logo search
ЭУМК Управление в апк

2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя

Анализ труда руководителя позволяет сформулировать следующие требования к его профессиональной компетенции:

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы.

Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу. Они включают:

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения науки управления, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как наука, отвечая на растущие требования практики, постоянно выдвигает и разрабатывает новые идеи и концепции, обучение приобретает непрерывный характер. Руководитель, работающий профессионально, обязательно использует достижения науки, повышающие эффективность хозяйствования.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции относится к способности руководителя работать с людьми и владеть собой. В процессе выполнения своих функций руководители взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, высшей администрацией, акционерами, потребителями, поставщиками, другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данной организации.

Чтобы работать с людьми, различающимися по статусу и интересам, руководители должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение к ним тех, с кем они вступают в контакт.

Это прежде всего:

В современных исследованиях по определению качеств, необходимых компетентному управляющему, выделяют следующие.

Предпринимательская ориентация - стремление к активной деятельности с целью повышения эффективности и быстрейшего достижения целей организации.

Интеллект - способность решать проблемы путем рассуждения; управляющий должен уметь оценивать перспективы и теоретически обосновывать подходы к принятию решений.

Разносторонность (имеются в виду социально-эмоциональные качества). Хороший управляющий должен быть выдержанным в отношениях с подчиненными как в критических ситуациях, так и в повседневной деятельности. Он должен уметь разрешать конфликтные ситуации с максимальной осторожностью и объективностью, тщательно взвешивая свои возможности, а также возможности других.

Искусство межличностных отношений - это не что иное, как способность устанавливать правильные отношения с подчиненными и начальством. Отношения с подчиненными включают руководящую и наставническую роль, надлежащее использование авторитета и власти; отношения с начальством - способность к общению и убеждению.

От ошибок в работе не застрахован никто, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными качествами люди обладают либо от природы, либо приобретают их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако достижения социологии, психологии и других наук позволяют поставить на научную основу изучение природы человеческих отношений и искусства управления людьми, не полагаться только на собственный опыт.

Сегодня на практическую деятельность управляющего влияют постоянно меняющиеся характеристики внешней среды, современные тенденции мировой экономики.

Глобальная ориентация - поскольку предприятия производят продукцию в одной стране, а реализует нередко и в других, рамки мирового хозяйства как бы сужаются.

Развитие телекоммуникаций - крупнейшие организации и отдельные лица соединены во всемирную компьютерную сеть, осуществляются передача данных, получение информации посредством спутниковой связи и волоконной оптики.

Компьютерная обработка данных - персональные компьютеры, соединенные в сети, обладающие всевозрастающими возможностями, меняют способы сбора и обработки информации.

Изменение технологий - это меняющиеся возможности, которые могут помочь разработке новых подходов к производству товаров и предоставлению услуг.

Принципы и практический опыт управления могут изменяться также под действием изменений предпочтений сотрудников.

Участие в результате деятельности - потребности наемного персонала учитываются в той же степени, что и потребности акционеров. Нетрадиционные формы работы - мужчины и женщины стараются изменить свое положение в составе рабочей силы. Женщины требуют полного профессионального равенства в производственной деятельности. Мужчины рассчитывают на большую степень личной свободы и меньшую подчиненность требованиям руководителей.

Новые реалии времени и места работы - в результате технического прогресса стало возможным выполнять работу дома, а не в офисе и устранить потери времени, связанные с ежедневными поездками на работу и обратно. Управляющий должен научиться принимать эти новые реальности, поскольку традиционный рабочий день с 9 до 17 ч для многих видов деятельности признается морально устаревшим.

Изменение демографических факторов - в составе рабочей силы все больше представителей национальных меньшинств, которые имеют собственную систему ценностей, стремятся к реализации профессиональных возможностей и получению социальных благ.

Изменение темпов устаревания профессиональных навыков - в современной действительности не бывает так, чтобы работники получали профессиональные навыки в начале своей карьеры и применяли их на протяжении многих лет. Новые технологии требуют периодического обновления профессиональных навыков, чтобы организация могла эффективно конкурировать на рынке.

Экологический фактор - предприятиям все чаще приходится работать в условиях, когда требуется выполнение нормативов и правил защиты окружающей среды.

Традиционные руководители строго придерживаются иерархической подчиненности, избегают рискованных вложений и ориентируются на краткосрочные результаты.

Прогрессивные руководители поощряют такие аспекты деятельности, как выдвижение новых идей, оправданный риск, снятие ограничений в деятельности подразделений, работа в команде, ориентации на достижение результатов в долгосрочной перспективе, добровольное вовлечение в предпринимательство.

В условиях рынка возникла необходимость в специальном образовании для профессиональных управляющих - бизнес-образовании (от названия школ управления, например «Высшая школа управления АПК и агробизнеса»). Сведения, полученные выпускником, прошедшим курс бизнес-образования, можно разделить на три группы.

Способность понимать ситуацию и происходящие процессы предполагает умение анализировать и оценивать внешнюю и внутреннюю среду бизнеса; поведение человека, его поступки, предсказывать возможные реакции и действия с его стороны; состояние организации и организационные процессы, которые в ней протекают (бизнес, человек, организация и организационные процессы).

Специальные навыки и умения - работа с документами, информацией, умение пользоваться оргтехникой, знание иностранных языков, в первую очередь английского.

Определенное поведение - достаточный уровень культуры (знание и понимание истории и традиций народа, страны, умение вести себя в соответствии с нормами этики, знание этикета и т. д.); умение работать в группе, в коллективе, соотносить свои интересы с интересами коллектива и т. д.

Руководитель должен быть открыт ко всему новому, к изменениям. Его должны тревожить отставание предприятия, застои производства.