logo search
ЭУМК Управление в апк

Лекция 15 Экономические методы управления

В условиях рынка ведущая роль принадлежит экономическим методам управления.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих сельскохозяйственные предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.

Схема экономических рычагов управления АПК на региональном уровне представлена на рисунке

Экономические рычаги и порядок их применения в управлении должны быть относительно стабильными, однако это не исключает внесения при необходимости корректив в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Ценовая политика в системе управления — неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Основной целью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства, увеличения объемов продукции, а также защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Неверные, ошибочные подходы к формированию государственной ценовой политики, как правило, приводят к негативным последствиям как для всей экономики, так и для ее отдельных сфер, в частности АПК, а также для населения страны.

В результате либерализации цен, инфляционных и других процессов, отсутствия эффективного государственного регулирования создалась парадоксальная ситуация, когда цены на про­дукты питания оказались слишком высокими для потребителей, вследствие чего потребление мяса, овощей, молочной продукции сократилось в 1,5-2 раза, и слишком низкими для товаропроизводителей, особенно в животноводстве. Как следствие, производство продуктов питания сократилось, как это бывает при кризисе перепроизводства. Однако в условиях нормального рынка при перепроизводстве падает не только цена для товаропроизводителей, но и цена продаж, и наоборот, если в результате снижения объемов производства возникает дефицит сельскохозяйственной продукции и рыночные цены возрастают, становятся слишком высокими для потребителей, то возрастает цена и для товаропроизводителей.

Причины сложившегося положения в том, что, во-первых, монополизирован рынок средств производства для сельского хозяйства, во-вторых, между сельскохозяйственными товаропроизводителями и конечными потребителями стоят монополизированные отрасли переработки и оптовой торговли. Ввиду резкого снижения доходов основной массы населения спрос на продукты питания становится все менее эластичным (слабо реагирует на изменение цен). В такой ситуации предприятиям-монополистам в сферах переработки и торговли снижение цен невыгодно, а реальные механизмы конкуренции пока не работают. Высокие инфляционные ожидания производителей и потребителей создают благоприятную почву для роста цен. Выигрыш от этого получают немногие, для основной же массы населения инфляция оборачивается дальнейшим снижением покупательной способности и уровня потребления продуктов, соответственно снижается платежеспособный спрос, что влечет за собой очередной виток спада производства. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен на основные виды ресурсов, топливо, энергию, а также отсутствие четкой программы демонополизации экономики привели, в конечном счете, к низкому уровню продовольственной безопасности России.

Большинство государств мира осуществляет субсидирование производителей сельскохозяйственной продукции. Суммы, выплаченные товаропроизводителям из бюджета, позволяют снизить цены для конечного потребителя. Таким образом, поддержка производителя оказывается одновременно и поддержкой потребителя. Однако в условиях монополизированного рынка эта схема не работает. Монополист-переработчик или продавец может снижать закупочную цену настолько, что вся надбавка, выданная государством товаропроизводителю, попадет к нему, что и имеет место на практике. При этом объем закупок у товаропроизводителя монополист не увеличивает, чтобы не допустить снижения цен.

В наших условиях проблема регулирования спроса и предложения оказывается не столь простой. Существуют следующие пути ее решения:

Предельная наценка для предприятий переработки сельскохозяйственного сырья не снижает их заинтересованности в максимальной цене, а лишь вынуждает делиться прибылью с производителем. Однако в условиях высоких инфляционных ожиданий перерабатывающим предприятиям более выгодно повышать цену, увеличивая свой доход и пользуясь низкой эластичностью спроса при низком уровне потребления продовольствия населением.

Налогообложение повышенной рентабельности — более «рыночный» регулятор, но, по сути, мягкий вариант предельной наценки, не исключающий одновременного роста отпускных цен переработчика и закупочных цен для сельскохозяйственного производителя.

Установление предельных или твердых отпускных цен на продукцию переработки выходит за рамки чисто «рыночных средств», однако если другие средства не помогают увеличить объемы реализации продуктов населению, применение подобных мер возможно. Фиксированные или предельные цены при условии регулярного пересмотра и обеспечения нормальной нормы прибыли для сферы переработки могут стать стимулом максимального наращивания объемов производства. В то же время подобные меры государственного регулирования можно считать крайними, приемлемыми лишь на время переходного периода.

Политика поддержки предложения должна опираться на систему гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающих нормально работающему товаропроизводителю, находящемуся в специализированных зонах товарного производства, возмещение материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и получение дохода, а также обеспечение необходимой рентабельности для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены не должны отменять рыночное ценообразование. В случае если оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются ниже гарантированных, государство может осуществлять доплаты производителям, равные разнице между гарантированной и рыночной ценой при реализации по установленным каналам.

Если же рыночные цены опускаются значительно ниже гарантированных, государственные органы анализируют причины падения цен и, если они связаны с перепроизводством, осуществляют закупки или принимают меры по стимулированию экспорта данного продукта.

Когда рыночные цены поднимаются значительно выше гарантированных, выявляются причины такого скачка. Они могут быть связаны с неурожаем, непредвиденным повышением доходов населения, поведением предприятий сферы переработки и другими факторами. Соответственно принимаются меры по импорту продовольствия, реализации государственных резервов, антимонопольные меры и (или) названные и другие меры в комплексе.

Смысл гарантированных цен в защите не только производителей, но и потребителей сельскохозяйственной продукции, широких слоев населения, так как они препятствуют падению производства и соответственно сдерживают рост цен на продовольствие. Обычно гарантированная цена не выплачивается государством непосредственно производителю, а лишь служит ориентиром.

Управление сельскохозяйственным производством на основе ценового регулирования состоит в том, чтобы выполнить специфические задачи данного периода (увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, более рациональное размещение отраслей по специализированным товарным зонам и между предприятиями на основе максимальной эффективности производства данного вида продукции и др.), например, путем установления гарантированной цены, которая служит нижним пределом цен закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (согласно Федеральному закону РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», 1994 г.).

В основе определения гарантированной цены лежат себестоимость данного вида продукции и нормальный уровень рентабельности, обеспечивающий расширенное воспроизводство товаропроизводителю в данной зоне. Уровень рентабельности определяется с учетом эффективной деятельности и необходимого развития сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, при расчете гарантированных цен учитываются уровень договорных и действующих гарантированных цен в данном и соседних регионах, конъюнктура рынка, а также объем финансовых ресурсов, предусмотренных для проведения закупок в государственные фонды.

Определение гарантированной цены состоит из следующих этапов:

Каждый элемент затрат на производство сельскохозяйственной продукции переоценивается по соответствующему индексу цен, исчисляемому Минэкономразвития России, то есть затраты, например, на минеральные удобрения и агрохимические материалы рассчитываются по индексу (дефлятору) цен химической и нефтехимической промышленности и т. д.

Приведем упрощенный вариант расчета гарантированной цены.

1. Себестоимость продукции берут из формы 8-СХ (Сфакт).

2. Фактическую себестоимость разбивают на три элемента — оплата труда, амортизация и материальные затраты, исходя из средней структуры затрат (форма 8-АПК за предыдущий год): Сфакт = О + А + М, где О — оплата труда; А — амортизация основных средств; М — материальные затраты.

3. Оплата труда пересчитывается по индексу потребительских цен (К,), материальные затраты — по среднему индексу (К2), амортизация — по индексу цен на строительные материалы, необходимые для осуществления капитального строительства, оборудование, технику (К3).

4. Расчетная себестоимость в I квартале определяется по формуле

= О • К,

1кв

+ А • К2

1кв.

К3

IVkb.

«-

-3 Ikb.

Результаты расчета представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет себестоимости 1 т зерна в I квартале текущего года

Показатели

III кв. прош-

лого года,

руб. за 1 т

IV кв. прошлого

года к III кв.

прошлого года, %

I кв. текущего

года к IV кв.

прошлого года, %

I кв. текуще-

го года, план,

руб. за 1 т

Оплата труда

94

104,9

103,3

102

Материальные затраты

259

104,6

104,4

283

Амортизация

98

104,0

105,9

108

Итого

451

×

×

493

5. Расчетная себестоимость умножается на коэффициент рентабельности (Р) для получения гарантированной цены (Гц) в конкретных условиях. Учитывая низкую скорость оборота капитала (в процессе производства и реализации зерна), принимаем рентабельность равной 100 %. Г = Р • С

1 Ц * ^расч»

Гц = 2 • 493 = 986.

Таким образом, гарантированная цена нашего условного продукта в рассматриваемом районе в I квартале текущего года должна составить не менее 986 руб. за 1 т.

Так же можно производить расчет на основе оптимальной структуры себестоимости зерна, сложившейся в высокоэффективных специализированных предприятиях зоны.

Механизм гарантированных цен должен быть связан системой авансов под закупки в региональные и федеральные продовольственные фонды, чтобы на базе этих цен хозяйства могли получать аванс в размере определенного процента от их величины, например 80 %. Окончательный расчет за закупленную продукцию должен производиться исходя из сложившейся рыночной цены, в жестко оговоренные сроки. Близок к авансовой системе механизм залоговых операций, который также можно использовать для поддержки стабильных рыночных цен.

Хозяйства должны иметь конкретный, законодательно зафиксированный механизм государственной поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию. Примерный уровень гарантированных цен сельскохозяйственный товаропроизводитель должен знать задолго до посевной, чтобы заблаговременно определить перспективы производства, необходимость его модернизации или перепрофилирования.

Постановлением Правительства РФ «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» (1997 г.) при Министерстве сельского хозяйства РФ было предусмотрено создание предприятия, призванного стать базисом рынка продовольствия. Основной его задачей является информационное обслуживание субъектов рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры, разработка и представление предложений по организационно-правовым формам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию конкуренции, создание оптовых рынков продовольствия, организация государственных закупок на конкурсной основе. Подобная схема достаточно широко применяется во многих странах мира и доказала свою жизнеспособность. Она позволяет организовать цивилизованный рынок продовольствия, в первую очередь его инфраструктуру, облегчающую товаропроизводителю сбыт продукции на основе широкого выбора покупателей. Отсутствие проблемы сбыта позволит товаропроизводителю все время посвящать модернизации и повышению эффективности своего производства, что соответствует и его интересам, и интересам общества в целом.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование самого государства, с другой — регулирование экономики общества в целом.

Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего сектора экономики. В развитых странах давно определен размер безопасного и достаточного для государства изъятия добавленной стоимости — не более 1/3. Кривая Лафера отвечает экономическим реалиям как в России, так и во всем мире. В России согласно расчетам с учетом обязательных платежей в государ­ственные внебюджетные фонды через налоги перераспределяется около 33 % ВВП. Это средняя расчетная цифра, но для непривилегированного и законопослушного налогоплательщика она составляет 55-60 %. Губительна эта система для бывших государственных предприятий, которые платят налоги в полном объеме. Сумма начисленных налогов и обязательных платежей превышает сумму государственных субсидий.

Функционирующая налоговая система не является целостной, логически завершенной и взаимоувязанной, что не способствует эффективному регулированию рыночных отношений. Отдельные положения нормативных актов и инструкций, касающиеся вопро­сов налогообложения, противоречат друг другу или неоднозначно трактуются. Многочисленные изменения и дополнения к законам и инструкциям затрудняют пользование ими. Особенно это усложняет работу бухгалтерам в сельской местности в силу их территориальной изолированности. Одним из шагов, способствующих решению перечисленных проблем, является введение в действие нового Налогового кодекса — систематизированного законодательного акта. В нем усовершенствованные налоговые и правовые нормы приведены в достаточно упорядоченную, логичную и единую систему. Налоговый кодекс включает в себя: определение взаимоотношений и механизма обложения федеральными, региональными, местными налогами, а также организацию, состав, структуру, функции, права, обязанности и ответственность налоговых органов.

Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны действовать автоматически, с однозначной трактовкой. Власть чиновников следует свести к минимуму. Примером могут служить развивающиеся страны, которые успешно провели налоговую реформу.

Следует постепенно сокращать налоговый пресс. Сейчас остался практически один источник, который может компенсировать снижение налоговых поступлений, — сокращение бюджетных расходов, что крайне негативно воспринимается правительством.

Налоговый кодекс содержит положения, вносящие значительные изменения в налоговую систему. Упраздняется ряд налогов, рассчитываемых на основе выручки от реализации продукции; расширяется перечень затрат, не учитываемых при налогообложении; вводится нелинейная амортизация и т. д. Несколько снижаются взносы на обязательное социальное страхование. Однако возрастает ставка налога на добавленную стоимость — до 22%, причем ставка этого налога на продовольственные и детские товары возрастает с 10 до 22 %; вводится налог с продаж (по сути, налог, аналогичный налогу на добавленную стоимость в том виде, в котором он у нас сейчас существует) в размере 5, а на предметы роскоши — 10%.

Содержащиеся в Налоговом кодексе изменения вызовут рост себестоимости отечественной продукции примерно на 8-10 %, что связано также с введением более либерального порядка отнесения затрат на себестоимость. Отменяются нормативы отнесения на затраты расходов на рекламу, обучение персонала, возрастают нормы амортизационных отчислений.

Увеличение этих элементов себестоимости будет в определенной степени компенсироваться снижением косвенных расходов за счет изменения порядка исчисления налога на пользователей автомобильных дорог (рассчитываемого на основе выручки от реализации производимой продукции), отмены транспортного налога, сокращения взносов на обязательное медицинское страхование — с 5,4 до 4,4 %, отчислений в фонд занятости с 1,5 до 1 % от фонда оплаты труда. В целом сумма страховых взносов, исчисляемых от величины фонда оплаты труда, уменьшится с 38,5 до 37,0 %. Столь незначительное снижение не может существенно повлиять на себестоимость производимой продукции.

Налоговый кодекс предусматривает отмену сбора на нужды образовательных учреждений и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, уплачиваемых за счет прибыли предприятия до исчисления налога на прибыль. Что касается сбора, исчисляемого в размере 1 % от фонда оплаты труда, влияние его на финансовые результаты деятельности предприятия незначительно. Напротив, налог на содержание жилищного фонда, исчисляемый на основе выручки от реализации продукции, приводил к изъятию у предприятия до 8-12 % получаемой прибыли, а у низкорентабельных предприятий — еще больше. Хотя предполагается увеличение ставки налога на имущество с 2 до 2,5 %, за счет исключения из налогооблагаемой базы стоимости основных фондов и материальных запасов общая величина налога на имущество, уплачиваемого предприятием, несколько снизится.

Если величина изъятия из прибыли составляла около 47-48 %, то после введения в действие Налогового кодекса она сократится примерно до 41-42 %. Это могло бы увеличить чистую прибыль, направляемую на развитие производства, при наличии реальных стимулов к инвестированию.

Фактором роста цен и снижения платежеспособного спроса населения на потребительские товары является увеличение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 22 %, 1 % из которых предполагается использовать для пополнения внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, медицинского страхования и занятости), а 1 % — на пополнение дорожного фонда. Таким образом, если раньше взносы в дорожный фонд являлись сбором, уплачиваемым за счет себестоимости производимой Продукции, то теперь они превратились в косвенный налог с населения.

В структуре конечной цены продукта доля налогов, сборов и обязательных взносов в различные фонды составляет 32 %. Эта цифра несколько возросла из-за введения налога с продаж, который будет поступать в местные бюджеты.

Расчеты показывают, что, снимая в незначительной степени налоговую нагрузку с работодателей, правительство не только перекладывает ее на население, но и усиливает налоговое бремя на работающих и потребителей. Общий размер налогов и сборов в цене товара, которую оплачивает потребитель, значительно возрастает.

Ужесточение косвенного налогообложения неизбежно ухудшит конкурентоспособность отечественной продукции. Рост цен, снижая платежеспособный спрос населения, укрепит позиции импортеров. Экспортеры отечественной продукции также окажутся в невыгодной ситуации, так как НДС, уплаченный поставщиком, возмещается из средств федерального бюджета, но в сегодняшней ситуации с наполняемостью последнего экспортер будет вынужден постоянно отвлекать собственные оборотные средства.

Таким образом, изменения в налоговой системе несколько увеличат чистую прибыль предприятий. Однако эти положительные сдвиги будут сведены на нет ухудшением условий реализации товаров и услуг, снижением конкурентоспособности продукции отечественного производства. Одновременно преобразования в налоговой системе способны снизить реальный уровень жизни населения на 10-12 %.

Кредитная политика государства должна быть также направлена на развитие АПК и, прежде всего, сельскохозяйственного производства. В настоящее время система кредитования аграрной сферы неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко должно применяться ипотечное кредитование. Важным стимулом для развития сельского хозяйства является сезонное кредитование.

Рычагом управления АПК является бюджетная поддержка. Она обеспечивает стратегические задачи развития. Бюджетная политика в аграрной сфере направлена на выполнение программ, важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК и т. д.

В современных условиях еще одним важным элементом стабильного развития АПК стала система страхования, которая также требует дальнейшего развития.

Аграрный протекционизм представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главными инструментами аграрного протекционизма являются пошлины на ввоз импортной продукции, при этом их величи­на на разные товары различна. На те товары, которые не производятся в России (например, табак, кофе, какао, цитрусовые, тропические плоды), пошлины невысокие. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продовольственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензирования для предъявления повышенных требований к качеству продукции.

Материальное стимулирование — один из важнейших экономических рычагов воздействия на конкретного работника.

Личные интересы выражаются в увеличении трудового вклада работника в производство с целью получения более высокого материального вознаграждения. В качестве побудительных мотивов к трудовой деятельности выступают стимулы. Материальное вознаграждение работников осуществляется в соответствии с количественными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия.

Распределительные отношения на крупных сельскохозяйственных предприятиях, созданных на кооперативной или долевой основе, осуществляются на двух уровнях — общехозяйственном и в каждом структурном подразделении. На общехозяйственном уровне из валового дохода формируется и распределяется по структурным подразделениям фонд заработной платы; из прибыли формируется фонд для выплаты дивидендов, он распределяется между ассоциированными членами и на дополнительные паи членов. На уровне структурного подразделения выплачиваются минимальная заработная плата работникам-пайщикам и гарантированный заработок наемным работникам; в пределах хозрасчетного дохода распределяется вознаграждение по итогам работы за год, а также между рабочими-пайщиками на рубль выданного аванса.

Экономические рычаги управления должны действовать в системе и способствовать стабильному функционированию АПК.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность экономических методов управления?

2. Расскажите о роли экономических рычагов в управлении сельскохозяйственным производством.

3. Как воздействует на управление АПК система ценообразования?

4. Какова роль налоговой политики в развитии АПК?

5. Что такое аграрный протекционизм?