logo search
moi_GOSy

32. Эволюция менеджмента. Вклад различных школ менеджмента в современную теорию управления.

Управление появилось вместе с людьми, там, где хотя бы 2 человека объединялись в стремлении достичь общей цели, возникала задача координации совместных усилий. Тот, кто брал на себя решение этой задачи, становился рук-лем, а другой - его подчиненным. Мен-т как целенаправленная человеческая деятельность существует давно, а как наука – недавно на рубеже 19 и 20 в.в. Развитие управления связано с развитием эк-ки и производства. Это заметно на примере США и Вост.Европы. В этот период (19-20в.в.) производство достигло высоких масштабов, конкуренция стала общенац-ной. Развитие менеджм-та носит эволюционный характер и определяется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегии орг-ции. На рубеже 19-20 в.в. появилась необходимость в четкой орг-ции производства, в введении стандартов и норм.

Выделяют 4 основные школы, которые опред-ют разл-ые подходы в управлении:

1.Школа научного управления Тейлора. (1885- 1920) Тейлор создал научную систему упр-ия, кот-ое опиралось на 3 принципа: 1. рац-ная научная орг-ция труда в целях повышения произ-сти. 2. разработка формальной структуры 3. разработка мер по сотрудничеству между упр-щими и рабочими. Осн. цель научной орг-ции труда- снижение издержек всех видов ресурсов(фин, трудовых, матер-ых). Осн путь достижения цели- рационализация использования всех ресурсов. Тейлор разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил научные подходы подбора, расстановки и стимулирования рабочих.

2. Классическая административная школа (1920-1950) Возникновение этой школы связано с именем Анри Файоля. Он разделил весь процесс управления на пять осн. функций: планир-ие, орг-ция, координация, мотивация и контроль. Также разработал 14 принципов упр-ия: разделение труда, авторитет и ответ-сть, дисциплина, единство рук-ства, единство распорядительства, подчинение личных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справед-сть, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Цель этих двух школ - найти совершенный и единственно приемлемый метод управления.