7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
Матричная бизнес-модель рассматривает предприятие во внешней среде, состоящей из «Рынка покупателей» и «Рынка поставщиков». Бизнес-система представляется как композиция двух основных систем:
производственной (продуктовой), отвечающей на рыночное событие «спрос» Рынка потребителей путем создания там же рыночного события «предложение»;
ресурсной, ответственной за обеспечение Производственной системы необходимыми ей ресурсами и формирующей рыночное событие «спрос» на Рынке поставщиков.
Каждая из систем рассматривается с точки зрения агрегированных функций.
Производственная система:
288
подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком потре-
бителей;
подсистема потребительской ценности;
подсистема инфраструктуры (физического состава) про-
дукта.
Ресурсная система:
подсистема взаимодействия (интерфейс) с Рынком постав-
щиков;
подсистема инфраструктуры (физического состава) ресур-
сов;
подсистема обслуживания и поддержки ресурсов.
Таким образом, производится разделение действий на создание потребительской ценности и физическое создание продукта.
Такой подход принципиально важен. Потребителя интересует не физическое содержание продукта или услуги, а их потребительская ценность как совокупность объективных и субъективных эксплуатационных качеств.
В рамках Матричной модели предприятие рассматривается как элемент макросреды, взаимодействующий с двумя элементами макросреды (Рис. 7.9) — рынком покупателей и рынком поставщиков.
289
• Для адекватной реакции предприятия на рыночные события на рынке покупателей и формирования рыночного события на рынке поставщиков, системе необходимы две основные системы (Рис.7.10):
Продуктовая система (производственная), реагирующая на рыночные события на рынке потребителей;
Ресурсная система, обеспечивающая продуктовую необходимыми ресурсами и вызывающая рыночные события на рынке поставщиков.
Ресурсная и производственная системы нормально развивающегося предприятия находятся в равновесном состоянии, одновременно и поддерживая, и ограничивая друг друга. Все бизнес-процессы предприятия проистекают в этих системах, обязательно имея на своей границе взаимоотношения с макросредой.
Бизнес-процессы, как последовательности работ в рамках матричной модели формируются исходя из стадий жизненного цикла продукта (либо ресурса) на предприятии и отображаются Z-диаграммой (Рис. 7.11), показывающей взаимодействие стадий жизненного цикла продукта с макросредой.
Основных стадий жизненного цикла продукта в матричной модели насчитывается семь:
290
. Определение — выявление потребностей (ожиданий) на рынке потребителей (отрасли);
• Развитие и разработка — придание известным продуктам (услугам) новых качеств и нового содержания, соответствующих ожиданиям на рынке потребителей (отрасли);
Прогнозирование — определение вероятных потребностей на рынке потребителей (отрасли)
Создание — физическое создание продукта и информирование рынка потребителей о существовании продукта (продвижение);
Заказ — рыночное событие, выраженное оформленной потребностью индивидуального потребителя в продукте;
Отгрузка — рыночное событие обмена продукта на эквивалент стоимости (деньги);
Обслуживание — взаимодействие предприятия и индивидуального покупателя после факта обмена.
291
Указанные выше семь основных стадий жизненного цикла формируют семь основных сквозных процессов, проистекающих на предприятии.
Вторым важнейшим концептуальным подходом моделирования является разделение указанных систем на подсистемы по следующему классификатору:
Подсистемы продуктовой системы
Подсистема — интерфейс, осуществляющая взаимодействие с макросредой (Рынком потребителей);
Подсистема формирования ценности. Ценность — потребительские качества продукта или услуги. В рамках такого подхода можно, во-первых, адекватно ответить на вопрос формирования рыночной цены и потребительских предпочтений,
Подсистема инфраструктуры продукта — подсистема, ответственная за физический состав (инфраструктуру) продукта или услуги. Как уже было отмечено, инфраструктура продукта придает ему некую ценность, но абсолютно не интересует потребителя.
Подсистемы ресурсной системы
Подсистема — интерфейс, осуществляющая взаимодействие с макросредой (Рынком поставщиков).
Подсистема инфраструктуры ресурсов. Инфраструктура ресурсов должна соответствовать требованиям использующих их элементов продуктовой подсистемы. В данной подсистеме определяются и развиваются требования к составу ресурсов, необходимых для жизнедеятельности предприятия;
Подсистема обслуживания (поддержки) ресурсов, обеспечивающая бесперебойное снабжение и поддержание требуемых количества и качества ресурсов.
Матричная модель формируется как пересечение процессов и подсистем, пересечение которых дает задачи, необходимые для выполнения предприятием (Рис. 7.12). Задачи увязываются в единую систему. Матричная модель позволяет:
учитывать особенности жизненного цикла продукта,
учитывать вопросы планирования бизнес-процессов;
моделировать деятельность практически любого предприятия Особенностью матричного подхода является возможность как
объединять задачи (по бизнес-процессам и по системам), так и оставлять «белые пятна».
Пример информационной бизнес-модели предприятии представлен в приложении П.
292
Матричные модели могут быть представлены: в табличной форме, в графическом виде.
Матричные модели, используемые для моделирования экономики отраслей страны имеют название межотраслевого баланса.
Выделяют такие инструменты качества как: матричные диаграммы, матричный анализ в Развертывании Функции качества (QFD), матрицы приоритетов.
Матричная диаграмма предполагает упорядоченное представление данных по строкам и столбцам, отражающих логические связи между различными элементами.
Виды представления матричной диаграммы: крышподобная, L-образная, Т-образная, Х-образная, У-образная.
Матрица показателей используется для определения того, как работают бизнес-процессы предприятия, а также для того чтобы выявить их предполагаемую степень важности.
Квадранты матрицы показателей основаны на измерениях в рамках самооценки, а также на оценивании их важности.
Матрица QFD (развертывание функции качества) представляет собой систему перевода требований потребителя в соответствующие требования производителя на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование, способствует выявлению силы связи между переменными, которые были статистически определены, и помогает графически проиллюстрировать эти связи.
" Матричный анализ —это метод исследований взаимосвязей между экономическими объектами с помощью матричных моделей.
Матричный метод основан на математической теории матриц и используется, для обобщающей комплексной оценки результатов деятельности предприятия.
Матричная бизнес-модель рассматривает предприятие во внешней среде, состоящей из «Рынка покупателей» и «Рынка поставщиков».
■ Бизнес-система представляется как композиция двух основных си стем: производственной (продуктовой) и ресурсной.
294
Z-диаграмма показывает взаимодействие стадий жизненного цикла продукта с макросредой.
Основными стадиями жизненного цикла продукта в матричной модели являются: определение, развитие и разработка, прогнозирование, создание, заказ, отгрузка, обслуживание.
■ Комплексная матричная модель включает: рынок поставщиков и потребителей, подсистемы «бэк-офис» и «фронт-офис»: подсистему инфраструктуры ресурсов: подсистему обслуживания, подсистему воспринимаемой ценности продукта.
Альперович М., Семененко С. Экспресс-диагностика предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://intron.com.ua.
Бармаков Б.П. Методические положения по функциональной диагностике организационных структур. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itmc.ru.
Беккер И., Вилков Л., Таратухин В., Кугелер М., Роземанн М. Менеджмент процессов. М., Эксмо, 2007. — 384 с.
Глазов М.М. Диагностика промышленного предприятия: новые решения [Текст]: Монография. — СПб.: РГГМУ, 2006. — 480 с.
Диагностический анализ предприятий. Проект реструктуризации предприятий в Украине. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.restructuringuki-aine.kiev.ua.
Зильберман М. Как выявить наиболее острые проблемы организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cfin.ru.
Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. Учебное пособие. М., Финансы и статистика, 2006. — 240 с.
Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством [Текст]: Учебное пособие. Пономарев СВ., Мищенко СВ., Герасимов Б.П., Трофимов А.В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 80 с.
Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру [Текст]. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.
Ю. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления [Текст]. — М.: ГУ ВШЭ,2002. — 400 с.
295
Система самодиагностики для малых и средних предприятий. Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dist-cons.ru.
Тогунов И. Новое в теории организации: фрактально-фасеточные модели [Текст]. Монография. — Владимир, Собор, 2009. —136 с.
Хлебников Д., Яцына А., Савушкин Л. Матричная модель предприятия. 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.executive.ru/publications/aspects/article_l654/.
Раскройте сущность и особенности матричных моделей, используемых в экономике.
Какие виды матричных моделей вам известны?
Перечислите и охарактеризуйте формы представления матричных моделей.
Какие существуют матричные инструменты в системе управления предприятием ?
В чем состоит сущность, цели и основное назначение матричной диаграммы?
Назовите основные этапы построения матричной диаграммы.
Охарактеризуйте цели применения матрицы показателей. Как она строится?
Из каких элементов состоит матрица матриц QFD (развертывание функции качества)?
Почему .матрицу QFD называют «Домом качества»?
10.Назовите основные принципы построения матрицы приоритетов. Почему она получила такое название?
11.В чем состоит сущность матричного анализа?
12. Назовите основные этапы проведения матричного анализа.
13.Из каких составляющих состоит бизнес-система предприятия?
14.Каковы основные принципы и особенности формирования матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде?
296
15.Из каких элементов состоит Z-диаграмма и что она показывает?
16.Какие подсистемы включаются в матричную модель производственного предприятия? Охарактеризуйте ее элементы.
17.Назовите основные преимущества использования матричной модели.
18.В чем заключается особенность матричного подхода?
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия