Диаграмма парето
Назначение метода. Диаграмма Парето — это способ исследования и организации данных, предложенный в 1897 году итальянским экономистом Вильфредо Парето. На основе анализа строится диаграмма Парето, позволяющая выделить «жизненно важное меньшинство» по сравнению с «незначительно важным большинством». На основании этого был сформулирован так называемый «принцип Парето».
Принцип Парето означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.
Данный принцип подтверждается количественными исследованиями в
самых различных сферах жизни. Так, определив, к примеру, 20%
наиболее весомых причин дефектов, можно понизить уровень брака
на 80%. Так. сфокусировавшись на 20% наиболее значимых задач, можно на 80% достичь осуществления цели. 20% товаров определяют 80% доходов компании; 20% преступников совершают 80%> преступлений; 20% имеющейся одежды люди носят в течение 80% времени.
Цель метода — выявление проблем, подлежащих первоочередному решению. Суть метода.
Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.
Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и установить основные факторы, учет которых позволит повысить качество отдельных бизнес-процессов и деятельности предприятия в целом. План действий
. Определить проблему, которую надлежит решить.
170
. Учесть все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме.
. Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их.
. Построить диаграмму Парето (как показано на рис. 4.13), которая объективно представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме.
• Провести анализ диаграммы Парето.
Различают два вида диаграмм Парето:
по результатам деятельности — предназначена для выявления главной проблемы нежелательных результатов деятельности;
по причинам — используется для выявления главной причины проблем, возникающих в ходе производства.
1. Диаграмма Парето по результатам деятельности. Предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные результаты деятельности, связанные:
с качеством (дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонты, возвраты продукции);
с себестоимостью (объем потерь; затраты);
171
■ сроками поставок (нехватка запасов, ошибки в составлении сче тов, срыв сроков поставок);
■ безопасностью (несчастные случаи, трагические ошибки, аварии). 2. Диаграмма Ларето по причинам. Отражает причины про блем, возникающих в ходе производства, и используется для выявле ния главной из них:
■ исполнитель работы: смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальные характеристики;
оборудование: станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы;
сырье: изготовитель, вид сырья, завод-поставщик, партия;
метод работы: условия производства, заказы-наряды, приемы работы, последовательность операций;
измерения: точность (указаний, чтения, приборная), верность и повторяемость (умение дать одинаковое указание в последующих измерениях одного и того же значения), стабильность (повторяемость в течение длительного периода), совместная точность, тип измерительного прибора (аналоговый или цифровой).
Общие правила построения диаграммы Парето Этап 1.
формулировка проблемы;
сбор и классификация данных (например, по видам дефектов, по месту их появления, по процессам, по станкам, по рабочим, по технологическим причинам, по оборудованию, по методам измерения и применяемым измерительным средствам; нечасто встречающиеся признаки объединяют под общим заголовком «прочие»);
определение метода и периода сбора данных.
Этап 2. Разработка контрольного листка для регистрации данных с перечнем видов собираемой информации.
Этап 4. Заполнение листка регистрации данных и подсчет итогов.
Этап 4. Разработка таблицы для проверок данных с графами для итогов по каждому проверяемому признаку в отдельности, накопленной суммы числа дефектов, процентов к общему итогу и накопленных процентов.
Этап 5. Расположение данных, полученных по каждому проверяемому признаку, в порядке значимости и заполнение таблицы (табл. 4.11).
Группу «прочие» следует размещать в последней строке независимо от ее числовых значений, поскольку ее составляет совокупность признаков, числовой результат по каждому из которых меньше, чем
172
Например, для распределения финансовых средств, для принятия мер
при оптимизации ситуации, для оценки наиболее значимых факторов
влияющих на повышение конкурентоспособности, ранжирования
факторов повышения эффективности экономического потенциала
предприятия, др.
Дополнительная информация:
Пытайтесь достичь высоких результатов лишь по нескольким направлениям, а не повышать показатели по всем направлениям сразу.
Концентрируйтесь только на ресурсах, приносящих наибольшую прибыль, не пытайтесь повысить эффективность всех ресурсов сразу.
В каждой важной для вас области старайтесь определить, какие 20% усилий могут привести к 80% результатов.
. Максимально используйте те немногие удачные моменты, когда вы способны показать наивысшие результаты.
• Нехватка времени — миф. На самом деле времени у нас предо статочно. По-настоящему мы используем только 20% нашего дня. А многие талантливые люди делают основные «ходы» в течение не скольких минут.
Достоинства метода. Простота и наглядность делают возможным использование диаграммы Парето специалистами, не имеющими особой подготовки.
Сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения улучшающих мероприятий, позволяют получить количественную оценку выигрыша от этих мероприятий.
Недостатки метода. При построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.
Ожидаемый результат. Принятие решения на основании анализа диаграммы Парето.
ABC-АНАЛИЗ ДИАГРАММЫ ПАРЕТО
ABC — анализ — способ оптимального управления. Этот метод универсален и может применяться при решении проблем распределе-
174
«ия усилий в любой отрасли экономки и сферы деятельности. В АВС-анализе используется двойное накопление до 100 % как на оси абсцисс, так и на оси ординат, получается кривая (ломаная ) линия.
Цель метода. Выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, путем определения их приоритетности.
Суть метода:
. ABC-анализ основан на делении определенной совокупности проблем (объектов анализа) по удельному весу каждой группы, определяемому по тому или иному выбранному показателю.
. ABC-анализ позволяет установить основные проблемы, с которых нужно начинать действовать.
. ABC-анализ базируется на принципе Парето.
План действий
Определить проблему, которую надлежит решить.
Учесть все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме.
Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их.
Построить диаграмму Парето, которая представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме.
Провести ABC-анализ диаграммы Парето (рис. 4.15).
Особенности метода. Наиболее распространенным методом анализа для выявления результатов деятельности и причин возникновения проблем является метод ABC-анализа, одним из вариантов графической интерпретации которого служит диаграмма Парето.
В литературе приводятся примеры проведения ABC-анализа по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы, и даже по таким параметрам, как помехозащищенность, быстродействие, потребляемая мощность и т. д.
Число групп при проведении ABC-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С (75:20:5), чем и обусловлено название метода (ABC-Analysis).
Группа А — незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю.
Группа В — среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю.
Группа С — большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.
Экономический смысл исследований в рамках АВС-анализа сводится к тому, что максимальный эффект достигается при решении задач, относящихся к группе А.
Дополнительная информация:
Старайтесь достичь высоких результатов лишь по нескольким направлениям, а не повышать показатели по всем направлениям сразу.
Сосредоточьте внимание только на ресурсах, приносящих наибольшую прибыль, не пытайтесь повысить эффективность всех ресурсов сразу.
Достоинства метода
Простота, наглядность и точность ABC-анализа позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения.
ABC-анализ диаграммы Парето может быть довольно легко автоматизирован.
Недостатки метода
При построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.
Ожидаемый результат. Принятие решения на основании АВС-анализа.
Сравнивая диаграммы, построенные до и после решения проблем, оценивают эффективность принятых мер.
176
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия