7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
Матрицы, как инструмент анализа, уже давно применяются в системе управления предприятия. Широкое распространение получили следующие инструменты качества:
* матричные диаграммы,
* матричный анализ в Развертывании Функции качества
(QFD), * матрицы приоритетов;
* матрица показателей.
Матричная диаграмма (таблица качества; матрица связей, матричное представление данных) — инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей, т. е. исследовать структуру проблемы. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами. Входит в состав инструмента «Семь (новых) инструментов управления качеством».
Цель — обеспечить систематический поиск взаимосвязей между элементами в рамках данной проблемы с выделением их относительной важности.
Суть метода — упорядоченное представление данных по строкам и столбцам, отражающих логические связи между различными элементами.
Матричная диаграмма вносит ясность благодаря многомерному представлению и выявляет элементы, связанные с проблемной ситуацией. Символ на пересечении строки и столбца указывает на
268
наличие связи между соответствующими элементами и ее относительную важность.
Матричная диаграмма позволяет идентифицировать взаимоотношения между отдельными факторами, которые имеют вид причинно-следственных связей. Преимущество матричной диаграммы по сравнению с другими методами анализа заключается в ее способности дать графическую интерпретацию степени интенсивности этих взаимоотношений.
Матричную диаграмму можно использовать как для идентификации проблем и причин, так и для определения приоритетов.
В зависимости от числа рассматриваемых переменных и формы матрицы существует несколько типов матричных диаграмм:
•Крышеобразная (треугольная) матричная диаграмма — диаграмма, в которой анализируются связи между отдельными элементами одной переменной (например, рассмотрены степени корреляции между отдельными показателями). В отличие от других матричных диаграмм, где сила связи имеет только одно направление, взаимосвязи в треугольной матричной диаграмме могут быть нейтральными, положительными и отрицательными.
Матричная L-образная (внешний вид матричной диаграммы напоминает повернутую на -90° латинскую букву L);
Матричная Т-образная (внешний вид матричной диаграммы напоминает повернутую на +90° латинскую букву Т);
Матричная Y-образная (внешний вид матричной диаграммы напоминает повернутую на -90° латинскую букву L);
Матричная Х-образная (внешний вид матричной диаграммы напоминает повернутую на +45° латинскую букву X);
Матричная С-образная диаграмма, используемая для анализа трехмерных связей. Однако, ввиду своей сложности данный вид матричной диаграммы используется крайне редко.
Графическое представление видов матричных диаграмм представлено на рис 7.1.
269
270
272
МАТРИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Матрица показателей используется не только для определения того, как работают бизнес-процессы предприятия, но и для того чтобы выявить их предполагаемую степень важности. Используя матрицу показателей можно предотвратить затраты на совершенствование бизнес-процессов, которые являются не слишком важными для предприятия.
Эта матрица разбита на квадранты (рис. 7.3), причем по горизонтали меняется важность, а по вертикали — текущий уровень показателей. Характеристики отдельных процессов наносятся точками в квадрантах этой матрицы. Они основаны на измерениях в рамках самооценки, а также на оценивании их важности. Каждый квадрант означает следующее:
■ Не важно (низкая важность, низкий уровень). Если изображающая точка попадает в данный квадрант, то, скорее всего, уровень показателей низок. Однако низкая важность делает ненужным вложение средств в совершенствование данного процесса.
273
■ Перебор (низкая важность, но высокий уровень показателей). Если изображающая точка попадает в этот квадрант, то уровень пока зателей достаточно высок. Но это мало значит, поскольку бизнес- процессы, соответствующие этому квадранту не особенно важны для повышения конкурентоспособности предприятия. Процессы, соответ ствующие этому квадранту, также не кандидаты на включение в план работ по совершенствованию предприятия.
" Совершенствование необходимо (высокая важность, низкий уровень показателей). Если изображающая точка попадает в данный квадрант, то соответствующий бизнес-процесс — безусловный объект совершенствования.
■ Все в порядке (высокая важность, высокий уровень показате лей). Если изображающая точка попадает в этот квадрант, то работает так называемое Золотое Правило: если уровень показателей в рас сматриваемой области уже высок, то все равно эту работу надо со вершенствовать.
Однако следует иметь в виду, что бизнес-процессы, которые попали в квадрант «Совершенствование необходимо», имеют высший приоритет, их надо улучшать в первую очередь. Если же в указанный квадрант никакие процессы не попали, то тогда процессы, которые попали в квадрант «Все в порядке», становятся первоочередными кандидатами на совершенствование.
Например: Предприятие-производитель тяжелого механического, определило для себя шесть критических показателей, значения которых были установлены в результате экспертной оценки. Все они показані, что есть потенциал для улучшений всех этих бизнес-процессов. Однако не было достаточно ресурсов, чтобы начать работу по шести направлениям сразу. Предприятие оказалось в затруднительном положении, было трудно принять решение, с чего начать действия по совершенствованию. Для установления приоритетов была построена матрица показателей, которая учитывала следующие шесть показателей:
Перспективная и гибкая разработка продукции;
Время доставки;
Точность доставки;
Ценообразование;
Ремонтопригодность;
Разработка продукции и сборка.
274
Полученный результат удобно суммировать в виде списка приоритетов этих показателей.
МАТРИЦА QFD (РАЗВЕРТЫВАНИЕ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА)
Развертывание функции качества (альтернативные названия: структурирование функции качества (СФК); структурирование качества по функциям, QFD) — один из наиболее эффективных инструментов рыночных исследований.
Применяется для совершенствования выпускаемой продукции, также как и для разработки продукции следующего поколения.
Цель — обеспечить конкурентные преимущества как существующим, так и вновь разрабатываемым продукции, процессам и услугам на сегодняшнем глобальном рынке.
Суть метода — это система перевода требований потребителя в соответствующие требования производителя на всех стадиях жизненного цикла продукции. Это структурированный процесс, наглядный язык и набор тесно связанных диаграмм по управлению разработкой продукции на основе требований потребителя.
Это один из тех методов, которые выявляют требования потребителя и обеспечивают некоторый порядок, гарантирующий, что эти
275
требования окажут позитивное воздействие на проект продукта и на разработку производственного процесса. Эта особенность реализуется путем построения специальной таблицы, которая имеет форму дома (рис. 5). Его называют «домом качества». Здесь накапливаются результаты исследования. Они используются для совершенствования бизнес-процесса. В областях «дома» размещают исследуемые элементы.
Использование серии матриц, так называемых «домов качества» (houses of quality), позволяет увязывать требования потребителей к уровню качества с параметрами продукта, параметры продукта с инженерными характеристиками компонентов, характеристики компонентов с производственными операциями, а производственные операции с требованиями производства. Исходя из общего вида «дома качества» рис. 7.6 используется четыре «дома качества» (рис. 7.6).
276
277
Для второго «Дома качества» центром внимания является взаимосвязь между характеристиками продукции и характеристиками компонентов (частей) этой продукции.
Третий «Дом качества» устанавливает связь между требованиями к компонентам продукции и требованиями к характеристикам процесса. В результате устанавливаются индикаторы (критерии) выполнения важнейших (критических) процессов.
С применением четвертого «Дома качества» характеристики процесса преобразуются в характеристики оборудования и способы контроля технологических операций производства, которые следует применить для выпуска качественной продукции.
Одно из преимуществ данного метода заключается в создании базы данных для будущих разработок или усовершенствований процессов, которую можно регулярно использовать для обслуживания будущих потребностей. Применение данного метода обеспечивает снижение потерь качества и увеличение удовлетворенности потребителя
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия