logo
9 сем

7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде

Матричная бизнес-модель рассматривает предприятие во внешней среде, состоящей из «Рынка покупателей» и «Рынка по­ставщиков». Бизнес-система представляется как композиция двух ос­новных систем:

производственной (продуктовой), отвечающей на рыноч­ное событие «спрос» Рынка потребителей путем создания там же ры­ночного события «предложение»;

ресурсной, ответственной за обеспечение Производствен­ной системы необходимыми ей ресурсами и формирующей рыночное событие «спрос» на Рынке поставщиков.

Каждая из систем рассматривается с точки зрения агрегирован­ных функций.

Производственная система:

288

подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком потре-

бителей;

подсистема потребительской ценности;

подсистема инфраструктуры (физического состава) про-

дукта.

Ресурсная система:

подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком постав-

щиков;

подсистема инфраструктуры (физического состава) ресур-

сов;

подсистема обслуживания и поддержки ресурсов.

Таким образом, производится разделение действий на создание потребительской ценности и физическое создание продукта.

Такой подход принципиально важен. Потребителя интересует не физическое содержание продукта или услуги, а их потребитель­ская ценность как совокупность объективных и субъективных экс­плуатационных качеств.

В рамках Матричной модели предприятие рассматривается как элемент макросреды, взаимодействующий с двумя элементами мак­росреды (Рис. 7.9) — рынком покупателей и рынком поставщиков.

289

• Для адекватной реакции предприятия на рыночные события на рынке покупателей и формирования рыночного события на рынке по­ставщиков, системе необходимы две основные системы (Рис.7.10):

Ресурсная и производственная системы нормально развивающего­ся предприятия находятся в равновесном состоянии, одновременно и поддерживая, и ограничивая друг друга. Все бизнес-процессы пред­приятия проистекают в этих системах, обязательно имея на своей границе взаимоотношения с макросредой.

Бизнес-процессы, как последовательности работ в рамках матрич­ной модели формируются исходя из стадий жизненного цикла про­дукта (либо ресурса) на предприятии и отображаются Z-диаграммой (Рис. 7.11), показывающей взаимодействие стадий жизненного цикла продукта с макросредой.

Основных стадий жизненного цикла продукта в матричной мо­дели насчитывается семь:

290

. Определение — выявление потребностей (ожиданий) на рынке потребителей (отрасли);

Развитие и разработка — придание известным продуктам (услугам) новых качеств и нового содержания, соответствующих ожиданиям на рынке потребителей (отрасли);

291

Указанные выше семь основных стадий жизненного цикла фор­мируют семь основных сквозных процессов, проистекающих на предприятии.

Вторым важнейшим концептуальным подходом моделирования является разделение указанных систем на подсистемы по следующе­му классификатору:

Подсистемы продуктовой системы

Подсистемы ресурсной системы

Матричная модель формируется как пересечение процессов и под­систем, пересечение которых дает задачи, необходимые для выполне­ния предприятием (Рис. 7.12). Задачи увязываются в единую систему. Матричная модель позволяет:

объединять задачи (по бизнес-процессам и по системам), так и остав­лять «белые пятна».

Пример информационной бизнес-модели предприятии пред­ставлен в приложении П.

292

" Матричный анализ это метод исследований взаимосвязей между экономическими объектами с помощью матричных моделей.

Бизнес-система представляется как композиция двух основных си­ стем: производственной (продуктовой) и ресурсной.

294

Комплексная матричная модель включает: рынок поставщиков и потребителей, подсистемы «бэк-офис» и «фронт-офис»: подсистему инфраструктуры ресурсов: подсистему обслуживания, подсистему вос­принимаемой ценности продукта.

  1. Альперович М., Семененко С. Экс­пресс-диагностика предприятия. [Электронный ресурс]. Режим до­ступа: http://intron.com.ua.

  2. Бармаков Б.П. Методические поло­жения по функциональной диагно­стике организационных структур. [Электронный ресурс]. Режим до­ступа: http://www.itmc.ru.

  1. Беккер И., Вилков Л., Таратухин В., Кугелер М., Роземанн М. Менеджмент процессов. М., Эксмо, 2007. — 384 с.

  2. Глазов М.М. Диагностика промышленного предприятия: новые решения [Текст]: Монография. — СПб.: РГГМУ, 2006. — 480 с.

  3. Диагностический анализ предприятий. Проект реструктуризации предприятий в Украине. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.restructuringuki-aine.kiev.ua.

  4. Зильберман М. Как выявить наиболее острые проблемы органи­зации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cfin.ru.

  5. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автома­тизация бизнес-процессов. Учебное пособие. М., Финансы и ста­тистика, 2006. — 240 с.

  6. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством [Текст]: Учебное пособие. Пономарев СВ., Мищенко СВ., Герасимов Б.П., Трофимов А.В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 80 с.

  7. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную ар­хитектуру [Текст]. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.

Ю. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления [Текст]. — М.: ГУ ВШЭ,2002. — 400 с.

295

  1. Система самодиагностики для малых и средних предприятий. Портал дистанционного консультирования малого предприни­мательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dist-cons.ru.

  2. Тогунов И. Новое в теории организации: фрактально-фасеточные модели [Текст]. Монография. — Владимир, Собор, 2009. —136 с.

  3. Хлебников Д., Яцына А., Савушкин Л. Матричная модель пред­приятия. 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.executive.ru/publications/aspects/article_l654/.

  1. Раскройте сущность и особенности матричных моделей, используемых в экономике.

  2. Какие виды матричных моделей вам известны?

  3. Перечислите и охарактеризуйте фор­мы представления матричных моде­лей.

  4. Какие существуют матричные ин­струменты в системе управления предприятием ?

  1. В чем состоит сущность, цели и основное назначение матричной диаграммы?

  2. Назовите основные этапы построения матричной диаграммы.

  3. Охарактеризуйте цели применения матрицы показателей. Как она строится?

  4. Из каких элементов состоит матрица матриц QFD (разверты­вание функции качества)?

  5. Почему .матрицу QFD называют «Домом качества»?

10.Назовите основные принципы построения матрицы приорите­тов. Почему она получила такое название?

11.В чем состоит сущность матричного анализа?

12. Назовите основные этапы проведения матричного анализа.

13.Из каких составляющих состоит бизнес-система предприятия?

14.Каковы основные принципы и особенности формирования мат­ричной бизнес-модели предприятия во внешней среде?

296

15.Из каких элементов состоит Z-диаграмма и что она показыва­ет?

16.Какие подсистемы включаются в матричную модель производ­ственного предприятия? Охарактеризуйте ее элементы.

17.Назовите основные преимущества использования матричной модели.

18.В чем заключается особенность матричного подхода?