8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
История развития экономических систем знала несколько революций, и мы сейчас вступаем в одну из них. Новую эру называют по-разному, говорят о новых технологиях и методах хозяйствования. Никогда раньше задача поиска конкурентного преимущества не стояла так остро — о возрастании динамизма конкурентных отношений говорит само понятие гиперконкуренции. Стало понятно, что конкурентное преимущество ближайшего будущего — это знания и информация. Но как идентифицировать этот ресурс, как его развивать и использовать? Как меняется система стратегического планирования и управления? Насколько применимы существующие методики анализа, какие могут быть определены подходы к развитию их и формированию новых?
Важнейшими целями существования любого предприятия являются непрерывность (непрекращение) деятельности и поступательное развитие. Для коммерческого предприятия третьей важнейшей целью становится получение экономической выгоды или коммерческого эффекта.
Актуальность самой постановки подобной задачи уже обусловлена существованием некоторых феноменов бизнеса 90-х годов, что подтверждают известные бизнес-модели предприятий (Тема 4).
Например, Wal-Mart на протяжении последних двадцати лет демонстрировала в два раза большую рентабельность, чем ее конкуренты: прибыль американской авиакомпании Soutwest Airlines показывала стойкую тенденцию к росту, в то время как убытки всей отрасли в целом составили порядка 10 млрд. долл. США (с 1990 по 1993 гг.): акции Nucor Steel устойчиво росли в цене на протяжении 80-х и 90-х годов, в то время как стоимости большинства производителей стачи либо стабилизировались, либо падали. Все три перечисленные предприятия работают в традиционных отраслях экономики на зрелом рынке и в то же время смогли, видимо, за счет развития внутренних факторов занять лидирующие позиции.
Задачи идентификации и использования подобных факторов и нашли отражение в развитии ресурсно-ориентированного анализа и Управления (Тема 5), ставших инкубатором идей о компетенциях и способностях.
303
Таким образом, развитие экономики Украины, ее трансформация на рыночных условиях обусловливает изменение подходов к решению вопросов эффективности управления предприятием. В такой ситуации действия любого предприятия не могут быть ограничены простым реагированием на изменения, происходящие во внешней среде. При формировании бизнес-модели предприятия на первый план должны выноситься ключевые компетенции предприятия и их адаптация к целям развития. Именно эффективность использования ключевых компетенций влияет на уровень эффективности предприятия.
Компетентность предприятия — совокупность характеристик предприятия, характеризующих его профессиональность на уровне конкурентов.
Компетентность состоит из отдельных компетенций и в целом базируется на конкурентных и лидирующих технологиях. Каждая из компетенций — элемент общей компетентности.
Термин «компетенция» был введен В. Макелвилом в 1982 году. По В. Макелвилу, компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, предприятия.
Компетенция — (от лат.Compete — добываюсь, соответствую) это информационный ресурс, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами для достижения поставленных целей, носителями которого индивидуально или коллективно являются работники.
Компетенцией предприятия является набор знаний и умений, позволяющих ему осуществлять какой-либо бизнес-процесс.
Кластер компетенций — это набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). Большинство моделей компетенций включают кластеры, относящиеся к:
интеллектуальной деятельности, например, к анализу проблем и принятию решений
действиям, например, к достижению конкретных результатов
- взаимодействию, например, к работе с людьми. Выделяют следующие виды компетенций предприятия:
стандартная;
ключевая;
персональная.
304
Стандартная компетенция — набор преимуществ, технологий, способностей, знаний и умений, позволяющий предприятию решать типичные для данного сегмента рынка задачи, осуществлять операционные процессы на уровне. принятом как стандарт. Поскольку стандартными компетенциями обладает большинство конкурентов, отсутствие стандартной компетенции ведет к скорому исчезновению предприятий с рынка. Многие стандартные компетенции подтверждаются лицензиями, сертификатами.
Для успешной конкуренции необходимо сформулировать все компетенции предприятия и выделить ключевые.
Ключевая (отличительная, базовая, исключительная, базисная, уникальная, бизнес-компетенция) компетенция — такая компетенция, наличие которой позволяет предприятию установить новый стандарт деятельности в области и тем самым укрепить свое конкурентное преимущество.
Впервые понятие ключевой компетенции определили К.Прахальд и Г.Хэмэл как «компетенцию высшего порядка, участвующую в создании наибольшей потребительной стоимости, являющуюся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость».
Согласно Г. Хамелу и С.К. Прохаладу, предприятие должно восприниматься не как совокупность составляющих ее бизнес-единиц, а как сочетание ключевых компетенций — навыков, умений, технологий, позволяющих компании предоставлять своим потребителям определенные ценности.
Ключевая компетенция является стратегическим потенциалом предприятия. Оперативное управление предприятием (умение эффективно вести хозяйственную деятельность) — способ извлечения выгоды из потенциала.
Именно дополнительность создаваемой ключевой компетенцией потребительной стоимости раскрывает ее синергетическую природу (рис. 8.1). В то же время, существуя практически вне измерений способностей и продуктов, ключевая компетенция не является производной от потребности рынка — будучи в некоторой степени универсальной, она способна обеспечить доступ (быть «ключом») к целому Ряду рынков, могущих сильно отличаться друг от друга.
305
Она является производной от совокупности ресурсов и способностей (рис. 8.3), ее достаточно трудно идентифицировать, она невидима.
Рис. 8.3 — Сущность и состав компетенции
Конкретная ключевая компетенция может быть использована только в рамках той бизнес-системы, в которой она существует, то есть она присуща только данной конфигурации ресурсов и способностей.
Компетенция, в отличие от других активов предприятия, не изнашивается от использования. Напротив, возникает при формировании конкурентного преимущества на основе компетенции, она развивается, ее качество повышается, эффективность ее использования существенно возрастает — это наиболее износостойкий и долговременный актив предприятия.
Ключевая компетенция неповторимая, т.е. не может быть непосредственно скопирована или использована конкурентами, и незаменима — не может быть замещена другой компетенцией.
Ключевая компетенция предприятий, зачастую, изначально развита лучше, чем у конкурентов и ориентирована на потребителя.
Поскольку ключевая компетенция включает совокупность Других компетенций и способностей, то она может быть использована для их взаимного усиления.
2) ключевая компетенция находится на пересечении внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений, это те знания,
307
от использования которых зависит получение максимальной доли потребительной стоимости.
Например, ключевой компетенцией компании Sony является миниатюризация; ключевой компетенцией компании Motorola является владение уникальными технологиями беспроволочной связи, сжатия цифровых данных, производства дисплеев с плоскими экранами и источников питания, а также быстрых циклов производства; ключевой компетенцией компании Nike является наличие отличных дистрибь-юторских сетей и технологий снабжения, качественного дизайна продукции, уникальных технологий разработки новых продуктов и программ поддержки спортсменов.
Именно увеличение добавочной потребительной стоимости за счет развития ключевой компетенции и является основанием для получения устойчивого конкурентного преимущества. Это свидетельствует о том, что ключевая компетенция позволяет получать в конкурентной борьбе как качественные преимущества, относящиеся к свойствам продукта, так и количественные, относящихся к устойчивого финансового положения предприятия на основе создания эффективной бизнес-модели.
Например, в свое время известная компания Honda, сменив ключевую компетенцию «производство мотоциклов» на «производство двигателей внутреннего сгорания», стала именно той «Хондой», которую
сегодня знает весь мир. Компания SKF, сменив ключевую компетенцию «способность изготавливать подшипники качения» на «способность изготавливать объекты идеальной сферической формы», открыла новые возможности их применения в технике звуко- и видеозаписи, точной механике и оптике, других отраслях.
Выявление ключевой компетенции — не просто анализ сильных сторон; оно требует управленческой интуиции руководителя предприятия. Формулировка компетенции должна быть четкой, но достаточно обобщенной, чтобы долго оставаться актуальной.
Персональная (индивидуальная) компетенция представляет собой набор личностных свойств, приобретенных и закрепленных индивидуумом (работником) в ходе учебной и/или трудовой деятель-
308
ности, а также характеризует требуемый для каждой должности набор знаний, умений и способностей.
В отличие от компетенций предприятия, объекты персональных компетенции — конкретные сотрудники, должности, а не само предприятие, то есть персональные компетенции определяются отдельно для каждой конкретной должности (табл. 8.1).
Таблица 8.1 Отличия между компетенциями предприятия и персональными
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия