6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
Широкий спектр возможных направлений использования информационных моделей (ИМ) в условиях создания и функционирования информационных систем обуславливает необходимость выбора конкретных форм их представления в зависимости от объекта моделирования и характера поставленной задачи (рис. 6.11). Таким образом, определив объект моделирования и общее направление его исследования как информационное моделирование; необходимо осуществить выбор конкретного типа информационной модели и ее настройку («привязку») к конкретным условиям моделируемого объекта. Все это необходимо осуществлять, учитывая последующий выбор инструментальных методов моделирования, т.к. выбор вида модели и ее параметров в значительной мере определяют характер возможных методов моделирования.
243
Вместе с тем, выбирая конкретные формы ИМ и методы моделирования, необходимо максимально учитывать, так называемый, «человеческий фактор», исходя, с одной стороны, из ограничений на возможности человека, а с другой стороны, из необходимости максимального использования его интеллектуального потенциала.
Жизненный цикл (ЖЦ) продукта, как его определяет стандарт ISO 9004-1, — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.
Все многообразие этих бизнес-процессов можно представить в виде прямых и обратных связей поставщика с субпоставщиком и потребителем (рис. 6.12).
244
Первые шаги в организации единого информационного пространства были предприняты еще в 80-х годах в оборонном комплексе США. Возникла необходимость в обеспечении оперативного обмена данными между заказчиком, производителем и потребителем вооружений и военной техники (ВВТ), а также в повышении управляемости, сокращении бумажного документопотока и связанных с ним затрат.
Данная концепция изначально базировалась на понятия ЖЦ средств ВВТ и охватывала в основном фазы производства и эксплуатации. На первоначальном этапе инициатива получила обозначение CALS (Computer Aided Logistic Support — компьютерная поддержка поставок).
Доказав свою эффективность, концепция CALS начала активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы ЖЦ продукта — от маркетинга до утилизации.
Новая концепция сохранила существующую аббревиатуру (CALS), но получила более широкую трактовку: Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта. Таким образом, идея, возникшая в Министерстве обороны США и связанная только с поддержкой логистических систем, быстро превратилась в глобальную бизнес-стратегию перехода на безбумажную электронную технологию и повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе ЖЦ продукта за счет информационной интеграции и совместного использования информации на всех этапах ЖЦ. В настоящее время в мире действует более 25 национальных организаций, координирующих вопросы развития CALS-технологий, в том числе в США, Канаде, Японии, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Австралии, России а также в рамках НАТО.
В отличие от интегрированной автоматизированной системы управления производством (ИАСУ), CALS-система охватывает все стадии ЖЦ (рис. 6.14).
246
Проектирование и разработка продукта | Конструкторская | Модель процессов проектирования, разработки продукта | Модель проектно- конструкторской среды |
Производство или предоставление услуг, упаковка и хранение | Технологическая | Модель процессов производства | Модель технологической среды |
Реализация | Сбытовая (цели, условия продажи и др.) | Модель процессов продаж | Модель среды, в которой осуществляются продажи |
Установка и ввод в эксплуатацию, техническая помощь и обслуживание, эксплуатация, утилизация | Эксплуатационная | Модель процессов эксплуатации | Модель эксплуатационной среды |
С позиций системной архитектуры базовые информационные
модели — это фундамент, на котором могут быть построены автоматизированные системы управления различного уровня. На основе одной и той же модели ЖЦ и бизнес-процессов решаются задачи анализа эффективности бизнес-процессов и обеспечения качества продукции. Интегрированная модель продукта обеспечивает обмен конструкторскими данными между проектировщиком и производителем, является источником информации для расчета потребности в материалах и создания электронных справочников по эксплуатации продукта и т. д.
Применение совместно используемых информационных моделей, являющихся единым источником информации и стандартизованных методов доступа к данным, — основа эффективной информационной кооперации всех участников ЖЦ.
На каждой стадии ЖЦ требуется свой объем данных, определяемый содержанием решаемых задач (рис.6.15).
248
249
Кроме того, частные информационные модели могут быть сформированы для специфических точек зрения (Например, «управление качеством» или «обеспечение эффективной эксплуатации»).
Каждый класс данных может иметь свой набор «методов» работы, который образует «технологический» слой программного обеспечения — систему (или комплекс систем) управления данными, учитывающую их семантику, особенности организации и обеспечивающую высокоуровневый интерфейс обмена с прикладными системами.
Под технологией управления данными понимается комплекс методов, понятий (объектов), информационных моделей, правил использования, интерфейсов доступа к данным, необходимых и достаточных для работы с данным классом данных при решении различных задач в ходе ЖЦ изделия (товара).
Преимущества использования CALS-технологий Во многих развитых странах CALS рассматривается как стратегия выживания в рыночной среде, позволяющая:
расширить области деятельности предприятий (рынки сбыта) за счет кооперации с другими предприятиями, обеспечиваемой стандартизацией представления информации на разных стадиях и этапах жизненного цикла. Благодаря современным телекоммуникациям, уже не принципиально географическое положение и государственная принадлежность партнеров. Новые возможности информационного взаимодействия позволяют строить кооперацию в форме виртуальных предприятий, действующих в течение ЖЦ продукта. Становится возможной кооперация не только на уровне готовых компонентов, но и на уровне отдельных этапов и задач: в процессах проектирования, производства и эксплуатации;
повысить эффективность бизнес-процессов, выполняемых в течение ЖЦ продукта; за счет информационной интеграции и сокращения затрат на бумажный документооборот, повторного ввода и обработки информации обеспечить преемственность результатов работы в комплексных проектах и возможность изменения состава участников без потери уже достигнутых результатов;
повысить «прозрачность» и управляемость бизнес-процессов путем их реинжиниринга, на основе интегрированных моделей ЖЦ и выполняемых бизнес-процессов, сократить затраты в бизнес-процессах за счет лучшей сбалансированности звеньев;
повысить привлекательность и конкурентоспособность изделий, спроектированных и произведенных в интегрированной среде с ис-
250
пользованием современных компьютерных технологий и имеющих средства информационной поддержки на этапе эксплуатации;
- обеспечить заданное качество продукции в интегрированной системе поддержки ЖЦ путем электронного документирования всех процессов и процедур.
Матричная модель представляющая собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязи экономических объектов и обладают определенным экономическим смыслом, значения которого вычисляется по установленным в теории матриц правилам. Информационные матричные модели используются для отражения взаимосвязи, движения и переработки информации (на уровне документов и показателей), участвующей в системе управления.
Особенностью этих моделей является то, что они, как правило, бывают комбинаторными, т.е. показатели, стоящие на пересечении строк и колонок, показывают лишь наличие или отсутствие связей между элементами информационной системы (отраженные в заголовках соответствующих строк и столбцов).
Матричные модели удобны для проведения экономического анализа, поскольку позволяют в простой и наглядной формой отображать свойства объектов различной природы, а, кроме того, могут быть использованы как средство интеграции (дезинтеграции) информации по различным аналитическим разрезам.
Существенным преимуществом матричной модели является простота ее внутримашинной интерпретации для ее последующей компьютерной обработки.
В обобщенном виде матричная информационная модель для описания информационных процессов на каком-либо участке (уровне) управления может быть представлена в виде четырех квадрантов, каждый из которых имеет свое специфическое содержание и назначение (табл. 6.2)
251
252
В квадранте II информационной модели отражается передача документов, разработанных в данном подразделении, в другие подразделения и внешние организации. Т.е. этот квадрант предназначен для отражения всех исходящих связей данного подразделения.
В квадранте Шинформационной модели отражаются все документы, поступающие в данное подразделение извне и используемые для формирования всей необходимой документации в этом подразделении. Т.е. в этом квадранте характеризуется все входные связи данного подразделения с другими подразделениями и организациями в плане получения всей исходной информации.
Квадрант Л7 отражает все входящие документы, которые используются в данном подразделении и затем передаются в другие подразделения и организации. Следовательно, квадрант IV характеризует все «проходящие» через данное подразделение документы.
Таким образом, данная матричная модель (табл. 6.2), являясь с одной стороны, «прозрачной» с точки зрения ее формирования для специалиста управления, с другой стороны, обеспечивает адекватное формализованное представление IT-специалисту исходной информации для последующей обработки и анализа в целях совершенствования системы управления.
Другой распространенной формой ИМ является отображение информационных процессов в виде ориентированных графов представляющих собой некое множество элементов («вершин» графа), наличие и характер взаимосвязей между которыми отображаются с помощью направленных линий («дуг» и «петель»). Обычно с помощью вершин графа характеризуют: отдельные информационные единицы (на уровне документов и показателей) или отдельных исполнителей информационного процесса (на уровне подразделений и непосредственно работников аппарата управления), при этом соединяющие их дуги соответственно могут отражать информационно-алгоритмические и технологические связи между ними. Причем оба этих вида граф-моделей, архитектурно не являясь идентичными друг ДРУГУ? тем не менее, могут быть «спроецированы» друг на друга. Такая консолидация этих граф-моделей позволяет конкретизировать характер обработки информации с точки зрения его «привязки» к месту в структуре аппарата управления и конкретному исполнителю-специалисту управления.
По сравнению с матричными моделями граф-модели наиболее Удобны для отображения и анализа: динамики информационных про-
253
254
Одним ііз важнейших моментов при проектировании ИС с помощью технологии SADT-моделирования является строгая согласованность типов связей между функциями (блоками) по отношению к связывающим их данным. Все блоки диаграммы имеют свои идентификационные номера и могут быть детализированы с помощью диаграмм более низкого уровня, образуя тем самым иерархию диаграмм, что естественно облегчает процесс их построения, анализа и преобразования.
Таким образом, на сегодня наиболее эффективным средством моделирования ИС является информационные модели, представленные в матричной форме и форме ориентированных графов. Это объясняется:
достаточно простыми способами их формирования (подготовки);
удобством и однозначностью восприятия этих моделей всеми субъектами процесса создания ИС;
свойством универсальности и возможностью взаимного преобразования друг в друга;
У возможностью их аналитической обработки (в том числе и с помощью компьютеров) благодаря наличию достаточно хорошо разработанного математического аппарата на основе теории матриц и теории графов;
> наконец, матричные модели и граф-модели обладают большой «гибкостью» (в плане приспособления к новым целям и способам ор ганизации технологических процессов обработки информации).
255
Информация —сведения об окружающем .мире (объектах, явлениях, событиях, бизнес-процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знании, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями.
Информационные ресурсы —весь имеющийся объем информации (знаний) зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.
Предметной областью называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования.
Предметная область может отображаться моделями данных нескольких уровней: логического и физического.
Информационная модель предметной области включает себя следующие элементы: объект, класс объекта, атрибуты объекта, информационный поток.
Основными характеристиками информационного потока является объем, продолжительность и направление движения, его содержание и стоимость.
Информационное обеспечение включает: информационную функцию, информационную процедуру, информационную операцию, информационную сеть, информационную цепь, информационный канал.
Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществляющим эти действия с информацией представляет собой информационную систему (ИС) предприятия.
Выделяют 2 подсистемы информационной системы предприятия: «бэк-офис» и «фронт-офис».
Система обработки данных —это те технологии и программные средства, которые позволяют переработать определенным образом имеющуюся информацию и являются частью общей информационной модели предметной области.
База данных —это некоторое подобие электронной картотеки, электронного хранилища данных, которое хранится в компьютере виде одного или нескольких файлов.
Программы, предназначены для организации информации, размещения ее в таблицы и манипуляции с нею называются системами управления базами данных.
Облако —новая бизнес-модель для предоставления и получения информационных услуг.
256
• Облачные вычисления — технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Облачные платформы — инструменты, программных и информационных моделей, системного программного обеспечения и прочих родственных технологий, которые обеспечивают выполнение поставленных задач, в том числе сокращение издержек.
Облачные услуги — модели предоставления информационных услуг.
•Информационная бизнес-модель может быть представлена: на основе жизненного цикла продукта; в виде матричной: на основе граф-модели и SADT-модели.
Демин А.И. Информационная теория экономики. Макромодель [Текст]. — 2-е изд., стер. — М. : КомКнига, 2007. —347с.
Blechar M.J., «BPA, UML and Database Design Modeling Tools Are Converging Into Suites» , Gartner, 4 May 2006
cloudcomputingexpo.com/
http://habrahabr.ru/blogs/Azure/60100/
O'Reilly Tim «Web 2.0 and Cloud Computing» ra-dar.oreilly.com/2008/10/web-20-and-cloud-computing.html
Rittinghouse J. W., J. F. Ransome — «Cloud Computing: Implementation, Management, and Security»
Дэвид А. Марка и Клемент МакГоуэн «Методология структурного анализа и проектирования» [Текст]. Электронная книга, 2004.
Интернет-университет информационных технологий, курс «Проектирование информационных систем». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuit.rU/department/se/devis/l/.
10. Коваль Д., Полукеев О., «Моделирование бизнеса и архитекту ра информационной системы» [Текст] // Системы Управления Базами Данных # 4/95 стр. 81-95.
257
Позикова А.Н., Чучко Н.А., Дубницкий В.И. Информационный менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / Донецкий экономико-гуманитарный ин-т. Кафедра международной экономики. — Донецк : Юго-Восток, 2006. — 145 с.
Маклеод Г. (Hugh Macleod) «Самый хорошо охраняемый секрет Облаков» technorati.com/posts/lv3vwaZ9hbuGSZxJQselqa-VSlj29LQGjWyRkNoZ4bO%3D?reactions
Микро Квазар «Инструменты моделирования Архитектуры Организации (Enterprise Architecture tools)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kvazar-micro.com
Моисеева Н.К., Костина Г.Д, Кнышева М.В. Информационный маркетинг [Текст]: Учеб. пособие по спец. «Маркетинг» и «Менеджмент организации» / Московский гос. ин-т электронной техники (Технический ун-т). — М., 2001. — 163с.
15.0йхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 1997, стр. 72.
Решения для моделирования и анализа бизнес-процессов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casewise.ru/
Риз Джордж. Облачные вычисления/ пер. с англ. О. Кокоревой. — Сп.б: БХВ-Петербург, 2011. — 288 с.
Фингар П. Dot.Cloud: облачные вычисления — бизнес-платформа XXI века / пер. с англ. Захаров А.В. — М.: Аквамариновая книга, 2011. — 256 с.
Обоснуйте значение информации в деятельности предприятия.
Что Вами понимается по информацией? И каких видов она может быть по отношению к пользователю?
Почему отношение к информации изменилось по мере развития экономики?
Что представляют собой информационные барьеры и как предприятие может их преодолеть?
5. В чем сущность информационной бизнес-модели предметной области?
258
Приведите примеры моделей данных логического и физического уровней?
Какие элементы включает информационная модель предметной области?
Охарактеризуйте элементы информационного обеспечения.
На каких этапах базируется управленческое решение предприятия, деятельность которого базируется на информационной бизнес-модели ?
Под влиянием каких тенденций формируется информационная среда экономической деятельности предприятий?
Перечислите составляющие и раскройте их содержание модели предприятия в информационной среде.
Что представляет собой информационная система предприятия? Какова их миссия?
Какая информация используется на различных уровнях управления?
Охарактеризуйте сущность и особенности подсистем информационной системы предприятия.
Что представляет собой система обработки данных?
В каком виде обычно представляется база данных?
Назовите основные этапы развития информационных систем по видам управляемых ресурсов.
Какие системы управления базами данных получили широкое распространение в современных условиях? Охарактеризуйте их.
Какие существуют формы представления информационной бизнес-модели? Охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой из форм?
а) форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, которая помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе;
259
б) сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень не определенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями;
в) совокупность представлений и правил вывода о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также прави лах использования их для принятия решений.
2. Что предполагает информационный барьер?
а) является формой преткновения между объектом, передающим со-
общение, и тем, кто принимает его;
б) факторы, препятствующие конкурентам проникнуть на опреде ленный рынок;
в) символизирует противоречие между информационными запроса ми общества и техническими возможностями их обеспечения.
3. Выберите последовательность этапов для принятия управленческого решения предприятия, деятельность которого основана на информационной бизнес-модели:
а) построение информационной бизнес-модели изучаемого явления или процесс, сбор и хранение информации о бизнес-процессе или явлении, принятие окончательно решения относительно постав ленной задачи;
б) проверка построенной модели на конкретность данных (возможна корректировка модели), построение информационной бизнес- модели изучаемого явления или процесса, принятие окончательно решения относительно поставленной задачи;
в) анализ полученных данных, Привлечение современных методов и технологий обработки имеющейся информации (компьютерные сети, системы управления базами данных (СУБД), новейшее про граммное обеспечение/прикладные программы), принятие окон чательно решения относительно поставленной задачи.
4. Какова цель предприятия как активного агента?
а) заставить предприятие занять место, при котором его польза для среды наибольшая;
б) обеспечить предприятию наилучшие условия существования в среде;
в) занять конкурентное место на рынке.
260
5. Что понимают под базами данных?
а) это некоторое подобие электронной картотеки, электронного хра нилища данных, которое хранится в компьютере виде одного или нескольких файлов;
б) организация информации, размещения ее в таблицы и манипуля ции с нею;
в) это те технологии и программные средства, которые позволяют пере-
работать определенным образом имеющуюся информацию и являются частью общей информационной модели предметной области.
6. Что представляет собой информационная система ERP?
а) интегрированная методология управления ресурсами предприя тия, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя);
б) интегрированная методология планирования материальных и про изводственных ресурсов;
в) интегрированная методология управления всеми ресурсами тер риториального распределения предприятии.
7. Какие стадии жизненного цикла продукта охватывает И АСУ?
а) закупка, производства, упаковка, реализация, проектирование продукции, установка и ввод в эксплуатацию;
б) закупка, производства, упаковка, реализация, проектирование продукции, установка и ввод в эксплуатацию, маркетинг и изуче ние рынка, утилизация;
в) закупка, производства, упаковка, реализация.
8. Что понимают под миссией информационной системы?
а) предоставление нужной для предприятия информации для обеспе чения эффективного управления всеми его ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления предприятием;
б) это краткое выражение основной информационной цели предпри ятия, четко сформулированная причина его существования;
в) стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существо вания, общепризнанное предназначение предприятия.
9. Что понимают под предметной областью?
а) форма бизнес-исследования, которая фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике;
261
б) называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования;
в) модель данных нескольких уровней исследования.
10. Что понимают под информационной функцией?
а) совокупность компьютерно-программных средств и пользователей
информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков;
б) целенаправленный специализированный вид управленческой дея тельности, генерируемый информационной системой и характе ризующийся однородностью действий с информацией любого вида;
в) представляет собой действие, не подлежащее дальнейшей деком позиции в рамках информационной процедуры и направленное на преобразование или передачу информации.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия