная Россия" движется к "Информационному обществу"
- "Информационное общество" столкнется с противоречиями
- Безопасны ли современные сэд?
- Безопасность сэд – внутренняя проблема пользователей
- По для обеспечения безопасности существует
- Будущее безопасных сэд
- Криптозащита и эцп в сэд: нужно учесть все нюансы
- Электронные счета-фактуры: переход оправдан, но отложен?
- Использовать или не использовать
- Что надо менять в законах
- От чего зависит судьба межведомственного e-документооборота в России?
- Заглянуть в текст
- Оценить результаты
- Признать юридически
- Преодолеть преграды
- Увидеть перспективы
- Внедрение системы инвойс-менеджмента: как подойти к выбору?
- Что такое ims
- Подготовка к проекту
- Оценка roi
- Ims в России
- 3. Сэд в России: направления развития Российский рынок сэд 2010: выживают сильнейшие
- Российские сэд в фаворе. Надолго ли?
- Продолжение кризиса
- Государственный протекционизм
- Запад не проявляет активности
- Ecm и erp в России: вместе эффективнее?
- Erp превратит сэд в ecm
- Портальные продукты дадут доступ в ecm
- Ecm и erp объединят сами вендоры
- Компании наращивают инвестиции в ecm-технологии: исследование
- Корпоративные порталы в России недостаточно зрелы
- Возможности порталов
- Российские корпоративные порталы начали «созревать»
- Корпоративные порталы идут в рост
- Что и как ищут в сэд
- Вендоры выбирают специализированный поиск
- Корпоративный поиск в Россию еще не пришел
- Будут ли "облачные" сэд "летать" над Россией?
- Сэд вяло переходят на SaaS
- "Облачные" сэд не делают погоду
- Возможен ли в России аутсорсинг документооборота?
- Доверие надо заслужить
- Основные преимущества аутсорсинга сэд
- Что ждет впереди?
- Автоматизация архивов: с чего начать?
- Сканирование
- Функционал по
- Идентификация
- Распределение ролей
- Цена вопроса
- Чего ждать от политики управления документами?
- 4. Рынок it услуг и ит-инфраструктура 2011-2012
- Бизнес осознает необходимость есм-систем
- Что может ecm-система
- Функции ecm-систем
- На конкретном примере
- Какое будущее у публичных облаков?
- Состояние рынка: бурный рост
- Востребованные услуги: SaaS впереди
- Клиенты отрасли: ориентация на малый и средний бизнес
- Мнения потребителей
- Облачные вычисления: каков потенциал спроса?
- Облака для смб
- Особенности терминологии
- Потребности будущего
- Глобальные тренды цод: Россия спешно догоняет
- Сокращение государственных цоДов на развитых рынках
- Динамика рынка цод в различных странах
- Дефицит в частном секторе
- Прогнозируемый объем инвестиций в 2012 году (млрд. Долл.)
- Датацентр из контейнера
- Рост данных, уплотнение мощностей, повышение температуры
- Внедрение энергосберегающих технологий
- Новое лицо ит-аутсорсинга: международный опыт
- От тактики к стратегии
- Бизнес-модели для аутсорсеров
- Перспективы развития рынка
- Факторы, побуждающие к использованию ит-аутсорсинга
- Структура российского рынка ит-аутсорсинга в 2011 году по видам услуг
- Кто чаще пользуется аутсорсингом?
- Структура российского рынка ит-аутсорсинга в 2011 году по отраслям
- Какие функции выгоднее отдавать?
- Плюсы и минусы
- Препятствия для развития ит-аутсорсинга
- Как взаимодействовать эффективно
- Какой должна быть техподдержка?
- Новинки года
- Ближе к делу
- Вакансии в ит: насущные нужды и реальное предложение
- Навыки, которые требует рынок
- Самые популярные языки программирования
- В поисках работы
- Дефицит ит-специалистов вынуждает компании объединять усилия
- Когда количество не соответствует качеству
- Средний уровень зарплат ит-специалистов
- Портрет идеала
- В поисках панацеи
- Обратная связь
- Оптимизация затрат