logo search
ЭУМК Управление в апк

Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк

Управленческая деятельность на предприятиях АПК любой организационно-правовой формы осуществляется по нескольким важнейшим направлениям:

Преобразования в АПК привели к значительным изменениям в управлении, прежде всего на уровне предприятие — внешняя среда. Если прежде внешняя деятельность предприятий (ассортимент и объемы продаж продукции, материально-техническое обеспечение, ценообразование, кредитование и др.) являлась объектом прямого управления со стороны исполнительных и других органов государства, осуществлялась с помощью различных нормативных актов, то в настоящее время государственное регулирование практически сведено к нулю (упразднено). В результате предприятия (хозяйствующие субъекты) АПК функционируют в условиях неопределенности внешней среды. Это относится как к макроэкономике (инфляция, недостаток или полное отсутствие субсидий, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постоянные изменения кредитных ставок, ужесточение налогов и др.), так и к микроэкономике. На микроэкономическом уровне находятся предприятия и организации, непосредственно взаимодействующие на основе договоров, соглашений, учредительных документов. При этом каждое предприятие формально имеет возможность управлять процессами этого взаимодействия путем изучения рынков сбыта и гибкого реагирования на спрос, поиска и выбора выгодных партнеров, установления других связей с внешней средой, позволяющих предприятию занимать свою «нишу» в системе рыночных отношений и конкуренции. Однако на практике недостаток финансовых ресурсов у контрагентов, банкротство партнеров, задержка в оплате за реализованную продукцию, сбои в системе снабжения и сбыта и т. д. вынуждают предприятия и на микроэкономическом уровне принимать управленческие решения в условиях неопределенности, непредсказуемости, высокого риска.

Наряду с внешней средой на систему управления и эффективность деятельности предприятий АПК влияет принадлежность к той или иной организационно-правовой форме, а также внутрихозяйственная организация производства, организационных структур и структур управления. При этом организационная структура характеризует состав, размеры, число, территориальное размещение производственных, обслуживающих и других подразделений, а структура управления отражает состав, расстановку звеньев и ступеней управления, их взаимосвязь и соподчиненность по вертикали и горизонтали.

Основными типами структур управления на сельскохозяйственных предприятиях остаются линейная, функциональная, дивизиональная (продуктовая), адаптивная (матричная) и их комбинации. Проблема состоит в наполнении традиционных организационных форм и структур новым содержанием.

Система управления предприятием должна соответствовать его организационно-правовой форме и регулируется нормативными документами. Так, порядок управления в различных организационно-правовых формах хозяйствования в общем виде определяется нормами Гражданского кодекса (ГК). Например, ст. 91 устанавливает основы организации управления в обществе с ограниченной ответственностью, ст. 103 — в закрытых и открытых акционерных обществах, ст. НО — в производственном кооперативе. Конкретизируются соответствующие положения в принятых в развитие ГК федеральных законах, регулирующих правовые основы, организацию и деятельность отдельных видов предприятий.

Несмотря на большое разнообразие организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, можно выделить три основные группы, имеющие наиболее принципиальные различия в управлении:

В большинстве организационно-правовых форм хозяйствования АПК, основанных на долевой или совместной собственности, сохраняется участие собственников земельных долей и имущественных паев в управлении производством. При этом выделяют три модели внутрихозяйственного управления.

Наиболее распространенная модель предусматривает централизацию основных функций внутрихозяйственного управления в администрации предприятия, в состав которой входят руководитель хозяйства и коллегиальные органы (общее собрание, правление, совет и др.). Администрация избирается общим собранием и подотчетна ему по всем основным вопросам хозяйственной деятельности. Характерная особенность этой модели — формирование общих фондов предприятия. Из этих фондов осуществляются платежи государству, финансируются расходы на производственные и социальные нужды, производятся выплаты дивидендов работникам, создаются при необходимости финансовые резервы. Хозяйственная самостоятельность первичных трудовых коллективов в этой модели управления остается невысокой.

Вторая модель внутрихозяйственного управления предполагает более широкие полномочия первичных трудовых коллективов в решении текущих вопросов, касающихся деятельности своего подразделения. Они могут самостоятельно реализовывать свою продукцию, распоряжаться полученным доходом. Для этого на каждое подразделение в бухгалтерии или финансово-расчетном центре предприятия заводят лицевые счета, из которых по установленным нормативам отчисляются средства на содержание административно-управленческого персонала и другие хозяйственные нужды. Администрация хозяйства при этом сосредоточивает у себя в основном функции взаимодействия с внешней средой, разрабатывает стратегию и тактику поведения предприятия на рынке.

Наконец, третья модель управления основана на предоставлении коллективам производственных и обслуживающих подразделений практически полной самостоятельности в осуществлении деятельности: реализации продукции, взаиморасчетах с другими предприятиями, уплате налогов, распределении прибыли и т. д. Такие структурные подразделения могут иметь счета в банках, создавать свои фонды. Руководитель и коллегиальные органы управления предприятием (правление, совет) выполняют при этом главным образом обслуживающие функции, делегированные коллективами подразделений.

При выборе той или иной модели внутрихозяйственного управления необходимо учитывать множество объективных и субъективных факторов: конкурентоспособность выпускаемой продукции; степень развития внутрихозяйственных отношений; активность и подготовленность работников к самостоятельной деятельности в условиях рынка; наличие в коллективе лидеров и т. д. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к проблеме.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы цели государственного и хозяйственного управления АПК?

2. Расскажите о федеральном уровне государственного управления.

3. Каковы функции государственного управления на региональном уровне?

4. В чем особенности управления АПК на районном уровне?