2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
В современной рыночной среде значительно ускорился темп изменений конкурентных условий, требующий более быстрого реагирования со стороны предприятий. Обострение конкуренции, усложнение технологий, государственное регулирование, сокращение жизненного цикла большинства товаров, рост требований к персоналу — эти и целый ряд других проблем предъявляют к управлению современными отечественными предприятиями требования по применению все более совершенных методов и технологий управления.
Данные условия обуславливают необходимость выявления резервов бизнеса, поскольку для поддержания высокой конкурентоспособности предприятие должно иметь надёжную систему управления бизнес-процессами, способную обеспечить устойчивый рост эффективности в условиях динамичности и непредсказуемости рынка, что может быть достигнуто лишь при условии рационального использования имеющихся резервов.
Система управления предприятием должна быть направлена на повышение эффективности и результативности, т. е. требует создания системы анализа результатов деятельности и принятия решений, которая не только выделяет и ликвидирует причины существующих несоответствий, но и определяет их возможное возникновение. Для этого необходимо выделять показатели эффективности и результативности бизнес-процессов и осуществлять их постоянный мониторинг.
72
Оценка эффективности функционирования бизнес-процессов предприятия позволяет выявлять проблемные места, принимать своевременные управленческие решения. Показатели функционирования бизнес-процессов могут носить самый разный характер для различных процессов и позволяют характеризовать не только результат всего процесса целиком, но и результат отдельной составляющей (функции) процесса.
Важность проведения оценки бизнес-процессов предприятия вызвана необходимостью решения следующих задач:
нахождение проблемных зон при взаимодействии подразделений и должностных лиц во время решения задач предприятия;
определение основных и дополнительных направлений в деятельности предприятия для их последующей декомпозиции на бизнес-процессы;
создание предпосылок для формирования упорядоченной и прозрачной системы документов, регламентирующих работу предприятия.
73
Этап оценки является очень важным для последующего качественного выполнения работ по управлению бизнес-процессами и направлен на повышение прозрачности и эффективности бизнеса (рис. 2.19).
Этапы оценки эффективности управления бизнес-процессами:
Анализ информации, регламентирующей работу предприятия (изучение схем бизнес-процессов, текстовых описаний, форм документов), определение количественных значений по определенным параметрам бизнес-процесса.
Визуальный анализ диаграмм модели бизнес-процессов с целью выявления требуемых количественных значений параметров.
Определение системы количественных показателей, используемых для оценки эффективности бизнес-процессов и расчет значений их параметров.
Анализ полученных значений коэффициентов эффективности управления бизнес-процессами (сопоставление фактического значения с нормативным).
Формулирование выводов об эффективности управления бизнес-процессами.
К количественным показателям оценки эффективности управления бизнес-процессами относятся:
Коэффициент сложности (kCJ1) — определяется, как отношение количества уровней декомпозиции модели процессов к сумме экземпляров процессов. Данный показатель демонстрирует отношение уровней модели бизнес-процессов к количеству экземпляров процессов. Показатель сложности определяет, насколько сложна иерархическая структура бизнес-процессов.
Коэффициент процессности (кпр) — определяется как отношение количества «разрывов» (отсутствие причинно-следственной связи между экземплярами бизнес-процесса) в бизнес-процессах к сумме классов процессов. Данный показатель характеризует бизнес-процесс как процессный либо проблемный (сущностный — разработанный, отталкиваясь от сущностных элементов (единицы оргструктуры и т.д.)). В случае, когда значение коэффициента указывает на процессный характер модели — это означает, что все экземпляры модели связаны между собой причинно-следственной связью и горизонтально интегрированы.
Коэффициент контролируемости (кот„) — определяется, как отношение количества классов бизнес-процесса к количеству собственников процесса (СП). Характеризует эффективность управления СП принадлежащими и управляемыми ими бизнес-процессами.
74
Коэффициент ресурсоемкое™ (kp) — определяется как отношение количества используемых ресурсов к количеству «выходов» (результатов экземпляров процессов) бизнес-процессов. Показатель ресурсоемкое™ демонстрирует, насколько эффективно используются ресурсы в конкретном бизнес-процессе. Отношение количества ресурсов к сумме имеющихся результатов в классах бизнес-процессов показывает эффективное (или неэффективное) использование ресурсов.
Коэффициент регулируемости (kper) — определяется, как отношение количества имеющейся регламентной документации к количеству классов бизнес-процессов. Такой показатель говорит об уровне регламентации анализируемых бизнес-процессов. Показатель регулируемости характеризует исследуемый бизнес-процесс как регулируемый или нерегулируемый нормативными регламентами.
Для оценки эффективности управления бизнес-процессами по приведенным показателям разрабатываются модели двух групп бизнес-процессов с применением стандартов моделирования IDEF и DFD, т.е. используется методология структурного анализа и проектирования бизнес-процессов, что обусловлено следующими факторами:
методология структурного анализа и проектирования бизнес-процессов обладает главным признаком — ей характерна иерархическая структура моделирования, т.е. учитывает показатель глубины иерархии модели процессов.
методология моделирования обладает такими обособленными, выделенными элементами, как ресурс и управляющее воздействие, т.е. при анализе диаграммы бизнес-процессов можно идентифицировать, а затем определить количество данных элементов бизнес-процесса. Особенно это важно для расчета эффективности бизнес-процессов, т.к. два показателя (ресурсы и управленческое воздействие) используют количественное значение.
одними из основных элементов моделирования выступает Хозяин процесса, который может сделать вывод об эффективности подведомственного ему класса бизнес-процесса.
75
Методика расчета показателей оценки эффективности управления бизнес-процессами их нормативные значения приведена в табл. 2.7.
— 1 | 2 | 3 |
Контролируемость | В случае, когда сумма собственников процессов равна сумме классов бизнес-процессов (котв=1) — процесс контролируемый. В данном случае котв<1, что характеризуется пониженной контролируемостью процесса | В этом случае, сумма собственников процессов равна сумме классов бизнес-процессов (котв=1) — бизнес-процесс контролируемый. |
Ресурсоемкость | Чем ниже значение коэффициента, тем выше значение эффективности использования ресурсов в бизнес-процессе. В данном случае — ресурсоемкость низкая. | Чем ниже значение коэффициента, тем выше значение эффективности использования ресурсов в бизнес-процессе. В данном случае — ресурсоемкость высокая (кр=1) |
Пример оценки эффективности управления бизнес-процессами приведен в Приложении Д.
Эволюция бизнеса осуществлялась с переходом от рынка производителя к рынку потребителя на первый план начали выноситься требования потребителя.
В современных условиях хозяйствования предприятие должно быть гибким, эффективным, инновационным, ориентированным на клиента.
Эволюция организации бизнеса заключается в переходе от функционального к процессно-ориентированному управлению.
• Функциональное управление деятельностью предприятия предполагает, что предприятие, в своей деятельности реапизует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством.
11
Процессное управление деятельностью предприятия предполагает ориентацию деятельности на бизнес-процессы, от эффективности которых зависит успех бизнеса в целом.
Преимуществом процессного подхода_является возможность осуществления текущего управления за счет связи между отдельными процессами.
Отличия функционального и процессного подходов: функциональный подход отвечает на вопрос «Что делать?», процессный «Как делать?».
Бизнес-процесс — это набор действий, который выполняется на предприятии для получения заданного результата.
Необходимость регламентации бизнес-процессов заключается в том, что деятельность любого предприятия — это его текущие бизнес-процессы, осуществляемые в формате «процессы как есть».
Основными этапами составления схемы бизнес-процесса являются: 1) создание схемы бизнес-процесса; 2) определение проблем и нестыковок внутри самого бизнес-процесса; 3) выявление причин возникающих проблем; 4) разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процесса.
Отличительными чертами бизнес-процесса являются наличие: Хозяина, ресурсов, параметров, клиента, входа, выхода, исполнителей, потоков.
Бизнес-процесс должен быть: а) описанным, б) оптимальным, в) выполняться согласно описанию.
Классификация бизнес-процессов предполагает их деление на 4 группы: основные бизнес-процессы; обеспечивающие; бизнес-процессы управления и бизнес-процессы развития.
Основные бизнес-процессы — генерируют доходы предприятия.
Обеспечивающие бизнес-процессы — поддерживают инфраструктуру предприятия.
Бизнес-процессы управления —управляют предприятием.
Бизнес-процессы развития—развивают предприятие.
Оптимальная организация бизнес-процессов предполагает четкое определение спецификации на Выходы бизнес-процесса.
Потребитель бизнес-процесса может быть как внешним, так и внутренним, то есть выход одного бизнес-процесса может являться Входом другого в пределах одного предприятия.
Для повышения управляемости бизнес-процесса его разбивают на сеть бизнес-процессов, а также осуществляется распределения и закрепление ответственности в матричной форме.
78
1. Бизнес-процессы: Регламентация и управление [Текст]: Учеб. пособие для слушателей образоват. учреждений, обучающихся по прогр. МВА и др. прогр. подгот. управленческих кадров / Институт экономики и финансов «Синергия» — М.: Инфра-М, 2006. — 318с.
Механізм прийняття управлінських рішень на підприємстві [Текст]: процесний підхід. — X. : ХНЕУ, 2005. — 240 с
Функціональне моделювання процесів бізнес-планування і проектів [Текст]: навч. посіб. / Львівський регіональний ін-т держ. управління Національної академії держ. управління при Президентові України / В.Т. Голубятніков (заг.ред.). — Л. : [ЛРІДУ НАДУ], 2009. — 264 с
Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования [Текст]. — М.: Стандарты и качество, 2005.
Слиньков Д. Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/bizmod.shtml
Зиндер Е. 3. «ЗБ-предприятие» — модель трансформирующейся системы [Текст] // Директору информационной службы, 2000, № 4.
Чупров К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fd.ru/themes.htm7icNll
Ernst&Young Navigator Systems Series — Project Management Handbook. Ernst&Young International, 1993.
Implementing BAANIV [Text]. Yves Perreault and Tom Vlasic, 1998.
Business Process Oriented Implementation of Standard Software [Text]. Mathias Kirchmer, 1998.
Watson, D. Business models: investing in companies and sectors with strong competitive advantage [Text] / David Watson. — Hampshire: Harriman House, 2005. — 297 p.
12Jansen, W. New business models for the knowledge economy [Text] / Wendy Jansen, Wilchard Steenbakkers, Hans Jaegers. — Aldershot: Gower Publishing, 2007. — 160 p.
13.Chesbrough, H. W. Open business models: how to thrive in the new innovation landscape [Text] / Henry W. Chesbrough. — Boston: Harvard Business School Press, 2006. — 224 p.
79
/. Назовите основные этапы эволюции бизнш са.
С какими факторами связано нормальное функционирование предприятия в совремец-ных условиях?
Что предполагает гибкость и быстрая ре. акция предприятий на изменения?
Какие основные этапы включает эволюции организации бизнеса?
Что представляет собой функциональное управление? Назовите основные его недостатки.
В чем заключается сущность процессного подхода к управлению деятельностью предприятия? В чем его преимущества?
Обоснуйте взаимосвязь процессного и функционального подхода.
Раскройте сущность понятия «бизнес-процесс».
Обоснуйте необходимость регламентации бизнес- процессов.
В чем закчючается необходимость регламентации бизнес-процессов (на примере традиционной структуры управления)?
Раскройте содержание основных этапов составления схемы бизнес* прогресса.
Что представляет собой схема бизнес-процесса?
Что представляет собой схема взаимосвязей? Как она строится?
Назовите основные отличительные черты бизнес-процесса. Раскройте их сущность.
Что лежит в основе управляемости бизнес-процесса?
Назовите основные выгоды от формализации и оптимизации бизнес-процессов.
17.Назовите основные признаки классификации бизнес-процессов предприятия и раскройте сущность каждого ее элемента.
Какие правила должны соблюдаться при выделении основных бизнес-процессов?
Какие правила должны выполняться при выделении обеспечивающих бизнес-процессов?
Какие параметры должны выполняться для того чтобы выполнение бизнес-процесса было организовано оптимальным образом?
21. Что представляет собой процесс декомпозиции бизнес-процессов? 22.Как составляется матрица ответственности и распределения
функций по бизнес процессам?
80
1. Что понимают под «бизнес-процессом»?
а) набор действий, который выполняется на предприятии для получения задан ного результата (получения прибыли);
б) совокупность последовательных про цессов направленных на удовлетворе ние потребностей владельцев предпри ятия;
в) набор операций, который приводит к повышению результативности дея тельности предприятия.
2. Процессный поход представляет собой:
а) ориентацию деятельности предприятия на бизнес-проекты;
б) ориентацию деятельности предприятия на бизнес-идеи;
в) ориентацию деятельности предприятия на бизнес-процессы.
3. Выберете последовательность технологии проведения биз нес-процесса закупки:
а) выбор поставщиков, поступление материала, обработка заказов, контроль счетов;
б) определение потребности в материале, обработка заказов, поступ ление материала, оприходование материала, контроль счетов;
в) определение потребности в материале, выбор поставщиков, опри-
ходование материала, контроль выполнения условий договора, контроль счетов.
4. Кто такой хозяин процесса?
а) акционер предприятия;
б) генеральный директор фирмы;
в) должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты
процесса.
5. Основные преимущества применения бизнес-процессов на предприятии:
а) четкое распределение ответственности между сотрудниками;
б) стабильность партнерства;
81
в) устранение узких мест в работе предприятия, уменьшение потерь.
6. Что такое «вспомогательные бизнес-процессы»?
а) процессы, которые напрямую контактирую с продукцией и пред-
назначены для обеспечения нормального функционирования бизнес-процессов;
б) процессы, которые напрямую не контактирую с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных бизнес-процессов;
в) процессы, которые контактирую с продукцией на входе и предна-
значены для обеспечения нормального функционирования бизнес-процессов на выходе.
7. Основу управляемости бизнес-процесса составляет:
а) выбор участников процесса Хозяином;
б) назначение Хозяина процесса;
в) получение Исполнителем процесса всех необходимых ресурсов.
8. Сколько должно быть основных бизнес-процессов?
а) 5 ± 2;
б) 7 ± 2; в)7± 1.
Я.Сколько должно быть вспомогательных бизнес-процессов?
а) 7± 2; б)5±1;
в) 5 ±2.
10. Что представляет собой схема бизнес-процесса?
а) совокупность графических изображений, схем, таблиц, включая
основные и вспомогательные процессы;
б) графическое изображение от начала и до конца, включая все про-
межуточные этапы, отдельные действия, взаимосвязи внутри процесса;
в) графическое изображение рабочего цикла деятельности предприя-
тия.
11. Кто может быть Хозяином бизнес-процесса?
а) акционер предприятия;
82
б) генеральный директор фирмы;
а) должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процесса.
12. Вспомогательные бизнес-процессы это:
а) процессы, которые напрямую контактирую с продукцией и пред-
назначены для обеспечения нормального функционирования бизнес-процессов;
б) процессы, которые напрямую не контактирую с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных бизнес-процессов;
в) процессы, которые контактирую с продукцией на входе и предна-
значены для обеспечения нормального функционирования бизнес-процессов на выходе.
13. Основные функции «вспомогательных бизнес-процессов»:
а) обеспечение бесперебойного производства;
б) обеспечение финансовой поддержки;
в) управление системой качества выпускаемой продукции.
14. Кто несет ответственность за эффективность процес са?
а) Исполнитель;
б) Участник;
в) Хозяин.
15. Сколько Хозяев может иметь один бизнес-процесс?
а) 2; 6)1; в) количество зависит от размеров предприятия.
S3
1. Идентифицировать бизнес-процессы описывающие определенную задачу.
2. Оценить приоритетность бизнес- процессов
3. Определить ключевые факторы успеха предприятия (КФУ)
4.Составить матрицу взаимосвязи бизнес-процессов и ключевых факторов успеха.
5. Оценить важность бизнес-процессов.
6. Оценить степень проблемности бизнес-процессов.
Разработать матрицу ранжирования бизнес-процессов.
Оценить возможность проведения изменений в бизнес-процессе. 9.Провести ранжирование и выбрать приоритетные бизнес-процессы.
10.Построить матрицу ответственности по бизнес-процессу «N».
Задание 2.2. Оценить эффективность управления бизнес-процессом
«N».
1 У каждого студента индивидуальное задание по отдельному конкретному предприятию и отдельному конкретному бизнес-процессу.
84
«Мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно»
В. Э. Мейерхольд
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия