4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
Методология практического применения инструментов управления качеством бизнес-процессов включает следующие этапы:
этап. Формулировка проблемы «головы рыбы», соответствующей исследуемому бизнес-процессу «N».
этап. Определение первопричин (первичных, вторичных, третичных и т.д. факторов — «ребер рыбы»), обуславливающих данную проблему.
этап. Определение системы показателей по каждой вторичной (третичной) причине, обуславливающей изменение первопричин, которые в полной мере характеризуют основные причины исследуемой проблемы.
этап. Построение диаграммы Исикавы (по причинам или по результатам).
177
этап. Расчет показателей и оценка динамики (темпов их изменений).
этап. Присвоение бала каждому фактору по следующей шкале:
| Данные для построения диаграммы Парето | |||
№ | Показатели | Бал фактора | Доля фактора | Данные Парето |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С помощью инструмента Сортировка MS Ecxel показатели (по колонке 3) ранжируются по убыванию (в зависимости от присвоенных баллов) и рассчитывается общая сумма набранных предприятием баллов по решению данной проблемы.
этап. По полученным данным с помощью Мастера Диаграмм строится диаграмма (Мастер диаграмм -> нестандартные -»график (гистограмма 2), позволяющая отобразить трехосевую диаграмму.
этап. Проводится горизонтальная прямая, соответствующая 80% вкладов факторов до пересечения с графиком Парето и, соответственно на пересечении, вертикальная. Слева от точки пересечения размещены факторы, обеспечивающие 80% результата.
этап. Определение причин , обусловивших данную ситуацию на основе ABC-анализа, предполагающего определение трех групп, имеющих три уровня важности:
группа А — наиболее важные, существенные проблемы, причины, дефекты. Относительный процент группы А в общем количестве дефектов (причин) обычно составляет от 60 до 80%. Соответственно устранение причин группы А имеет большой приоритет, а связанные с этим мероприятия — самую высокую эффективность;
группа В — причины, которые в сумме имеют не более 20%;
группа С — самые многочисленные, но при этом наименее значимые причины и проблемы.
9 этап. Формулирование выводов относительно решения изучае мой проблемы.
Пример оценки управления качеством отдельных бизнес-процессов приведен в приложении К.
178
Недостатки управления ведут к материальным потерям.
Концепция представляет собой определённый способ трактовки процесса, направление, в котором должно двигаться предприятие.
Система «Бережливое производство» — единственный набор чрезвычайно эффективно подобранных ин-
струментов, который предполагает радикальное сокращение семи потерь.
• Система управления затратами «Таргет-костинг» предпола гает установление целевой себестоимости на основе сопоставле ния цены реализации изделия и желаемой величины прибыли.
Система управления затратами «кайзен-костинг» состоит в постоянном и всеобъемлющем совершенствовании качества процессов на всем предприятии в целом при участии всех его работников.
Система «Канбан» — это система, регулирующая количество выпускаемой на предприятии продукции.
Система «5S» предполагает постоянное совершенствование среды обитания людей в процессе трудовой деятельности и порождает неповторимый творческий климат, позволяющий людям получать удовольствие от работы.
•Системна «ТРМ» — система всеобщего ухода за оборудованием, в которой совместно участвуют операторы и ремонтники, обеспечивающие повышение надежности оборудования.
•Кружки качества — это система, которая благоприятствуют не просто улучшениям, но обучению в процессе улучшений.
•Цикл PDCA предполагает постоянный процесс совершенствования оборудования, материалов, инструментов, использования человеческих ресурсов и производственных технологий.
• Система «Шесть сигм» — это систематизированная сово купность инструментов, позволяющих: выявлять потенциальные дефекты, которые могут возникнуть при применении продукции или оказании услуг; определять причины их появления; вырабаты вать действия по устранению этих причин.
179
Философия «Кайдзен» — это преобразование традиционной системы управления в систему «аккуратного ведения бизнеса», что дает существенные конкурентные преимущества и позволяет предприятиям не только выжить, даже в кризис, но и достичь высоких результатов на конкретном рынке.
Главная задача статистических методов управления бизнес-процессами состоит в стабилизации процесса.
•Контрольные листы — специальные бланки для сбора данных.
•Гистограмма позволяет графически интерпретировать данные по исследуемой проблеме.
•Диаграмма разброса применяется для выяснения зависимости между показателями качества и основными факторами производства.
•Контрольные карты — инструмент, позволяющий отслеживать ход процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований.
• Стратификация — разделение полученных данных на от дельные группы (слои, страты) в зависимости от выбранного стратифицирующего фактора.
•Диаграмма Исикавы — метод анализа разветвленности (детализации) процесса.
•Диаграмма Паре/по позволяет выделить «жизненно важное меньшинство» по сравнению с «незначительно важным большинством».
•ЛВС-анализ направлен на выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, путем определения их приоритетности.
Вакуленко А.В. Управління якістю [Текст]: Навч.-метод. посіб. для са-мост. вивчення дисципліни / Київський національний економічний ун-т — К. : КНЕУ, 2004. — 168с.
Векслер Е.М., Рифа В.М., Василевич Л. Ф. Менеджмент якості [Текст]:
Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл.. — К. : Професіонал, 2008. —320с.
180
Всеобщее управление качеством [Текст]: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. Под ред. О. П. Глудкина. — М.: Горячая линия — Телеком, 2001. —600 с. "
Гличев, А. В. Основы управления качеством продукции [Текст]. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 424 с.
Державний стандарт України ДСТУ ISO 9001:2009 . Системи управління якістю. Вимоги. Чинний від 1.09.2009 р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dssu.gov.ua
Державний стандарт України ДСТУ ISO 9004:2009. Системи управління якістю. Настанови щодо поліпшення діяльності. Чинний від 30.10.2009 р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dssu.gov.ua
Державний стандарт України ДСТУ ISO 9000:2007 (ISO 9000:2005, IDT). Системи управління якістю. Основні положення та словник термінів. Чинний від 1.01.2007 р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dssu.gov.ua
Ефимов В.В. Управление качеством [Текст]: Учеб. пособие / Ульяновский гос. технический ун-т. — Ульяновск : УлГТУ, 2000.— 141 с.
Жадан О.В., Кретова А.В., Сичов Г.М. Основи управління якістю [Текст]: Навч.-метод. посібник / Донецький держ. ун-т управління. — Донецьк, 2004. — 99 с.
Запунний О. И., Запунний О. О., Полуда Г. В., Савченко С. М.. Управління якістю продукції [Текст]: Навч. посібник для студ. вищих навч. закл. України / Інститут змісту і методів навчання; Національний технічний ун-т України «Київський політехнічний ін-т» /В.Д. Немцов (ред.). — К, 1998. — 134 с.
Зіміна Г.К.Стандартизація систем управління якістю згідно стандартів серії ISO 9000:2000 (у схемах) [Текст]: Навч.-практ. посіб. — К. : Школа Адміністративного Управління Зіміної, 2003.—255 с.
Ланциські Є., Мрук X., Янушек X., Личак Я., Матушак-Фляйшман А.. Основи комплексного управління якістю (TQM) [Текст] / Київський національний торговельно-економічний ун-т / М.Г. Бойко (пер.з пол.). — К. : КНТЕУ, 2006. — 289 с.
32. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях [Текст]/ Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432 с.
181
Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики [Текст]: Учебн. пособие. — М.: Дело и сервис, 2002. —160 с.
Петренко В. А., Левченко О. М., Шубін Є. С. Управління якістю на підприємстві [Текст]: Навч. посіб. для студ. вищих навч. закл. техн. і екон. спец.. — Кіровоград : КДТУ, 2002. — 261 с.
Пономарев, С. В., Мищенко, С. В., Белобрагин, В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества [Текст]: учебное пособие. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 248 с.
Фомичев С. К., Старостина А. А., Скрябина Н. И. Основы управления качеством [Текст]: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2000. — 196 с.
Шаповал МЛ. Менеджмент якості [Текст]: Підручник. — 3-тє вид., виправ, і доп. — К. : Знання, 2007. — 471с.
Brussee, W. Statistics for six sigma made easy [Text] / Warren Brussee. — NY: McGraw-Hill, 2004. — 250 p.
Crosby, Ph. B. Quality is Free. — New-York: McGraw-Hill, 1984.
Johnson, M. W. Seizing the white space: business model innovation for transformative growth and renewal [Text] / Mark W. Johnson. — Boston: Harvard Business Press, 2010. — 288 p.
Munro, R. A. Six sigma for the office [Text] / Roderick A. Mun-ro. — Milwaukee: Amer Society for Quality, 2003. — 176 p.
Shewhart, W. A. Economic Control of the Quality of Manufactured Product [Text]. —New Jersey: Van Nostrad Company, 1931. (Re-published be ASQC in 1980).
Slack, N. Operations Management [Text]. — London: Pitman Publishing, 1995.
Speegle, M. Quality concepts for the process industry [Text] / Michael Speegle. — Clifton Park: Delmar Cengage beaming, 2009. — 288p.
182
Обоснуйте необходимость совершенствования бизнес-процессов.
В чем заключается сущность концепции?
Назовите основные системы концепции совершенствования бизнес-процессов.
В чем состоит сущность системы «Бережливое производство»?
Раскройте сущность методов управления затратами — таргет-костинг и кайзен-костинг.
Обоснуйте преимущества применения системы «Канбан».
'. Обоснуйте сущность и преимущества использования системы «5S».
Когда появилась и каковы особенности использования в современных условиях системы «ТРМ»?
Какие выделяют виды потерь, ухудшающих эффективность использования оборудования согласно системы «ТРМ»?
10. Что предполагают и какова основная идея Кружков качества? П. В чем состоит сущность Цикла PDCA? Раскройте содержа ние его циклов.
Обоснуйте особенности системы «Шесть сигм».
Назовите основные постулаты концепции «Шесть сигм».
Какие выделяют уровни «сигма» и каково число дефектов их характеризующее?
Приведите примеры компаний использующих «Шесть сигм» и результаты ее внедрения.
Какие этапы включает метод «8D для командного решения проблем»?
Что представляет собой система «Кайдзен»?
Что представляют собой «статистические методы и инструменты»?
Каковы области применения статистических методов в управлении качеством?
Какие статистические .методы контроля и анализа вы знаете?
Что такое контрольный листок и для чего он предназначен?
Какие виды контрольных листков вы знаете?
183
Расскажите оо основных этапах сбора данных при заполнении контрольного листка.
Какие символы используют при заполнении контрольных листков?
Что такое гистограмма и для чего она применяется?
Расскажите об основных этапах построения гистограммы.
Поясните порядок вычисления основных характеристик качества процесса по гистограмме:
Какие основные формы (виды) гистограмм Вам известны?
Расскажите об использовании гистограмм при оценке и анализе качества процессов.
Раскройте содержание и области применения метода расслаивания (группировки, стратификации).
В чем заключается использование мнемонического приема 4М ... 6М?
Поясните содержание основных этапов выполнения стратификации.
Приведите пример успешного применения метода стратификации.
Кто первый предложил причинно-следственную диаграмму?
Расскажите о том, как графически изображается причинно-следственная диаграмма.
Поясните содержание основных этапов построения причинно-следственной диаграммы.
37. Обоснуйте, как может быть использована «мозговая атака» при построении диаграммы Исикавы.
38. Перечислите основные этапы построения диаграммы Исика вы.
Что такое диаграмма Парето и почему она так называется?
Расскажите об основных этапах построения диаграммы Парето.
Поясните основные рекомендации по использованию диаграммы Парето.
Что такое диаграмма разброса (рассеивания) и для чего она может быть использована?
Перечислите основные этапы построения диаграммы разброса (рассеивания).
44. Что такое контрольные карты и для чего они могут быть ис пользованы?
184
Какие виды контрольных карт вы знаете?
Что предполагает ABC — анализ?
Обоснуйте план действий при проведении ABC— анализе.
Какие существуют недостатки ABC — анализа диаграммы Паретто?
1. Согласно какого подхода необходимо постоянное улучшение всех сфер деятельности предприятий и непрерывное совершенствование всех бизнес-процессов?
а) системного;
б) процессного;
в) комплексного.
2. Что подразумевает под собой концепция?
а) признак, основание, мерило оценки чего-либо.
б) определённый способ понимания (трактовки) какого-либо пред-
мета, явления или процесса;
в) систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
3. В какой компании впервые было внедрено «бережливое производство»?
а) Toyota;
б) General Electric;
в) Motorola.
4. Что понимают под «таргет-костинг»?
а) организацию учета затрат и использование его преимущества в
целях повышения эффективности управления;
б) инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для
достижения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.
в) концепцию управления предприятием.
185
5. Назовите статистические методы, которыми должны владеть все работники предприятия, имеющие отношение к ка честву?
а) методы общего назначения;
б) методы высокого уровня;
в) методы специальные.
6. Что представляет собой гистограмма?
а) способ графического представления табличных данных, предна-
значенный для отображения большого количества данных в небольших объемах пространства;
б) способ графического представления данных, сгруппированных на
частоте попадания в интервал;
в) способ графического представления данных, который используется
для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту.
7. Что представляет под собой АВС-анализ?
а) метод, позволяющий соотнести причины с результатами;
б) метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степе-
ни их важности;
в) метод, позволяющий отобразить изменение показателей во време-
ни.
8. Какая система совершенствования качества управления предприятием создает основу для постоянного совершенствова ния среды обитания людей в процессе трудовой деятельности и порождает неповторимый творческий климат?
а) Канбан;
б) PDCA;
в) «5S».
9. Какая система совершенствования качества управления предприятием предполагает систематическое вовлечение всего персонала в непрерывное совершенствование профилактики, об служивания и ремонта оборудования, направлена на командную работу?
а) кружки качества;
б) Шесть сигм;
в) ТРМ.
186
10. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
а) улучшай, планируй, проверяй, делай;
б) делай, планируй, проверяй, улучшай;
в) планируй, делай, проверяй, улучшай.
11. Что является целью «Шесть сигм»?
а) увеличить качество и уменьшить затраты;
б) увеличить качество и уменьшить количество дефектов;
в) увеличить качество и уменьшить количество простоев.
12.Какие недостатки присущи концепции «Шесть сигм»:
а) увеличивается производственный цикл;
б) увеличиваются простои оборудования;
в) упускается возможность снизить запасы.
13. Назовите статистические методы, которые применя ются при разработке операций контроля, планирования, про мышленных экспериментов?
а) методы общего назначения;
б) методы высокого уровня;
в) методы специальные.
14. Какая система концепции совершенствования качества управления предприятием регулирует количество выпускаемой на предприятии продукции?
а) «5S»;
б) ТРМ;
в) Канбан.
15. Выберите основное преимущество внедрения системы Канбан на отечественных предприятиях:
а)снизить затраты управления;
б) расширить ассортимент продукции;
в) повысить производительность труда.
16. Что понимают под кайзен-костинг?
) концепцию управления предприятием, обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и по-
187
иск возможностей снижения затрат к определенному целевому уровню; в) организацию учета затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия