Компетенциями
Характеристика | Компетенции предприятия | Персональные компетенции |
Охват | Организация | Индивидуум |
Назначение | Стратегические изменения | Тактические изменения |
Объект | Бизнес-единица (и больше) | Работник |
Точка отсчета | Процессы | Работы |
Персональные компетенции (ключевые квалификации, soft skills) как правило, являются логическим следствием ключевых компетенций предприятия, бизнес-стратегии и обеспечивающих их реализацию бизнес-процессов.
При этом компетенции предприятия не только служат одной из основ построения модели персональных компетенций предприятия, но и могут быть полностью включены в требования к какой-либо конкретной должности. Таким образом, формулировка ключевой компетенции предприятия предшествует построению модели персональных компетенции его сотрудников.
Разработка модели персональных компетенции предполагает определение набора навыков, способностей и умений, которыми Должен обладать сотрудник для реализации тех функций и задач, которых требует его должность и которые подчинены стратегии развития предприятия.
Компетенции обусловлены способностями предприятия, которые, в свою очередь, оперируют ресурсами, а набор ресурсов определяется требуемыми потребительскими свойствами товаров и услуг. Таким образом, ключевые компетенции расположены на пересечении внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений. По-
309
вышение конкурентоспособности предприятия должно опираться на рекомендации ресурсного подхода по управлению наиболее важными ресурсами, принимающими вид ключевых компетенций. Оригинальные, уникальные ресурсы должны развиваться внутри самого предприятия и увязываться в «пакеты» с учетом требований рынка.
Выявление и анализ ключевых компетенций должен охватывать качественную и количественную стороны, то есть оценивать не только потребительские и рыночные преимущества, но и финансовые параметры развития на пути ключевой компетенции. Определение и оценка ключевых компетенций предприятия способствует формированию эффективной бизнес-модели предприятия и повышению на основе этого результативности деятельности предприятия в целом.
Классификация ресурсов проходит по качественному признаку. Выделяют финансовые, физические, человеческие и организационные ресурсы. К финансовым ресурсам относят собственный и заемный капитал, нераспределенную прибыль; физические ресурсы включают в себя основные фонды: движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, машины и оборудование; человеческие ресурсы складываются из знаний, опыта, квалификации, способности вырабатывать суждения и принимать риски; организационные ресурсы — это не только история, репутация, установленные взаимоотношения, доверие, но и внутренняя организационная культура.
Способностью является бизнес-процесс любого уровня. Наглядно бизнес-процесс можно представить как некую процедуру, организация и управление которой с привлечением необходимых ресурсов позволяет получить из исходного объекта определенный результат.
Предприятие, таким образом, обладает большим количеством способностей, классификация которых становится отдельной задачей. Для упрощения этой задачи можно использовать модель классификации бизнес-процессов, предполагающую их деление на основные, обеспечивающие и бизнес-процессы управления.
В результате последовательно-параллельного выполнения бизнес-процессов (способностей), составляющих определенным образом построенную бизнес-систему, возможности, существующие в бизнес-пространстве, используются для удовлетворения существующих потребностей. Именно знания того, как развертывать, организовывать и управлять такой системой и ее элементами, составляют «компетенции» (рис. 8.4).
310
Способности — это физические возможности предприятия выполнять набор взаимосвязанных заданий, используя имеющиеся ресурсы, с целью достижения определенного практического результата. Способностью является бизнес-процесс любого уровня.
Возможности представлены набором определенных критериев, позволяющих осуществить отдельный бизнес-процесс.
Ресурсы, способности и компетенции предприятия коррелируют между собой, а эффект синергии их сочетания с конкретным видом деятельности (или экономическим показателем: объемом производства (товарооборотом), доходом от реализации, затратами и т.д.) способствуют формированию соответствующего механизма действий при принятии оперативных и стратегических решений (рис. 8.6).
Компетенции (С)
хоров одновременно. Поэтому решение данной задачи возможно на основе использования матричного метода, который позволяет подавать информацию разнообразными типами матриц, путем комбинации трех признаков: ресурсов, способностей и компетенций.
Исходя из этого, взаимосвязи между факторами «ЗО-модели» оцениваются по трем группам парных отношений:
1 группа — отношения {ресурсы, показатель или фактор «X»};
2 группа — отношения {ресурсы, способности};
3 группа — отношения {способности, компетенции}.
Данные отношения могут задаваться конкретными значениями, параметрами либо определяться экспертным методом по определенной бальной шкале.
Применение данного подхода к формированию бизнес-модели предприятия позволяет более эффективно обосновывать процессы развития предприятия в целом, повышать эффективность функционирования предприятия в трансформационных условиях рыночной экономики, а также позволяет облегчить процесс определения ключевых компетенций предприятия. Это имеет очень важное значение для принятия решений относительно развития предприятия в будущем.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия