2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
В современных условиях хозяйствования предприятия нуждаются в непрерывном совершенствовании своих систем управления. Одним из направлений создания эффективной системы управления является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Под процессным подходом к управлению деятельностью предприятия понимают ориентацию деятельности предприятия на бизнес-процессы. Именно поэтому, от того, насколько эффективны бизнес-процессы предприятия, зависит успех бизнеса в целом.
41
Преимуществом проиеесного подхода является возможность осуществления текущего управления за счет связи между отдельными процессами.
Данный подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
в) необходимости рассматривать процессы с точки зрения их способности добавлять ценность;
с) получения результатов выполнения процесса и его результативности;
д) непрерывного улучшения процессов на основе объективных измерений.
Функциональный подход Процессный подход
Рис. 2.4 — Внедрение процессного подхода к управлению
Понятие «бизнес-процесс» в последнее время получило широкое распространение, но что именно несет в себе это понятие, все понимают по-разному.
Бизнес-процесс — это логичный, последовательный, взаимосвязанный комплекс мероприятий, потребляющий ресурсы, создающий ценность и позволяющий получить определенный положительный результат. В международном стандарте ISO 9000:2000 принят
42
термин «процесс», однако в настоящее время эти термины можно считать синонимами.
Бизнес-процесс — это набор действий, которые выполняются на предприятии для получения заданного результата (получения прибыли).
Бизнес-процесс — это комплекс различных действий, преобразующих ряд данных на входе в ряд данных на выходе (товары или услуги) для другого человека или процесса, с использованием людей и оборудования. Мы все заняты процессами и в разное время исполняем роли то клиента, то поставщика.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее успешными предприятиями, как правило, становятся те, чьи бизнес-процессы хорошо продуманы и четко определены (описанные), а методы реализации процессов являются эффективными и надежными. Все это должно подкрепляться также гибкостью и высокой мотивацией персонала, использованием современных информационных технологий и ориентацией на нужды потребителей.
Проблемой перехода к процессно-ориентированному управлению предприятием занималось много выдающихся ученых-экономистов. Первым предложил элементы процессного подхода А. Файоль, а наиболее основательно проработан и четко выраженный процессный подход в теории Э. Дьоминга.
Бизнес-процессы возникают из-за многочисленных связей между подразделениями, которые передают друг другу в определенной очередности ключевое задание. Постепенно запрос перерастает в конечный результат — товар или услугу.
От эффективности бизнес-процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность предприятия.
Для того чтобы осознать потребность регламентации бизнес-процессов необходимо понять, как работает предприятие до проведения процедуры построения бизнес-процессов, осознавая при этом, что любая деятельность любого предприятия — это его текущие бизнес-процессы, осуществляемые в формате, называемом в терминологии бизнес-инжиниринга «процессы как есть».
Традиционно структура любого предприятия представляет собой пирамиду, состоящую из многих функциональных уровней (рис. 2,5).
43
На вершине пирамиды находятся президент, главный исполнительный директор и главный операционный директор. Следующий уровень — вице-президенты предприятия. Обычно это вице-президенты по финансовой деятельности, по маркетингу, по кадрам, по производству и — в некоторых предприятиях — по контролю качества или по работе с клиентами. Иногда в этот уровень входит руководитель службы информации. Каждый из них работает в области своих функциональных обязанностей, зачастую имея лишь смутное представление о том, что происходит вне этой области.
Поскольку атрибуты продукции, имеющие ценность для клиентов, являются результатом работы процессов, происходящих на горизонтальном уровне, именно на них концентрируется внимание. Процесс управления бизнес-процессами можно разбить на четыре этапа:
Первый этап — это создание схемы бизнес-процесса, из которой должно быть видно, как осуществляется определенный процесс в настоящее время.
Второй этап — определение проблем и нестыковок внутри самого бизнес-процесса как существующих, так и потенциальных.
44
Третий этап — это выявление причин возникающих проблем.
Четвертый этап — разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процесса, которые вносятся в составленную схему, чтобы показать, как данный бизнес-процесс должен работать.
Схема бизнес-процесса представляет собой его графическое изображение от начала и до конца, включая все промежуточные этапы отдельные действия и взаимосвязи внутри процесса.
Детальная схема позволяет критически проанализировать, как на самом деле осуществляется данный процесс на предприятии, и указывает, на что следует обратить особое внимание, дабы достичь поставленных целей или целей проекта.
Например, если целью проекта является существенное сокращение продолжительности рабочего цикла всего процесса в целом, то, следовательно, основное внимание надо обратить на действия, выполнение которых занимает наибольшее количество времени, а также на то, как выстроена их последовательность. Если же целью является снижение затрат, то следует внимательно изучить те этапы процесса, которые поглощают наибольшее количество ресурсов. Если ваша цель — достичь уровня бездефектности, то необходимо сконцентрироваться на тех этапах, где происходит больше всего отказов и где имеют место самые низкие показатели эффективности.
После выбора правильного процесса следующим шагом на этапе составления схемы процесса является определение функций и конкретных лиц, тем или иным образом вовлеченных в данный процесс. Их можно определить, составив схему взаимосвязей.
Схема взаимосвязей — это типичная блок-схема, имеющая вход и выход. Между входом и выходом располагаются блоки, каждый из которых представляет собой определенную функциональную область, связанную с бизнес-процессом. На этой стадии, то есть на стадии построения схемы взаимосвязей, не обязательно использовать все действия, составляющие данный бизнес-процесс, но очень важно указать, какие подразделения и конкретные лица в нем участвуют. Очень простая схема взаимосвязей для бизнес-процесса «выполнения заказа» показана на рис. 2.6. и схема взаимосвязей для бизнес-процесса «производство пива» нарис 2.7.
45
Деятельность каждого предприятия представляет собой цепочку бизнес-процессов от маркетинга, планирования, до продажи и послепродажного обслуживания.
Все бизнес-процессы имеют следующие отличительные черты:
Хозяин бизнес-процесса — должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты определенного бизнес-процесса;
Ресурсы — ресурсы, выделенные в распоряжение Хозяина бизнес-процесса для его проведения; могут включать — оборудование (производственное, контрольно-измерительное, офисное и др.), персонал, помещения, среду, транспорт, связь, материалы (вспомогательные), финансы, документация и т. д.;
46
Клиент бизнес-процесса — сотрудник предприятия (внутренний клиент) либо контрагент предприятия (внешний клиент), пользующийся результатом определенного бизнес-процесса;
Входы бизнес-процесса — входные объекты (сырье, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в Выходы бизнес-процесса, в ходе выполнения Процесса. Часто Входы одного бизнес-процесса являются выходами другого;
Выходы бизнес-процесса — продукция, информация или услуга ради которой существует бизнес-процесс.
Исполнители / участники бизнес-процесса — сотрудники, выполняющие определенные действия в рамках процесса. Исполнители могут быть внутренними (сотрудники предприятия) и внешними (сотрудникиконсалтинговых компаний, рекрутинговых агентств, агентств по размещению рекламы в СМИ, аудиторы и т.д.).
Потоки — последовательность, в которой выстроены элементы бизнес-процесса. Например, информационные потоки •— это последовательность передачи информации: электронных писем, файлов, документов, ведение электронных баз данных.
Каждый бизнес-процесс может быть разбит на некоторое количество подпроцессов (работ), выполнение которых приводит к получению на Выходе бизнес-процесса продукции с заданными параметрами.
В основе управляемости бизнес-процесса лежит:
. назначение Хозяина бизнес-процесса;
получение Хозяином всех необходимых ресурсов;
наличие у Хозяина документированных процедур (методик, инструкций, технологии) выполнения бизнес-процесса;
построение Хозяином системы сбора объективной информации о ходе Процесса, о параметрах Продукта и удовлетворенности Потребителя.
Упрощенная схема бизнес-процесса приведена на рис. 2.8.
48
Любой бизнес-процесс должен быть:
а) описанным,
б) оптимальным,
в) выполняться согласно описанию.
Именно от этого зависят результаты работы предприятия, в том числе и финансовые.
Предприятия получают следующие выгоды от формализации и оптимизации бизнес-процессов:
четкое понимание того, как работает предприятие;
стандартизацию бизнес-процессов;
повышение качества работ и управляемости бизнеса;
возможность осознанно улучшать деятельность предприятия, в т.ч. взаимодействие подразделений;
уменьшение зависимости бизнеса от человеческого фактора сотрудников, снижение требований к компетенции сотрудников и уровню их IQ, возможность найма более дешевого персонала;
повышение удовлетворенности клиентов, снижение издержек и рост прибыли.
49
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия