Литература
1. Вакуленко Т.Г., Фомина Л. Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятии управленческих решений. — СПб.: Издательский дом «Герда», 2001.
2. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент, — М.: ДиС, 2001.
3. Осипов В. С. Анализ финансового состояния организации. Методические указания. — МСХА, 2002.
4. Селезнева Н.Н.,Ионова А. Ф. Финансовый анализ. — М.; ЮНИТИ, 2001.
УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В АПК
3.6. СЕМИНАР «УПРАВЛЕНИЕ
ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В АПК»
•
Цель занятия. Изучить сущность нововведений и инновационного процесса, особенности их реализации в АПК.
План семинара
1. Понятие нововведения (инновации).
2. Виды нововведений.
3. Инновационная деятельность.
4. Инновационный процесс и особенности его реализации.
5. Этапы разработки нововведений.
6. Стратегия реализации нововведений.
7. Особенности реализации нововведений в АПК.
22.2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМ СУБЬЕКТЕ»
Цель занятия. Ознакомить студентов с основными этапами инновационного процесса, изучить методы разработки и представления новаторских идей.
Условия и исходные материалы. На примере реального хозяйствующего субъекта разработать инновационный проект и подготовить его презентацию. В разработке могут участвовать две и более конкурирующие группы для генерации наиболее интересных идей.
Используются данные конкретных хозяйствующих субъектов, имеющиеся у студентов или предложенные преподавателем.
Порядок и методика выполнения задания. Деятельность организации связана со многими внешними (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, политика государства в отношении товаропроизводителей) и внутренними (наличие предпринимателя-лидера, команды поддержки, финансов, материально-технических ресурсов, размеры организации, ее организационная структура, применяемая технология, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и проч.) факторами. Но в каждой организации рано или поздно возникают какие-либо новаторские идеи.
Инновационные процессы охватывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность товаропроизводителей и в конечном итоге ориентированы на удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Важное условие для успешного внедрения инновации — человек, который захвачен своей идеей и готов применить максимум стараний для ее реализации. Не менее важен предприниматель, поддерживающий новаторскую идею, готовый найти или выделить средства для ее реализации, запустить новую продукцию в производство и на рынок.
Инновационный процесс осуществляется в несколько этапов.
Этап 1. Систематизация поступающих идей. Цель данного этапа—сбор информации для формирования инновационных проектов.
Разработка нового товара начинается с поиска подходящей идеи. Необходимо собрать наиболее полную информацию о поступающих идеях и замыслах. Источников новых идей может быть множество, например персонал фирмы: многие работники находятся в непосредственном контакте с покупателями, сами участвуют в производственном процессе, поэтому хорошо о нем осведомлены. Не менее важным источником идей служат потребители (опрос клиентов, поступающие письма и жалобы). Отслеживание деятельности фирм-конкурентов позволяет выявить наиболее привлекательные товары для реализации на рынке. Собирается информация о технологических изменениях в отрасли, новых научных открытиях (в основном поисковые научно-исследовательские работы проводятся в академических учреждениях и вузах либо в научно-исследовательских организациях промышленности с высококвалифицированным персоналом), разработках в данной сфере.
Необходимо изучить работу различных служб: маркетинга, сбытового аппарата, торговых посредников.
Следует проанализировать потенциальные возможности организации, в которой будет внедряться инновационный проект: насколько она готова к разработке и внедрению новой продукции, какова степень риска, каков его размер.
Кроме того, на начальном этапе разработки инновационного проекта планируется, какую нишу на рынке будет занимать новый товар (будет ли он рассчитан на широкий круг потребителей или на небольшой сегмент рынка). Также определяются тенденции развития рынка на перспективу.
Пример. ООО «АБВ» имеет молочный завод, который выпускает йогурт, творог, сметану, кефир, молоко пастеризованное. 000 сбывает произведенную продукцию на ближайшем рынке, где имеет собственную торговую точку, и поставляет в местный магазин «Коровушка», торгующий только молочными продуктами. Организация имеет стабильный равномерный доход от своей деятельности. Руководство ООО решило освоить новый сегмент рынка путем выпуска новой продукции. Необходимо решить, какая инновация наиболее подходит для данной организации.
На первом этапе назначается ответственный за ведение инновационного проекта — И. И. Иванов. Ответственное лицо начинает собирать материалы по вопросу: опрашивает работников, клиентов, контрагентов, изучает новейшие научные достижения в данной области. После того как необходимые материалы собраны, ответственное лицо представляет отчет руководству, в котором подробно описаны возможности организации, ее сильные и слабые стороны, подобраны идеи, наиболее для нее подходящие.
Этап 2. Выбор идеи нового продукта. Цель данного этапа — отсеивание непригодных для реализации идей и выбор наиболее эффективной идеи. На этом этапе проводятся уже не изыскательные, а прикладные научно-исследовательские работы. Сравнивают возможности реализации той или иной идеи, выясняют, насколько та или иная продукция будет соответствовать имиджу организации и как ее внедрение повлияет на дальнейшее развитие этой организации, как технологически новая продукция будет отличаться от традиционных товаров.
Отбирают наиболее рациональную и подходящую по всем параметрам идею.
Пример. После того, как отчет И. И. Иванова заслушан, начинается тщательная проработка каждой идеи. Поступили следующие предложения: начать выпуск мороженого; маргарина; молока с различными добавками. Для выпуска мороженого или маргарина необходимо освоить новую для 000 «АБВ» технологию. Это новый вид деятельности для организации. Необходимы дополнительные производственные мощности, привлечение новых специалистов. Соответственно затраты будут очень высокими.
Для производства молока с различными добавками принципиальных изменений в технологическом процессе не потребуется и затраты будут не столь высоки, как в первых двух случаях. Следовательно, выбирают вариант производства молока с добавками.
Этап 3. Анализ экономической эффективности производства нового продукта, разработка программы маркетинга. Цель данного этапа — преобразовать идею в товар.
На данном этапе начинается техническая разработка продукта. Идея, сформулированная на первом этапе и прошедшая отбор на втором, приобретает вид конкретного проекта. Выполняется эскизное проектирование, выпускается конструкторская документация. Определяются технико-экономические характеристики товара, проводится оценка его качества и потребительских свойств, намечаются примерные объемы продаж, спроса.
Рассчитывают расходы на производство, внедрение и освоение нового продукта, сроки их окупаемости. Анализируется наличие необходимых ресурсов для производства (оборудование, машины, сырье, материалы, персонал, финансовые ресурсы), рассчитывают сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок. Оценивается экономическая эффективность (прибыльность) производства новой продукции.
Важна на этом этапе разработка программы маркетинга по новому товару (свод контрольных показателей, обзор текущей ситуации на рынке, опасности и возможности, задачи и проблемы, стратегия маркетинга, программа действий, бюджеты, контроль).
Пример. 000 «АБВ», приняв за основу реализацию проекта по производству молока с различными добавками, может обратиться для его разработки в НИИ или другие учреждения, которые в состоянии создать новый продукт. Кроме того, необходимо решить, какой именно вкус должно иметь новое молоко. Лучше, чтобы это было нечто неожиданное, новое, что сможет привлечь покупателей. Решено выпускать молоко со вкусом мяты. И. И. Иванов просчитал, что затраты на разработку нового продукта смогут окупить себя через полгода при условии, что прежние доходы сохранятся и новый товар будет реализовываться с не меньшим объемом, чем остальная продукция, а цена на новое молоко не будет слишком высокой по сравнению с аналогичной продукцией других фирм.
Этап 4. Создание нового продукта. Цель данного этапа — создать проработанный вариант продукта.
На этом этапе разрабатывается конкретная программа эволюции нового товара и осуществляется распределение обязанностей по подразделениям фирмы.
Изготавливаются и испытываются опытные образцы. Как вариант выпускаются несколько модификаций нового продукта. При этом должны учитываться все параметры безвредности, экономичности и др. Кроме того, себестоимость нового товара не должна выходить за рамки запланированной. Испытания могут проводиться как в лабораторных условиях, так и с участием некоторых потребителей.
Пример. Молокозавод 000 «АБВ» выпускает новое молоко со вкусом мяты. Подготовлены несколько модификаций: ментоловое (с большой концентрацией мяты), с мелиссой (лимонной мятой), с мятой перечной. Данный вид продукции проходит необходимые лабораторные исследования на соответствие государственным стандартам качества, приглашаются несколько потенциальных потребителей, которые дегустируют молоко и высказывают свое мнение по поводу новинки.
Определяются наименование нового товара, его товарный знак, упаковка, маркировка, оформление. Необходимо отметить, что наименование должно полно и в то же время оригинально магазин,
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»