Предисловие
Трансформационные условия хозяйствования, периодические колебания финансовых рынков, которые изменяют скорость и направления движения капитала, интернационализация бизнеса, обострение конкуренции между национальными и иностранными производителями, развитие информатизации, появление новых видов рисков в предпринимательской деятельности, которые имеют не только экономическую, но и социальную и политическую природу необходимость формирования устойчивых конкурентных условий и быстрой адаптации к действующей конкурентной среде радикально повлияли на деятельность предприятия. Современное бизнес-пространство характеризуется возникновением быстрых изменений в разных аспектах деятельности какого-либо предприятия.
Сегодня сохранять конкурентное преимущество большинству предприятий становиться все сложнее. Предприятия всего мира находятся в поиске новых рычагов, задействовав которые можно занять лидирующие позиции на рынке. Высокое качество, выстроенная система бизнес-процессов и другие факторы поддержания конкурентоспособности становятся своего рода «минимальной ценой» присутствия на глобальном рынке. В данных условиях особенно актуальным является обеспечение эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, подтверждением которого является увеличение рыночной стоимости предприятия. Решение вопросов повышения эффективности деятельности предприятий невозможно без формирования их действенной бизнес-модели.
Бизнес-модель относится к числу новых концепций современного предпринимательства и стратегического управления. Интерес к бизнес-моделям в научных и исследовательских кругах проявился сравнительно недавно — в середине 1990-х гг. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, эта область исследования содержит еще много нерешенных вопросов и проблемных областей. Отсутствие единого взгляда на понимание бизнес-модели, неразработанность концептуальных и методологических
7
подходов к формированию и анализу бизнес-моделей существенно затрудняют практическое использование этой концепции в деятельности предприятий.
Формирование бизнес-модели предприятия как область исследований и учебная дисциплина представляет собой один из аналитически сложных разделов экономики предприятия. Дисциплину «Формирование бизнес-модели предприятия» рекомендуется преподавать на образовательно-квалификационном уровне «Бакалавр» по направлению подготовки «Экономика предприятия», но она может представлять интерес для всех экономических направлений.
Дисциплина «Формирование бизнес-модели предприятия» занимает важное место в подготовке специалистов по экономике. Для успешного усвоения, изложенного в учебнике материала, необходимы знания ряда фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин, изучение которых предусмотрено ОПП по отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство». Это, в частности, «Политэкономия», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Стратегия предприятия», «Менеджмент», «Потенциал и развитие предприятия» и др.
Методический аппарат и инструментарий бизнес-моделирования базируется на способах, методах и инструментах, изученных в дисциплинах «Информатика», «Статистика», «Экономико-математическое программирование», «Эконометрия», «Экономический анализ», «Маркетинг», «Прикладное программное обеспечение» и др.
Целью данного учебника является раскрытие теоретико-методологических основ и практического инструментария формирования бизнес-модели предприятия, что является базовой платформой создания компетенций студентов по выбору, тестированию и грамотному использованию эффективной бизнес-модели на предприятиях.
Главный акцент при изложении материала сделан на освещении актуальных аспектов формирования действенной бизнес-модели предприятия с учетом различных подходов. Общее системное понимание различных подходов к формированию бизнес-модели предприятия позволит дать ответ на три ключевые вопроса, являющиеся сердцевиной бизнеса и фундаментом делового мышления:
в чем заключается сущность бизнеса?
каковы его перспективы?
как предприятие собирается позиционировать себя на рынке и зарабатывать деньги?
8
Структура учебника подчинена внутренней логике дисциплины: сначала раскрывается сущность бизнес-модели предприятия (тема 1), а затем (в темах 2-8) рассматриваются различные подходы к ее формированию (процессный, ресурсный, информационный, матричный, компетентностный). Каждая из восьми тем учебника представляет собой методический комплекс, включающий:
учебные цели, являющиеся «целевым ориентиром» темы;
теоретическое изложение материала, позволяющее сформировать базовую теоретическую платформу знаний;
резюме, позволяющее сконцентрировать внимание на важных аспектах изучаемого материала;
контрольные вопросы и тестовые задания, позволяющие закрепить теоретические знания;
практические задания, позволяющие получить практические навыки формирования бизнес-модели предприятия;
список литературы, дополнительное изучение которого позволит расшить знания по изучаемому материалу.
В первой теме «Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия» раскрывается сущность бизнес-модели предприятия с учетом различных подходов к рассмотрению дефиниций данного термина, определена взаимосвязь между бизнес-моделью и стратегией, рассмотрены базовые компоненты бизнес-модели, составляющие ее методологическую платформу. Детально изложена классификация бизнес-моделей предприятия и рассмотрена эволюция известных бизнес-моделей, привлекающих к себе внимание и вызывающих живой интерес практиков. Рассмотрены особенности формирования бизнес-модели с учетом бизнес-целей и направлений деятельности предприятия.
Вторая тема «Процессная бизнес-модель предприятия» посвящена изучению особенностей формирования процессной бизнес-модели предприятия. Изучена эволюция организации бизнеса и выделены особенности функционального и процессно-ориентированного управления предприятием. Особенности формирования процессной бизнес-модели раскрыты с учетом основных положений известных теорий А. Файоля, и Э. Дьоминга. Детально обоснована необходимость регламентации и оптимизации бизнес-процессов. Для лучшего понимания особенностей формирования процессной бизнес-модели авторами приведена развернутая классификация бизнес-процессов и
9
примеры их идентификации. Предложены основные этапы управления бизнес-процессами предприятия, реализация которых показана на конкретных практических примерах. Приведена методика оценки эффективности функционирования бизнес-процессов предприятия, позволяющая сформировать навыки выявления проблемных мест, обоснования и принятия решений в управлении предприятием.
Целью третьей темы «Основы моделирования бизнес-процессов» является раскрытие основ моделирования бизнес-процессов и особенностей использования современных методологий моделирования бизнес-процессов: SADT, IDEFO, DFD, DFD в нотациях Гейна-Сарсона и Йордана-Де Марко, IDEF3; PFDD и OSTN диаграммах в стандарте IDEF3, используемых при формировании процессной бизнес-модели предприятия.
Актуальной является четвертая тема «Методология управления качеством бизнес-процессов», в которой раскрыты особенности использования современных концепций постоянного совершенствования: «Канбан» «Бережливое производство»; «ТРМ» «Кружки контроля качества»; Цикл PDCA, «Шесть сигм»; «5S». Для организации эффективного управления качеством бизнес-процессов представлены особенности использования в практике деятельности предприятий «семь инструментов контроля качества»: контрольные листы; гистограмма; диаграмма разброса (рассеивания); контрольная карта; диаграмма стратификации; диаграмма Исикавы, диаграмма Парето.
В пятой теме «Ресурсная бизнес-модель предприятия» раскрыта сущность, определены особенности использования и раскрыты основные концепции ресурсного подхода, основывающейся на утверждениях Б. Вернерфельта, детально охарактеризованы качества ресурсов VRIN, выделенные Дж. Барни. Приведены виды и состав ресурсов предприятия, а также усовершенствованная авторами классификация ресурсов. Выделенные задачи и определенные авторами особенности ресурсов для бизнеса позволяют сформировать подход к рассмотрению ресурсной бизнес-модели с учетом зависимости результативности бизнеса от ресурсов. Представленный процесс управления предприятием на основе ресурсной бизнес-модели и предложенный методический инструментарий оптимизации распределения сырьевых ресурсов, позволит получить навыки формирования эффективной ресурсной бизнес-модели, дающей возможность предприятию не только удержать позиции на рынке, но и обеспечить устойчивое
10
конкурентное преимущество отечественных предприятий на равных с грандами европейского ретейла.
Пятая тема «Информационная бизнес-модель предприятия»
содержит основные понятия и элементы информационной бизнес-модели. Для понимания особенностей формирования информационной бизнес-модели раскрыта сущность и определены основные элементы предметной области на различных уровнях управления в информационных системах. Информационная система предприятия рассматривается через две подсистемы: back office и front office. Приведены основные этапы развития информационных систем по видам управляемых ресурсов и раскрыты особенности современного информационного обеспечения управления предприятием. Представлены различные формы информационной бизнес-модели, учитывая различный спектр инструментальных методов моделирования. Детально изложен подход к формированию информационной бизнес-модели, основывающийся на взаимосвязи бизнес-процессов и жизненного цикла продукта, с учетом основных постулатов концепции CALS.
В седьмой теме «Матричная бизнес-модель предприятия» приведены основные понятия и виды матричных моделей в экономике, а также основные составляющие бизнес-системы предприятия. Рассматриваются особенности применения, цели и порядок построения матричной диаграммы, матрицы показателей, матриц QFD, матрицы приоритетов. Приводится методический инструментарий использования матричных моделей в оценке эффективности деятельности предприятия. Детально изложен подход к формированию матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде. Предложен подход к рассмотрению бизнес-процессов в рамках матричной бизнес-модели исходя из стадий жизненного цикла продукта, В рамках данного подхода, приведены основные элементы Z-диаграммы, показывающей взаимодействие стадий жизненного цикла продукта с макросредой.
Особенного внимания заслуживает восьмая тема «Компетент-ностная («3D») бизнес-модель предприятия», которая раскрывает авторское видение основных ее элементов. Предложен авторский подход к формированию бизнес-модели предприятия, в основе которого лежат ключевые компетенции тесно коррелирующие с ресурсами, способностями и возможностями предприятия, эффект синергии. Сочетание этих составляющих позволяет создать действенную «3D» бизнес-модель. С целью лучшего понимания особенностей формирования компетентностной бизнес-модели предприятия предложен ме-
11
тодический подход, который позволяет более эффективно обосновывать процессы развития предприятия в целом, повышать эффективность функционирования предприятия, а также позволяет упростить процесс определения ключевых компетенций предприятия.
В конце учебника приведены приложения к каждой теме изучаемого материала, позволяющие на конкретных примерах ознакомиться с особенностями формирования определенного вида бизнес-модели предприятия и оценкой ее эффективности.
Таким образом, материал, изложенный в учебнике, предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов для решения конкретных заданий выбора и формирования действенной бизнес-модели предприятия.
В результате освоения этого материала студент будет: знать виды, подходы, методы, приемы и инструменты формирования бизнес-модели предприятия;
уметь а) творчески подходить к процессу оценки эффективности действующей и прогнозируемой бизнес-модели предприятия,
б) осуществлять выбор методологий формирования эф фективной бизнес-модели,
в) применять методический аппарат и инструментарий бизнес-моделирования, навыки анализа бизнес-процессов для пре одоления разрыва между стратегическим видением бизнеса и практи ческой его реализацией, а также постоянного развития, модификации и своевременного внесения изменений в бизнес-модели предприятия.
Содержание и структура учебника соответствует учебному плану ОКР «Бакалавр» направления подготовки «Экономика предприятия» и рабочей программе дисциплины «Формирование бизнес-модели предприятия». Учебник предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей, а также для тех, кому интересны вопросы формирования эффективной бизнес-модели предприятия.
Динамическое развитие дисциплины, по глубокому убеждению авторов, потребует периодической актуализации настоящего издания. Поэтому авторы будут благодарны и постараются учесть в предстоящих изданиях ваши замечания и предложения, которые просят направлять по адресу: 83050, г.Донецк, ул.Щорса, 31, кафедра экономики предприятия, тел/факс (062)295-14-67, (062)297-42-80, E-mail: econom@kaf.donduet.edu.ua
12
«Успешные предприятия должны находить равновесие
между процессами и динамичным хаосом интересов
и взаимоотношений, которые позволяют им быть
инновационными и живыми»
Робин Bvd
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия