logo
9 сем

2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»

В современных условиях хозяйствования предприятия нужда­ются в непрерывном совершенствовании своих систем управления. Одним из направлений создания эффективной системы управления является применение процессного подхода к организации и управле­нию финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Под процессным подходом к управлению деятельностью пред­приятия понимают ориентацию деятельности предприятия на бизнес-процессы. Именно поэтому, от того, насколько эффективны бизнес-процессы предприятия, зависит успех бизнеса в целом.

41

Преимуществом проиеесного подхода является возможность осуществления текущего управления за счет связи между отдельными процессами.

Данный подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

в) необходимости рассматривать процессы с точки зрения их способности добавлять ценность;

с) получения результатов выполнения процесса и его результа­тивности;

д) непрерывного улучшения процессов на основе объективных измерений.

Функциональный подход Процессный подход

Рис. 2.4 — Внедрение процессного подхода к управлению

Понятие «бизнес-процесс» в последнее время получило широ­кое распространение, но что именно несет в себе это понятие, все по­нимают по-разному.

Бизнес-процесс — это логичный, последовательный, взаимо­связанный комплекс мероприятий, потребляющий ресурсы, создаю­щий ценность и позволяющий получить определенный положитель­ный результат. В международном стандарте ISO 9000:2000 принят

42

термин «процесс», однако в настоящее время эти термины можно считать синонимами.

Бизнес-процесс — это набор действий, которые выполняются на предприятии для получения заданного результата (получения при­были).

Бизнес-процесс — это комплекс различных действий, преобра­зующих ряд данных на входе в ряд данных на выходе (товары или услуги) для другого человека или процесса, с использованием людей и оборудования. Мы все заняты процессами и в разное время испол­няем роли то клиента, то поставщика.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее успешными пред­приятиями, как правило, становятся те, чьи бизнес-процессы хорошо продуманы и четко определены (описанные), а методы реализации процессов являются эффективными и надежными. Все это должно подкрепляться также гибкостью и высокой мотивацией персонала, использованием современных информационных технологий и ориен­тацией на нужды потребителей.

Проблемой перехода к процессно-ориентированному управле­нию предприятием занималось много выдающихся ученых-экономистов. Первым предложил элементы процессного подхода А. Файоль, а наиболее основательно проработан и четко выраженный процессный подход в теории Э. Дьоминга.

Бизнес-процессы возникают из-за многочисленных связей меж­ду подразделениями, которые передают друг другу в определенной очередности ключевое задание. Постепенно запрос перерастает в ко­нечный результат — товар или услугу.

От эффективности бизнес-процессов напрямую зависит конку­рентоспособность и прибыльность предприятия.

Для того чтобы осознать потребность регламентации бизнес-процессов необходимо понять, как работает предприятие до проведе­ния процедуры построения бизнес-процессов, осознавая при этом, что любая деятельность любого предприятия — это его текущие биз­нес-процессы, осуществляемые в формате, называемом в терминоло­гии бизнес-инжиниринга «процессы как есть».

Традиционно структура любого предприятия представляет со­бой пирамиду, состоящую из многих функциональных уровней (рис. 2,5).

43

На вершине пирамиды находятся президент, главный исполни­тельный директор и главный операционный директор. Следующий уровень — вице-президенты предприятия. Обычно это вице-президенты по финансовой деятельности, по маркетингу, по кадрам, по производству и — в некоторых предприятиях — по контролю ка­чества или по работе с клиентами. Иногда в этот уровень входит ру­ководитель службы информации. Каждый из них работает в области своих функциональных обязанностей, зачастую имея лишь смутное представление о том, что происходит вне этой области.

Поскольку атрибуты продукции, имеющие ценность для клиен­тов, являются результатом работы процессов, происходящих на гори­зонтальном уровне, именно на них концентрируется внимание. Про­цесс управления бизнес-процессами можно разбить на четыре этапа:

Первый этап — это создание схемы бизнес-процесса, из кото­рой должно быть видно, как осуществляется определенный процесс в настоящее время.

Второй этап — определение проблем и нестыковок внутри са­мого бизнес-процесса как существующих, так и потенциальных.

44

Третий этап — это выявление причин возникающих проблем.

Четвертый этап — разработка рекомендаций по совершен­ствованию бизнес-процесса, которые вносятся в составленную схему, чтобы показать, как данный бизнес-процесс должен работать.

Схема бизнес-процесса представляет собой его графическое изображение от начала и до конца, включая все промежуточные эта­пы отдельные действия и взаимосвязи внутри процесса.

Детальная схема позволяет критически проанализировать, как на самом деле осуществляется данный процесс на предприятии, и указывает, на что следует обратить особое внимание, дабы достичь поставленных целей или целей проекта.

Например, если целью проекта является существенное сокраще­ние продолжительности рабочего цикла всего процесса в целом, то, следовательно, основное внимание надо обратить на действия, выполнение которых занимает наибольшее количество времени, а также на то, как выстроена их последовательность. Если же це­лью является снижение затрат, то следует внимательно изучить те этапы процесса, которые поглощают наибольшее количество ресурсов. Если ваша цель достичь уровня бездефектности, то необходимо сконцентрироваться на тех этапах, где происходит больше всего отказов и где имеют место самые низкие показатели эффективности.

После выбора правильного процесса следующим шагом на этапе составления схемы процесса является определение функций и кон­кретных лиц, тем или иным образом вовлеченных в данный процесс. Их можно определить, составив схему взаимосвязей.

Схема взаимосвязей — это типичная блок-схема, имеющая вход и выход. Между входом и выходом располагаются блоки, каж­дый из которых представляет собой определенную функциональную область, связанную с бизнес-процессом. На этой стадии, то есть на стадии построения схемы взаимосвязей, не обязательно использовать все действия, составляющие данный бизнес-процесс, но очень важно указать, какие подразделения и конкретные лица в нем участвуют. Очень простая схема взаимосвязей для бизнес-процесса «выполнения заказа» показана на рис. 2.6. и схема взаимосвязей для бизнес-процесса «производство пива» нарис 2.7.

45

Деятельность каждого предприятия представляет собой цепочку бизнес-процессов от маркетинга, планирования, до продажи и после­продажного обслуживания.

Все бизнес-процессы имеют следующие отличительные черты:

46

Каждый бизнес-процесс может быть разбит на некоторое ко­личество подпроцессов (работ), выполнение которых приводит к по­лучению на Выходе бизнес-процесса продукции с заданными пара­метрами.

В основе управляемости бизнес-процесса лежит:

. назначение Хозяина бизнес-процесса;

Упрощенная схема бизнес-процесса приведена на рис. 2.8.

48

Любой бизнес-процесс должен быть:

а) описанным,

б) оптимальным,

в) выполняться согласно описанию.

Именно от этого зависят результаты работы предприятия, в том числе и финансовые.

Предприятия получают следующие выгоды от формализации и оптимизации бизнес-процессов:

49