logo search
UP_VDOVINA

Основные методы управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта

Этапы жизненного цикла проекта

Управление стоимостью проекта

Концепция проекта

Укрупненная оценка стоимости

Обоснование проекта

Детальная оценка стоимости

Планирование проекта

Разработка бюджета и сметы

Реализация проекта

Контроль стоимости

Завершение проекта

Завершающая оценка стоимости

Все затраты на проект классифицируют по следующим признакам.

  1. По виду инновационной деятельности выделяют затраты на:

  1. По виду затрат различают:

а) первоначальные (инвестиционные) затраты:

б) текущие затраты включают:

в) ликвидационные затраты состоят из затрат на ликвидацию объекта, то есть на его демонтаж, разборку, слом, уничтожение, утилизацию.

  1. В зависимости от стадии инновационного цикла выделяют затраты на НИОКР, проектирование, строительство, производство, сбыт, текущие затраты, расходы на снятие продукции с производства и утилизации остатков.

Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов.

Техника оценки затрат проекта состоит из следующих шагов:

– определение потребности работы в ресурсах;

– разработка сетевой модели;

– разработка структуры разбиения работ (декомпозиция работ);

– оценка затрат в разрезе структуры разбиения работ;

– обсуждение затрат с каждым из функциональных управляющих;

– выработка основного направления действий;

– оценка затрат для каждого элемента структуры разбиения работ;

– согласование базовых затрат с высшим руководством;

– планирование потребности в персонале;

– разработка схемы линейной ответственности;

– построение детальных графиков;

– формирование отчета по затратам;

– включение результатов отчета в документы проекта.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет проекта. Это директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на определенный период времени. На разных стадиях проекта разрабатываются разные бюджеты: предварительный, уточненный (утвержденный), окончательный (текущий), в котором отражаются отклонения фактических от плановых показателей, и фактический, в котором отражаются реальные показатели.

Бюджетирование представляет собой планирование стоимости: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства. Бюджет определяет ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная составляющая проекта, которую принято называть сметой (табл. 16). После согласования с заказчиком и руководством смета становится бюджетом.

Таблица 16