9.2. Организация и проведение торгов
Реализация инновационного проекта сводится, в сущности, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта: машин и оборудования, материалов, лицензий и ноу-хау, консультационных услуг по разработке проектно-сметной документации, а также проведению торгов и заключению контрактов на поставку ресурсов. Одним из основных способов закупки ресурсов являются конкурсные торги (тендеры). Они применяются в основном для осуществления закупок ресурсов для инновационных проектов в рамках проектного финансирования.
Основными участниками торгов являются:
заказчик – лицо, которому необходимы материальные ресурсы;
организатор торгов – лицо, которому заказчик поручил проведение торгов;
тендерный комитет – постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для организации и проведения торгов;
претендент – организация, от имени которой подана заявка;
оферент – претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.
Основной процедурой подрядных торгов является конкурс. Это способ размещения заказа или способ заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, при котором заказчик или организатор конкурса тем или иным способом искусственно создает условия для конкурентной борьбы между поставщиками – участниками конкурса за заказ в целях выбора наилучших условий приобретения требуемых товаров и услуг. В инновационной деятельности применяется закрытый конкурс, при котором организатор конкурса привлекает предложения поставщиков на поставку товаров, работ, услуг путем направления специальных приглашений поставщикам, которые, по мнению заказчика, будут заинтересованы в конкурсе. Он рассматривает предложения только тех поставщиков, которые получили такие специальные приглашения. Закрытый конкурс применяется, если требуемые товары, работы, услуги способны поставить только несколько поставщиков или же ряд поставщиков обладает исключительными правами на поставку требуемых товаров, работ, услуг, или технически сложные товары, работы, услуги могут быть поставлены ограниченным кругом поставщиков.
Для участия в торгах претендент должен представить в тендерный комитет оферту, состоящую из двух конвертов. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, и внутренний конверт, в котором находятся предложения претендента-оферента и банковская гарантия.
Тендерный комитет осуществляет оценку оферт по критериям, содержащимся в тендерной документации. В систему показателей для оценки технической части оферт могут входить:
показатели, характеризующие временные параметры выполнения обязательств оферента;
показатели качества продукции или услуг, предоставляемых оферентом;
показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с точки зрения соблюдения мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды;
уровень квалификации рабочих и управленческого персонала.
В состав показателей для оценки коммерческой части оферт могут входить:
предложенная оферентом цена предмета подрядных торгов с указанием, в какой валюте и в ценах какого периода рассчитана предложенная цена;
предложенный оферентом метод учета при осуществлении расчетов за выполненные работы последующих изменений уровня цен в связи с инфляционными процессами, изменением законодательства в области налоговой политики и по другим вопросам;
предложения оферента по условиям и порядку финансирования и кредитования подрядных работ.
Тендерный комитет выбирает победителем торгов оферента, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации. Оферент, выигравший торги, обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика в срок, установленный тендерным комитетом; в противном случае организатор торгов может отменить присуждение заказа данному победителю. После внесения второго задатка победитель торгов заключает с заказчиком договор на условиях, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя торгов.
- С.Б. Вдовина, т.А. Агальцова управление инновационными проектами
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами
- Глава 1. Базовые понятия управления проектами
- 1.1. Понятие и классификация проектов
- 1.2. Проект как объект управления: содержание, участники и окружение проекта
- 1.3. Жизненный цикл проекта
- Содержание основных фаз и этапов разработки и реализации проекта
- Вопросы и задания
- Глава 2. Основные подходы к управлению проектами
- 2.1. Стратегический подход к управлению проектами
- Элементы стратегического управления
- 2.2. Функциональный подход к управлению проектами
- 2.3. Процессный подход к управлению проектами
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методология управления инновационными проектами
- 3.1. Методы управления проектами
- 3.2. Проектный анализ
- 3.3. Проектные технологии
- Общая характеристика этапов и инструментов ств
- Вопросы и задания
- Глава 4. Организация управления проектами
- 4.1. Классификация организационных структур управления проектами
- Для реализации внутреннего автономного проекта
- 4.2. Схемы организационных структур и система взаимодействия участников проекта
- 4.3. Организационное проектирование
- Основные этапы формирования организационной структуры управления проектом
- 4.4. Формирование и управление командой проекта
- Рекомендации по созданию эффективных проектных команд
- 4.5. Организация и состав офиса проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Управление инновационными проектами на прединвестиционной фазе жцп
- Глава 5. Формирование концепции проекта
- 5.1. Предпроектные исследования и разработки
- 5.2. Определение проектных целей
- Характеристики целей
- 5.3. Методы оценки инновационных проектов
- 5.4. Экспертиза и отбор инновационных проектов
- Проверочные списки
- Многокритериальная матрица отбора проектов
- Модель добавленной ценности
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектное финансирование
- 6.1. Особенности и источники инвестирования инновационных проектов
- 6.2. Методы инвестирования инновационных проектов
- Вопросы и задания
- Глава 7. Маркетинг инновационного проекта
- 7.1. Стратегия маркетинга в управлении проектами
- 7.2. Концепция и программа маркетинга проекта
- Сравнительная характеристика комплексов «4р» и «4с»
- Вопросы и задания
- Глава 8. Планирование и разработка инновационного проекта
- 8.1. Процессы и уровни планирования проекта
- 8.2. Параметры и характеристики проектных работ
- 8.3. Структура декомпозиции работ и структура организации
- Матрица ответственности
- Организационные ресурсы для разработки дисковода
- 8.4. Конструирование сетевых графиков
- 8.5. Правила построения сетевого графика «операции в узлах»
- 8.6. Процесс расчета параметров сетевого графика
- Пример построения сетевого графика для компьютерного проекта
- Информация для сетевого графика
- 8.7. Документирование плана проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Управление инновационными проектами на инвестиционной фазе жцп
- Глава 9. Управление реализацией инновационного проекта
- 9.1 Процессы управления выполнением проекта
- 9.2. Организация и проведение торгов
- 9.3. Заключение договоров и контрактов
- 9.4. Мониторинг и управление работами проекта
- Вопросы и задания
- Глава 10. Управление завершением проекта
- 10.1. Аудит проекта
- 10.2. Закрытие проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Процессы управления инновационными проектами Глава 11. Управление персоналом и коммуникациями проекта
- 11.1. Управление человеческими ресурсами
- 11.2. Управление коммуникациями проекта
- Вопросы и задания
- Глава 12. Управление материальными ресурсами
- 12.1. Планирование ресурсов проекта
- Основные этапы управления материальными ресурсами проекта
- Матрица ресурсов по работам для разработки нового дискового устройства
- Управление закупками и поставками ресурсов
- Управление запасами
- Вопросы и задания
- Глава 13. Управление стоимостью проекта
- 13.1. Классификация затрат на выполнение проекта
- Основные методы управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта
- Смета затрат на выполнение проекта
- 13.2. Контроль стоимости проекта
- Вопросы и задания
- Глава 14. Управление временем выполнения проекта
- 14.1 Причины и методы сокращения времени проекта
- График стоимости времени проекта
- Вопросы и задания
- Глава 15. Управление качеством проекта
- 15.1. Основные аспекты управления качеством
- 15.2. Процессы управления качеством и документация по качеству
- 15.3. Планирование качества
- 15.4. Процессы обеспечения и контроля качества
- 15.5. Сертификация продукции проекта
- Вопросы и задания
- Глава 16. Управление проектными рисками
- 16.1. Процессы управления рисками
- 16.2. Качественный анализ проектных рисков
- Общая классификация рисков
- Виды потерь от реализации проектных рисков
- 16.3. Количественный анализ проектных рисков
- Методы анализа рисков проекта
- Вероятностный анализ рисков
- Экспертный анализ рисков
- Форма № 1 для экспертного анализа рисков
- Форма № 2 для экспертного анализа рисков
- Форма № 3 для экспертного анализа рисков
- Анализ показателей предельного уровня
- Анализ чувствительности проекта
- Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски
- Показатели чувствительности и прогнозируемости данных в проекте
- Матрица чувствительности и предсказуемости
- Анализ сценариев развития проекта
- Сценарии развития проекта
- Метод построения дерева решений проекта
- 16.4. Методы снижения рисков
- Нормы резервирования средств на непредвиденные расходы
- Вопросы и задания
- Глоссарий
- Список литературы
- Приложения
- Пример содержания устава проекта по разработке нового продукта
- Дерево альтернативных вариантов достижения стратегической цели
- Общая схема «дерево целей» для выбранного оптимального варианта достижения стратегической цели
- Логика планирования операций на этапе выполнения
- Общий вид полосовой диаграммы Ганта
- Структура дерева целей инновационного проекта