4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
Внешняя среда, в которой функционируют предприятия, в последние годы отличается большой изменчивостью и требует от руководителей предприятий гибкости и быстрой реакции в принятии решений. Законы рынка, постоянное стремление предприятий быть успешными, ставят перед ним вопрос: «Как добиться результатов и стать конкурентоспособными?».
В рыночных условиях хозяйствования, когда на первый план выносятся требования потребителя, основными факторами обеспечения результативности и конкурентоспособности являются улучшение качества продукции и установление приемлемых для потребителя цен на нее. В свою очередь это ведет к совершенствованию методов управления предприятием на всех его уровнях.
128
129
Однако, определив возможные бизнес-процессы; разделив их на основные, обеспечивающие, управляющие; определив взаимосвязи между ними еще не означает, что предприятие будет эффективно работать. К тому же рыночные условия хозяйствования требуют постоянного совершенствования деятельности предприятия в целом и его бизнес-процессов, правильного формулирования концепции своей деятельности.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ трактовки процесса, направление, в котором должно двигаться предприятие. Для того чтобы определить ориентиры движения, установить цели, определить приоритеты, а потом показать, что нужно сделать, необходим соответствующий инструментарий. Инструментарий любой концепции следует рассматривать как совокупность определенных систем, методов, способов, принципов.
130
СИСТЕМА «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
«Бережливое производство» — это общее название различных вариантов производственной системы Toyota. Альтернативные названия:
- бережливое (гибкое, вытягивающее, сотовое, синхронное)
производство;
производство «по одному»;
производство потока спроса.
«Бережливое производство» — единственный набор чрезвычайно эффективно подобранных инструментов, который может применяться к производственному процессу.
Главная цель системы «Бережливого производства» — радикальное сокращение семи потерь впервые описанных Таичи Оно: связанных с обработкой (выполнение какой-либо задачи неоптимальным образом), передвижением, ожиданием, запасами, излишним производством (или запасами незавершенного производства), перемещением предметов и исправлением дефектов. Если эффективно управлять этими бизнес-процессами на производственном предприятии, можно значительно уменьшить затраты на производство и тем самым — себестоимость производимой продукции без потери ее качества.
Акцент делается на сокращение потерь усилиями рядовых сотрудников.
Сильными сторонами системы является то, что многие из инструментов данной системы в значительной мере способствуют обеспечению концентрации, структуры и дисциплины, вырабатывают у рядовых сотрудников сильное чувство собственности.
Реализовать систему «Бережливое производство» можно с помощью соответствующих методов управления затратами — таргет-костинг и кайзен-костинг.
Первым предприятием, на котором началось их применение, является Toyota. В настоящее время эти инструменты нашли широкое применение во всех отраслях промышленности Японии и многих Других стран.
Сущность системы «таргет-костинг» состоит в следующем: на основании известной (или заданной) цены реализации изделия на рынке и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, на достижение которой в дальнейшем направляются усилия всех служб предприятия, прежде всего технических. Применение
131
этого метода позволяет не просто минимизировать затраты, но и довести их до необходимого уровня.
Сущность системы управления затратами «кайзен-костинг» состоит не в достижении определенной величины предельных издержек (хотя сам метод применяется для достижения целевой себестоимости), а в постоянном и всеобъемлющем совершенствовании качества процессов на всем предприятии в целом при участии всех его работников. Участие в постоянном улучшении бизнес-процессов предприятия всех сотрудников — от рабочих до топ-менеджеров — определяющая черта кайзен-костинг.
Управление затратами с помощью указанных методов позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, координировать действия всего персонала предприятия и совместными усилиями добиваться поставленных целей. По сути, кайзен-костинг и таргет-костинг решают одно и тоже задание, но на разных стадиях жизненного цикла товара. Действие этих методов направлено на уменьшение уровня расходов и себестоимости конечного продукта. Жизненный цикл продукта можно условно разделить на две части: планирование и разработка продукции и производство продукции.
Таргет-костинг помогает уменьшить затраты на первой стадии жизненного цикла товара, а кайзен-костинг — на второй.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия