logo
9 сем

3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов

Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых тех­нологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффек­тивных методов управления и организации деятельности предприя­тий.

Описание деятельности предприятия (в том числе и бизнес-процессов), сделанное с достаточной степенью полноты, исключи­тельно трудоемко.

Модель позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть со всех точек зрения, увидеть то, что, возможно, не видят все работники предприятия, в том числе и руководство.

Применение процессного подхода в деятельности предприятия позволяет перейти от «точечного» текстового описания деятельности к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представле­ние бизнес-процессов.

Поэтому описание следует вести поочередно, начиная с критиче­ски важных для предприятия предметных областей, к которым отно­сятся организационная структура, процессы и т.д.

Моделирование бизнес-процессов — это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности предприятия, позволяющее определить, как оно работает в целом и как организована деятель­ность на каждом рабочем месте.

Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с другими предприятиями, заказчиками и поставщиками, как организо­вана деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Идея моделирования бизнес-процессов это уже сигнал к тому, что для современного руководителя и всех работников предприятия необходимо четкое видение всей деятельности и, главное, ее конеч­ного результата.

Анализ предприятия как модели позволяет дать ответ на вопрос: Что необходимо сделать для достижения конкретной поставленной цели?

Моделирование бизнес-процессов с максимальной приближен­ностью к действительности, позволяет выбрать и проверить пути

86

улучшения, без необходимости проведения реальных экспериментов с предприятием. Известно много примеров, когда проекты по внедре­нию и готовых или разработанных под заказ информационных си­стем, направленных на оптимизацию деятельности предприятия, оканчивались неудачей. Зачем рисковать, если можно многие проек­ты проверить заранее — на модели?

Решения по моделированию бизнес-процессов обычно принимает­ся по причинам, представленным на рис. 3.1.

Рис. 3.1 — Причины, по которым принимается решение по модели­рованию бизнес-процессов

Целью моделирования является систематизация знаний о пред­приятии и его бизнес-процессах в наглядной графической форме бо­лее удобной для аналитической обработки полученной информации. Модель должна отражать структуру бизнес-процессов предприятия, Детализацию их выполнения и последовательность документооборо­та.