logo search
9 сем

2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами

В современной рыночной среде значительно ускорился темп из­менений конкурентных условий, требующий более быстрого реаги­рования со стороны предприятий. Обострение конкуренции, услож­нение технологий, государственное регулирование, сокращение жизненного цикла большинства товаров, рост требований к персона­лу — эти и целый ряд других проблем предъявляют к управлению со­временными отечественными предприятиями требования по приме­нению все более совершенных методов и технологий управления.

Данные условия обуславливают необходимость выявления резер­вов бизнеса, поскольку для поддержания высокой конкурентоспособ­ности предприятие должно иметь надёжную систему управления биз­нес-процессами, способную обеспечить устойчивый рост эффективности в условиях динамичности и непредсказуемости рын­ка, что может быть достигнуто лишь при условии рационального ис­пользования имеющихся резервов.

Система управления предприятием должна быть направлена на повышение эффективности и результативности, т. е. требует создания системы анализа результатов деятельности и принятия решений, ко­торая не только выделяет и ликвидирует причины существующих несоответствий, но и определяет их возможное возникновение. Для этого необходимо выделять показатели эффективности и результа­тивности бизнес-процессов и осуществлять их постоянный монито­ринг.

72

Оценка эффективности функционирования бизнес-процессов предприятия позволяет выявлять проблемные места, принимать свое­временные управленческие решения. Показатели функционирования бизнес-процессов могут носить самый разный характер для различ­ных процессов и позволяют характеризовать не только результат все­го процесса целиком, но и результат отдельной составляющей (функ­ции) процесса.

Важность проведения оценки бизнес-процессов предприятия вызвана необходимостью решения следующих задач:

73


Этап оценки является очень важным для последующего каче­ственного выполнения работ по управлению бизнес-процессами и направлен на повышение прозрачности и эффективности бизнеса (рис. 2.19).

Этапы оценки эффективности управления бизнес-про­цессами:

  1. Анализ информации, регламентирующей работу предприятия (изучение схем бизнес-процессов, текстовых описаний, форм доку­ментов), определение количественных значений по определенным параметрам бизнес-процесса.

  2. Визуальный анализ диаграмм модели бизнес-процессов с це­лью выявления требуемых количественных значений параметров.

  3. Определение системы количественных показателей, использу­емых для оценки эффективности бизнес-процессов и расчет значений их параметров.

  4. Анализ полученных значений коэффициентов эффективности управления бизнес-процессами (сопоставление фактического значе­ния с нормативным).

  5. Формулирование выводов об эффективности управления биз­нес-процессами.

К количественным показателям оценки эффективности управления бизнес-процессами относятся:

  1. Коэффициент сложности (kCJ1) — определяется, как отношение количества уровней декомпозиции модели процессов к сумме экзем­пляров процессов. Данный показатель демонстрирует отношение уровней модели бизнес-процессов к количеству экземпляров процес­сов. Показатель сложности определяет, насколько сложна иерархи­ческая структура бизнес-процессов.

  2. Коэффициент процессности пр) — определяется как отно­шение количества «разрывов» (отсутствие причинно-следственной связи между экземплярами бизнес-процесса) в бизнес-процессах к сумме классов процессов. Данный показатель характеризует бизнес-процесс как процессный либо проблемный (сущностный — разрабо­танный, отталкиваясь от сущностных элементов (единицы оргструк­туры и т.д.)). В случае, когда значение коэффициента указывает на процессный характер модели — это означает, что все экземпляры мо­дели связаны между собой причинно-следственной связью и горизон­тально интегрированы.

  3. Коэффициент контролируемости от„) — определяется, как отношение количества классов бизнес-процесса к количеству соб­ственников процесса (СП). Характеризует эффективность управления СП принадлежащими и управляемыми ими бизнес-процессами.

74

  1. Коэффициент ресурсоемкое™ (kp) — определяется как отно­шение количества используемых ресурсов к количеству «выходов» (результатов экземпляров процессов) бизнес-процессов. Показатель ресурсоемкое™ демонстрирует, насколько эффективно используются ресурсы в конкретном бизнес-процессе. Отношение количества ре­сурсов к сумме имеющихся результатов в классах бизнес-процессов показывает эффективное (или неэффективное) использование ресур­сов.

  2. Коэффициент регулируемости (kper) — определяется, как от­ношение количества имеющейся регламентной документации к коли­честву классов бизнес-процессов. Такой показатель говорит об уровне регламентации анализируемых бизнес-процессов. Показатель регулируемости характеризует исследуемый бизнес-процесс как ре­гулируемый или нерегулируемый нормативными регламентами.

Для оценки эффективности управления бизнес-процессами по приведенным показателям разрабатываются модели двух групп биз­нес-процессов с применением стандартов моделирования IDEF и DFD, т.е. используется методология структурного анализа и проекти­рования бизнес-процессов, что обусловлено следующими факторами:

  1. методология структурного анализа и проектирования бизнес-процессов обладает главным признаком — ей характерна иерархиче­ская структура моделирования, т.е. учитывает показатель глубины иерархии модели процессов.

  2. методология моделирования обладает такими обособленными, выделенными элементами, как ресурс и управляющее воздействие, т.е. при анализе диаграммы бизнес-процессов можно идентифициро­вать, а затем определить количество данных элементов бизнес-процесса. Особенно это важно для расчета эффективности бизнес-процессов, т.к. два показателя (ресурсы и управленческое воздей­ствие) используют количественное значение.

  3. одними из основных элементов моделирования выступает Хо­зяин процесса, который может сделать вывод об эффективности под­ведомственного ему класса бизнес-процесса.


75


Методика расчета показателей оценки эффективности управле­ния бизнес-процессами их нормативные значения приведена в табл. 2.7.

Продолжение табл. 2.8

— 1

2

3

Контролируемость

В случае, когда сумма собственников процес­сов равна сумме классов

бизнес-процессов (котв=1) — процесс кон­тролируемый. В данном случае котв<1, что ха­рактеризуется понижен­ной контролируемостью процесса

В этом случае, сумма собственников процес­сов равна сумме классов бизнес-процессов (котв=1) — бизнес-процесс контролируе­мый.

Ресурсоемкость

Чем ниже значение ко­эффициента, тем выше значение эффективности использования ресурсов

в бизнес-процессе. В данном случае — ресур­соемкость низкая.

Чем ниже значение ко­эффициента, тем выше значение эффективности использования ресурсов

в бизнес-процессе. В данном случае — ресур­соемкость высокая (кр=1)

Пример оценки эффективности управления бизнес-процессами приведен в Приложении Д.

Функциональное управление деятельностью предприятия предполагает, что предприятие, в своей деятельности реапизует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством.

11

78

1. Бизнес-процессы: Регламентация и управление [Текст]: Учеб. пособие для слушателей образоват. учреждений, обучающихся по прогр. МВА и др. прогр. подгот. управленческих кадров / Институт экономики и финансов «Си­нергия» — М.: Инфра-М, 2006. — 318с.

  1. Механізм прийняття управлінських рішень на підприємстві [Текст]: процесний підхід. — X. : ХНЕУ, 2005. — 240 с

  2. Функціональне моделювання процесів бізнес-планування і про­ектів [Текст]: навч. посіб. / Львівський регіональний ін-т держ. управління Національної академії держ. управління при Прези­дентові України / В.Т. Голубятніков (заг.ред.). — Л. : [ЛРІДУ НАДУ], 2009. — 264 с

  3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования [Текст]. — М.: Стандарты и качество, 2005.

  4. Слиньков Д. Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предпри­ятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/bizmod.shtml

  5. Зиндер Е. 3. «ЗБ-предприятие» — модель трансформирующейся системы [Текст] // Директору информационной службы, 2000, № 4.

  6. Чупров К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов ком­пании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fd.ru/themes.htm7icNll

  7. Ernst&Young Navigator Systems Series — Project Management Handbook. Ernst&Young International, 1993.

  8. Implementing BAANIV [Text]. Yves Perreault and Tom Vlasic, 1998.

  9. Business Process Oriented Implementation of Standard Software [Text]. Mathias Kirchmer, 1998.

  10. Watson, D. Business models: investing in companies and sectors with strong competitive advantage [Text] / David Watson. — Hampshire: Harriman House, 2005. — 297 p.

12Jansen, W. New business models for the knowledge economy [Text] / Wendy Jansen, Wilchard Steenbakkers, Hans Jaegers. — Aldershot: Gower Publishing, 2007. — 160 p.

13.Chesbrough, H. W. Open business models: how to thrive in the new innovation landscape [Text] / Henry W. Chesbrough. — Boston: Har­vard Business School Press, 2006. — 224 p.

79

/. Назовите основные этапы эволюции бизнш са.

  1. С какими факторами связано нормальное функционирование предприятия в совремец-ных условиях?

  2. Что предполагает гибкость и быстрая ре. акция предприятий на изменения?

  3. Какие основные этапы включает эволюции организации бизнеса?

  4. Что представляет собой функциональное управление? Назовите основные его недо­статки.

  1. В чем заключается сущность процессного подхода к управлению де­ятельностью предприятия? В чем его преимущества?

  2. Обоснуйте взаимосвязь процессного и функционального подхода.

  3. Раскройте сущность понятия «бизнес-процесс».

  4. Обоснуйте необходимость регламентации бизнес- процессов.

  5. В чем закчючается необходимость регламентации бизнес-процессов (на примере традиционной структуры управления)?

  6. Раскройте содержание основных этапов составления схемы бизнес* прогресса.

  7. Что представляет собой схема бизнес-процесса?

  8. Что представляет собой схема взаимосвязей? Как она строится?

  9. Назовите основные отличительные черты бизнес-процесса. Рас­кройте их сущность.

  10. Что лежит в основе управляемости бизнес-процесса?

  11. Назовите основные выгоды от формализации и оптимизации бизнес-процессов.

17.Назовите основные признаки классификации бизнес-процессов пред­приятия и раскройте сущность каждого ее элемента.

  1. Какие правила должны соблюдаться при выделении основных бизнес-процессов?

  2. Какие правила должны выполняться при выделении обеспечивающих бизнес-процессов?

  3. Какие параметры должны выполняться для того чтобы выполнение бизнес-процесса было организовано оптимальным образом?

21. Что представляет собой процесс декомпозиции бизнес-процессов? 22.Как составляется матрица ответственности и распределения

функций по бизнес процессам?

80

1. Что понимают под «бизнес-процессом»?

а) набор действий, который выполняется на предприятии для получения задан­ ного результата (получения прибыли);

б) совокупность последовательных про­ цессов направленных на удовлетворе­ ние потребностей владельцев предпри­ ятия;

в) набор операций, который приводит к повышению результативности дея­ тельности предприятия.

2. Процессный поход представляет собой:

а) ориентацию деятельности предприятия на бизнес-проекты;

б) ориентацию деятельности предприятия на бизнес-идеи;

в) ориентацию деятельности предприятия на бизнес-процессы.

3. Выберете последовательность технологии проведения биз­ нес-процесса закупки:

а) выбор поставщиков, поступление материала, обработка заказов, контроль счетов;

б) определение потребности в материале, обработка заказов, поступ­ ление материала, оприходование материала, контроль счетов;

в) определение потребности в материале, выбор поставщиков, опри-

ходование материала, контроль выполнения условий договора, контроль счетов.

4. Кто такой хозяин процесса?

а) акционер предприятия;

б) генеральный директор фирмы;

в) должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты

процесса.

5. Основные преимущества применения бизнес-процессов на предприятии:

а) четкое распределение ответственности между сотрудниками;

б) стабильность партнерства;

81

в) устранение узких мест в работе предприятия, уменьшение потерь.

6. Что такое «вспомогательные бизнес-процессы»?

а) процессы, которые напрямую контактирую с продукцией и пред-

назначены для обеспечения нормального функционирования бизнес-процессов;

б) процессы, которые напрямую не контактирую с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных бизнес-процессов;

в) процессы, которые контактирую с продукцией на входе и предна-

значены для обеспечения нормального функционирования биз­нес-процессов на выходе.

7. Основу управляемости бизнес-процесса составляет:

а) выбор участников процесса Хозяином;

б) назначение Хозяина процесса;

в) получение Исполнителем процесса всех необходимых ресурсов.

8. Сколько должно быть основных бизнес-процессов?

а) 5 ± 2;

б) 7 ± 2; в)7± 1.

Я.Сколько должно быть вспомогательных бизнес-процессов?

а) 7± 2; б)5±1;

в) 5 ±2.

10. Что представляет собой схема бизнес-процесса?

а) совокупность графических изображений, схем, таблиц, включая

основные и вспомогательные процессы;

б) графическое изображение от начала и до конца, включая все про-

межуточные этапы, отдельные действия, взаимосвязи внутри процесса;

в) графическое изображение рабочего цикла деятельности предприя-

тия.

11. Кто может быть Хозяином бизнес-процесса?

а) акционер предприятия;

82

б) генеральный директор фирмы;

а) должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процесса.

12. Вспомогательные бизнес-процессы это:

а) процессы, которые напрямую контактирую с продукцией и пред-

назначены для обеспечения нормального функционирования бизнес-процессов;

б) процессы, которые напрямую не контактирую с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных бизнес-процессов;

в) процессы, которые контактирую с продукцией на входе и предна-

значены для обеспечения нормального функционирования биз­нес-процессов на выходе.

13. Основные функции «вспомогательных бизнес-процессов»:

а) обеспечение бесперебойного производства;

б) обеспечение финансовой поддержки;

в) управление системой качества выпускаемой продукции.

14. Кто несет ответственность за эффективность процес­ са?

а) Исполнитель;

б) Участник;

в) Хозяин.

15. Сколько Хозяев может иметь один бизнес-процесс?

а) 2; 6)1; в) количество зависит от размеров предприятия.

S3

Задание 2.1. Проанализировать процесс управления бизнес-процессом «N» . Для че­го:

1. Идентифицировать бизнес-процессы описывающие определенную задачу.

2. Оценить приоритетность бизнес- процессов

3. Определить ключевые факторы успеха предприятия (КФУ)

4.Составить матрицу взаимосвязи биз­нес-процессов и ключевых факторов успе­ха.

5. Оценить важность бизнес-процессов.

6. Оценить степень проблемности бизнес-процессов.

  1. Разработать матрицу ранжирования бизнес-процессов.

  2. Оценить возможность проведения изменений в бизнес-процессе. 9.Провести ранжирование и выбрать приоритетные бизнес-процессы.

10.Построить матрицу ответственности по бизнес-процессу «N».

Задание 2.2. Оценить эффективность управления бизнес-процессом

«N».

1 У каждого студента индивидуальное задание по отдельному конкретному предприятию и отдельному конкретному бизнес-процессу.

84

«Мастерство это когда «что» и «как» приходят одновременно»

В. Э. Мейерхольд