logo
Обозрение новостей C-NEWS по вопросам СЭД

Электронные счета-фактуры: переход оправдан, но отложен?

Рынок ожидает претворения в жизнь планов по внедрению электронных счетов-фактур. Пока ситуация проясняется, имеет смыл посмотреть, что должно измениться с приходом нововведений и какие вопросы предстоит решить законодателям и российским компаниям.

Планы по внедрению электронного документооборота в России уже достаточно давно озвучиваются различными государственными лицами и органами. В мае 2009 года правительство РФ одобрило документ "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", который включал в себя мероприятия по введению электронного документооборота. С января по июнь 2009 г. управление ФНС России по г. Москве совместно с десятью московскими компаниями провели пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. 23 сентября 2009 года в государственную думу был внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 169 части второй налогового кодекса Российской Федерации и федеральный закон "О бухгалтерском учете"", призванный разрешить применение в России счетов-фактур и бухгалтерских документов в электронном виде. Однако 26 января 2010 года этот законопроект был отозван, а сроки введения электронных счетов-фактур в России автоматически передвинулись на более позднее время.

ЭЦП

Прежде всего, электронные счета-фактуры представляют собой электронный документ, т.е. файл, содержащий представленную в определенном формате информацию. При этом с точки зрения как фискальных органов, так и компании, обрабатывающей полученный счет-фактуру в электронном виде, важно обеспечить аутентификацию отправителя (т.е. юридически значимое подтверждение того, что документ был отправлен именно той организацией, от лица которой был получен документ) и отсутствие изменений (фальсификации, имитации). Когда это касается бумажных документов, используются печать организации, подписи уполномоченных лиц и проверка на отсутствие помарок и незаверенных исправлений. В случае электронных счетов-фактур для этих целей применяется электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Для создания ЭЦП обычно используют принципы ассиметричного шифрования, при которых отправитель с помощью своего закрытого ключа и на основании передаваемого сообщения генерирует по определенному алгоритму подпись, а получатель на основании полученного сообщения, подписи и открытого ключа отправителя проверяет подлинность сообщения. Т.к. открытый ключ отправителя известен и доступен всем, то возникает проблема проверки принадлежности ключа своему владельцу и защиты от подмены этого открытого ключа. Для этих целей используют специальные удостоверяющие центры, т.е. организации, имеющие право выдавать юридически значимое подтверждение соответствия ключей подписей и владельцев (сертификаты ключей).