logo search
Обозрение новостей C-NEWS по вопросам СЭД

Востребованные услуги: SaaS впереди

Больше половины денег из $8,6 млрд, которые в 2010 году тратил малый бизнес на облачные услуги в США, – отмечают специалисты Parallels, – приходилось на аренду инфраструктуры (физических серверов, виртуальных серверов (VPS), managed-инфраструктура). То же самое характерно для рынка Германии, где из $770 млн на IaaS (аренду инфраструктуры) приходилось $460 млн. В России примерно половина рынка облаков также приходится на IaaS. 40% – сервисы коммуникации и совместной работы, например Hosted Exchange, Hosted Share Point, Bitrix, оставшиеся 10% – всевозможные SaaS (SugarCRM, Salesforce, "Мое Дело", "Эльба").

Несмотря на то, что конечная цель любой компании малого и среднего бизнеса – конкретные приложения, то есть SaaS-услуги, еще долгое время будет сохраняться интерес к IaaS. Также наблюдается рост интереса к аренде виртуальной инфраструктуры, которая удобнее, чем классический VPS-хостинг, и является основой для сервисов более высокого уровня – PaaS и SaaS.

Однако, по мнению Citrix Systems, направление SaaS охватывает почти 100% рынка публичных облачных услуг. Многие компании уже запускают CRM и другие системы из облаков, используя, например, SalesForce. Наверняка эта тенденция сохранится. Также одним из перспективных направлений является предоставление рабочих мест (десктопов) как услуги, которое скоро займет немалую часть рынка публичных облаков.

С подавляющей ролью SaaS согласны и эксперты Orange Business Services, заявляющие, что на эти решения приходится 90% рынка публичных облачных услуг в России. Они же являются и главным драйвером роста рынка облачных услуг. Но и у IaaS-решений большие перспективы, уже сейчас видны серьезные темпы роста. По данным Orange Business Services, в 2012 году объем рынка SaaS в России увеличится на 20%, IaaS же на 75%. Что касается отдельных услуг, то коммуникации являются лидерами среди потребляемых облачных сервисов SaaS. Ряд крупных поставщиков корпоративного ПО, такие, как Microsoft, SAP и Oracle, активно развивают облачные модели доставки своих популярных программных пакетов. То есть объем SaaS-услуг будет расти еще и за счет снижения объемов закупок лицензий по традиционной модели. Этот тренд будет больше заметен в сегменте небольших и средних компаний, отмечают в Orange Business Services.

Специалисты Softline также говорят, что в ближайшее время ситуация не будет меняться критически. Первое место в рейтингах популярности SaaS-решений будут занимать сервисы для совместной работы, такие, как Google Apps и Office 365 от Microsoft – они составят более 60% рынка. 40% будет распределяться между остальными решениями, причем на первый план выйдут средства защиты от вредоносного ПО. Более заметны будут SaaS-проекты по тяжелым решениям, например SAP.

Эксперты "Логнекс" резюмируют: в ближайшей перспективе 10% будет приходиться на CRM, 40% – на коммуникации и совместную работу, 35% – на облачный хостинг (включая интернет-магазины), на ERP (включая бухгалтерию) – 15%. В целом в 2012 году количество пользователей SaaS вырастет примерно в 3–4 раза (на 200–300%). Больший рост в денежном выражении по сравнению с процентами связан с тем, что тарифы сервисов в среднем растут.