2 Методы управления охраной окружающей среды
Механизм управления природоохранной деятельностью в развитых странах отрабатывается с конца прошлого века. Существуют специфические модели для США, Японии, стран Западной Европы. Они включают правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. В Западной Европе с 1973 года осуществляются специальные программы охраны природы. На уровне ЕС разрабатываются принципы законодательных актов по охране окружающей среды, а внедряет их каждая страна самостоятельно на базе собственных традиций и опыта.
Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения. Если у предприятия выбросы не превышают лимит, взимается только плата за квоту.
С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды. Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя, местные власти определяют лимит для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение».
Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны: налоги на продукцию, потребление которой неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (бензин, содержащий свинец); целевые субсидии, направленные на реализацию специальных программ, установку природоохранного оборудования, налоговые льготы и т. д. Широкое распространение получил метод ступенчатого назначения платежей. Он более эффективен, чем метод назначения предельного значения выбросов.
Можно выделить три группы методов охраны окружающей среды:
нефискальные — природоохранные обязательные условия; правовые условия с учетом экологического фактора; кооперация деятельности на широкой основе; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение преимуществ товаропроизводителям, использующим природосберегающие продукты и способы производства;
связанные с государственными доходами — лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей среды;
связанные с государственными расходами — природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды.
Экономический механизм природопользования в Российской Федерации предусматривает плату за пользование землей, водой, недрами, лесом. Кроме того, с целью стимулирования внедрения природоохранных технологий с 1990 г. проводился широкомасштабный эксперимент, по результатам которого была введена плата за загрязнение атмосферного воздуха, водной среды и земельных ресурсов.
Рассмотрим современную методику расчета платежей за загрязнение окружающей среды. Она сводится к следующему.
Плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками (Патм.) определяется по следующей формуле, руб.:
П
атм. = £
+5ВД, (Мл/ -Мн/)+25Н;.*э (М,-
где i — вид загрязняющего вещества (/ = 1, 2, 3 ... и); Н, — базовый норматив платы за выброс 1 т /-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов, руб.; К, — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе; М,„ М,,,, Мл„ М,— выброс /-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух соответственно в объеме 1 т, в пределах допустимого норматива, лимита и общий выброс, т.
Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу некоторых загрязняющих веществ приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу некоторых загрязняющих веществ
Загрязняющее вещество | Плата за выброс 1 т загрязняющего вещества, руб. | |
в пределах норматива | в пределах лимита | |
Азота диоксид | 415 | 2075 |
Азота оксид | 275 | 1375 |
Ангидрид сернистый | 330 | 1650 |
Взвешенные твердые вещества (нетоксичные органические и неорганические соединения) | ПО | 550 |
Зола | 825 | 4125 |
Сажа | 330 | 1650 |
Сероуглерод | 3300 | 16500 |
Углерода оксид | 5 | 25 |
Хлор | 550 | 2750 |
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся без учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории (табл. 10).
Таблица 10 - Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации
Экономический район | Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха |
Северный | 1,4/1,4 |
Северо-Западный | 0,5/1,3 |
Центральный | 0,9/1,6 |
Волго-Вятский | 1,1/1,5 |
Центрально-Черноземный | 0,5/2,0 |
Поволжский | 0,9/1,9 |
Северо-Кавказский | 0,6/1,9 |
Уральский | 2,0/1,7 |
Западно-Сибирский | 0,2/1,2 |
Восточно-Сибирский | 1,4/1,0 |
Дальневосточный | 1,0/1,1 |
Плата за загрязнение атмосферы передвижными источниками подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Размер платы зависит от количества и качества использованного топлива и удельной платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании 1 т топлива (Уп).
Величина Уп определяется по формуле, руб.:
где и —вид топлива; / — вид загрязняющего вещества (/= 1, 2, 3 ... я); ^ — базовый норматив платы за выброс 1 т загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов, руб.; М,—масса /-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработанных газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя, при использовании 1 т /-го вида топлива.
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы (табл. 11).
Таблица 11 - Удельная плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками для различных видов топлива
Марка бензина | Удельная плата, руб/т или руб/тыс. м3 |
Бензин этилированный: АИ-93 А-76 или А-72 |
38 25 |
Бензин неэтилированный: АИ-93 А-76 или А-72 |
10 11 |
Дизельное топливо | 21 |
Сжиженный газ | 11 |
Сжатый природный газ | 9 |
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле, руб.:
П=У УТ
1=1
где /—вид топлива; У, —удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 т /-го вида топлива, руб.; Т, —количество /-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т.
При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или число моточасов работы на уровне 85 %-ной обеспеченности, топливо с экологически неблагоприятными характеристиками и т. д.).
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле, руб.:
где у— тип транспортного средства (/= 1, 2, 3 ... л); П/ — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от у-го типа транспортного средства, руб.; dt — доля транспортных средств у-го типа, не соответствующих стандартам (определяется как соотношение числа транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему числу проверенных транспортных средств).
При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются пониженные коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо,— 0,05; для остальных транспортных средств —0,10. При проведении других мероприятий по снижению токсичности отработанных газов плата за выброс уменьшается в число раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.
Плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты определяется по формуле, руб.:
где ;'— вид загрязняющего вещества (/= 1, 2, 3 ... я); Н" — базовый норматив платы за сброс 1 т /-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов, руб.; К" — коэффициент экологической
значимости водного объекта; М°(,М°;, М° — сброс /-го загрязняющего вещества в водный объект соответственно в пределах допустимого норматива, лимита и общий сброс, т.
Базовые нормативы платы за сброс некоторых загрязняющих веществ в водные объекты приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Базовые нормативы платы за выброс некоторых загрязняющих веществ в водные объекты
Загрязняющее вещество | Платы за выброс 1 т загрязняющего вещества, руб. | |
в пределах норматива | в пределах лимита | |
Азот аммонийный | 5545 | 27 725 |
Азот нитратный | 245 | 1225 |
Взвешенные вещества (к фону) | 2950 | 14 750 |
Железо | 22 175 | 110 875 |
Нефть и нефтепродукты | 44 350 | 221 750 |
Ртуть двухвалентная | 221750 000 | 1 108 750 000 |
Свинец двухвалентный | 22175 | 110 875 |
Фосфаты (по фосфору) | 11090 | 55 450 |
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Российской Федерации рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек по республикам, краям, областям и об объеме стока по бассейнам основных рек экономических районов Российской Федерации.
Коэффициенты к базовым нормативам платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, учитывающие экологические факторы, следующие:
Нева | - 1,04… | 0,91 |
Волга | - 1,06… | 1,42 |
Урал | - 1,08… | 1,81 |
Дон | - 1,10… | 1,26 |
Кубань | - 1,49… | - 2,9 |
Днепр | - 1,04… | 1,55 |
Печора | - 1,00... | 1,67 |
Северная Двина | - 1,01… | 1,69 |
Обь | - 1,01… | 1,70 |
Лена | - 1,00... | 1,43 |
Енисей | - 1,02… | 1,70 |
Амур | - 1,00... | 1,53 |
Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений. При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов. Если нарушение правил эксплуатации сооружений и несоблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводят к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение. Если сброс загрязняющих веществ производится без соответствующего разрешения, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
Плата за размещение отходов (По) определяется по формуле:
ПО = 2СЛ/МЛ1-+5СЛ/(М/-МЛ/),
где / — вид отходов (/= 1, 2, 3 ... л); Сл, — плата за размещение 1 т 1-х отходов в пределах установленных лимитов, руб.; Мл, — фактическое размещение i-x отходов в пределах установленных лимитов; М, — общее размещение данных отходов.
Лимиты размещения (складирования) отходов устанавливаются, исходя из норм расхода сырья и материалов на планируемый объем продукции за вычетом планового объема отходов, используемого в качестве сырья или материалов в соответствии с программами использования отходов и развития безотходных технологий.
К сверхлимитным объемам размещения относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов, некондиционная продукция, не предусмотренная технологическими регламентами и нормативами, а также отходы без оформленного в установленном порядке разрешения.
При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на 0,3. Плата за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется умножением соответствующих ставок за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов, а затем этой суммы на 5-кратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов. При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ перечисленных объектов — коэффициент 3.
Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы за нетоксичные отходы перерабатывающей промышленности. За нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов плата определяется как за размещение отходов на несанкционированных свалках.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы проблемы природопользования в сельском хозяйстве?
2. Что такое биологизация и экологизация земледелия?
3. Расскажите о методах управления охраной окружающей среды.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»