5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
Учитывая особенности и свойства ресурсов, можно сделать вывод, что ресурсная модель каждого отдельного предприятия — это
уникальный набор ресурсов, способов управления ими, привлечения, развития и использования их в деятельности. Поэтому каждое предприятие должно создавать собственную систему ресурсов под цели, стратегию развития, виды деятельности.
Ресурсная бизнес-модель предприятия должна содержать комплекс и комбинацию необходимых ресурсов, исходя из целей, видов деятельности, стратегии, бизнес-процессов.
Ресурсная бизнес-модель является составной и неотъемлемой частью общей бизнес-стратегии в предприятиях использующих ее в своей деятельности. В бизнес-процессах происходит преобразование ресурсов в результаты деятельности. Тем самым, затраты ресурсов (количественные, качественные, стоимостные) определяется необходимостью их для результата. Результативность (достижение целей) обеспечивается правильным привлечением, развитием и использова-
201
ниєм (применением) ресурсов для производства товара, его продажи потребителям и управления этими процессами.
Бизнес-модель, основывающаяся на ресурсном подходе, служит для взаимосвязи основных бизнес-процессов в обеспечении потребностей в ресурсах, их сбалансированном распределении для использования, развития, накопления ресурсов для расширенного воспроизводства капитала.
Исходя из этого, процесс управления ресурсами на предприятии состоит из следующих подсистем (рис. 5.6)
Подсистема-интерфейс, осуществляющая взаимодействие с макросредой (Рынком поставщиков).
Подсистема инфраструктуры ресурсов. Инфраструктура ресурсов должна соответствовать требованиям использующих их элементов продуктовой подсистемы. В данной подсистеме определяются и развиваются требования к составу ресурсов, необходимых для жизнедеятельности предприятия;
. Подсистема обслуживания (поддержки) ресурсов, обеспечивающая бесперебойное снабжение и поддержание требуемых количества и качества ресурсов.
202
Эффективность использования ресурсной бизнес-модели в деятельности предприятия зависит от организации функционирования ее подсистем. Так как практика показывает, что предприятия, использующие в своей деятельности одни и те же ресурсы, обеспечивают различные результаты.
Ресурсная бизнес-модель включает ключевые и стратегические ресурсы (рис. 5.7).
Ключевые ресурсы обеспечивают развитие, и конкурентные преимущества предприятия, определяемые в общей стратегии предприятия.
Стратегические ресурсы планируются исходя из ключевых факторов успеха и свойств VRIN: ценность ресурсов (Valuable), редкость Ресурсов (Rare), неидеальная воспроизводимость (imperfectly writable), незаменимость (Non-substitutable).
203
Потребность в ресурсах при формировании ресурсной бизнес-модели определяется на основании:
Характера внешней среды.
Целей и стратегии их достижения.
Продукта (тов) деятельности — товарного предложения.
Отраслевых особенностей.
Видов и масштабов деятельности.
Позиций на потребительских рынках и рынках ресурсов.
Системы организации и управления бизнесом.
С учетом ресурсов, необходимых для функций управления предприятием уточняются потребности в общих ресурсах.
Ресурсная бизнес-модель предприятия формируется на основе ряда этапов (рис. 5.8).
При формировании ресурсной бизнес-модели предприятия формулируются задачи, принципы и условия привлечения необходимых ресурсов, а также способы их привлечения и финансирования.
Задачи привлечения ресурсов:
1. Результативность — создание продукта, реализация потребителю
204
Рис. 5.8 — Основные этапы формирования ресурсной бизнес-модели
предприятия
Эффективность — генерация доходов от деятельности (признание потребителей, инвесторов, акционеров) превышает стоимость затраченных ресурсов.
Ресурсы обладают преимуществами, которые обеспечивают твердые позиции на рынках, а также дополнительный прирост капитала в виде сверхнормальной прибыли и гудвилла.
Принципы привлечения ресурсов:
Альтернативность — возможные варианты решений.
Выбор лучшего варианта на основе критериев оптимальности, которые устанавливаются предприятием.
Обоснованная оценка ресурсов с позиций: экономической, рыночной, технической, юридической, кадровой, рисковой и других.
Соответствие стратегии, целям.
Сравнение с конкурентами.
Прирост рыночных возможностей.
Измеримость ресурсов: натуральная, стоимостная.
Производительность ресурсов.
Результативность — продукт проданный потребителю (количе-ство, качество, преимущества).
205
- Финансовый результат: выручка, прибыль, отдача на вложенный капитал и другие.
Условия привлечения ресурсов для деятельности:
Доступность ресурсов — возможность получения необходимых ресурсов для стратегической деятельности.
Достаточность ресурсов — возможность привлечения нужного количества ресурсов.
Качество ресурсов — соответствие целям, задачам (обеспечение достижимости), бизнес — процессам.
Рациональность привлечения и использования (оправданы, окупаются доходами).
Владение (и / или контролируемость) ресурсов.
Защита преимуществ в ресурсах. Способы привлечения ресурсов:
Приобретение, покупка, обмен.
Аренда, безвозмездное пользование.
Наем, гражданско-правовые отношения с кадрами.
Аутсорсинг.
Инвестиции.
Участие в капитале, слияния и поглощения.
Разработка, создание.
Организация функционирования ресурсной бизнес-модели. Функционирование ресурсной бизнес-модели опирается на организационную систему, которая включает в себя:
Четко и ясно поставленные бизнес цели.
Стратегию достижения целей.
Структурирование бизнеса — система принятия и исполнения решений (стратегии), то есть организационная структура.
Порядок и правила принятия и исполнения решений, взаимодействия в рамках организационной структуры — систему корпоративных стандартов.
Бизнес — процессы и технологию их выполнения.
- Необходимую инфраструктуру для осуществления бизнес — процессов.
- Обеспечение ресурсами бизнес — процессов.
Организационная система является основой для определения потребности в ресурсах, распределения ресурсов между бизнес — процессами, обеспечения ресурсами, а также устанавливает правила и порядок работы с ними.
206
Управление ресурсной бизнес-моделью.
Для целенаправленной реализации ресурсной бизнес-модели необходимо управление ресурсами, которое включает в себя:
Мониторинг внешней среды, влияющей на ресурсы.
Маркетинг внешних рынков.
Планирование ресурсов.
Формирование информации по ресурсам (активы — пассивы, доходы — расходы, МСФО, управленческий учет и другие).
Способы и методы измерения и оценки ресурсов.
Контроль и анализ результативности и эффективности привлечения, использования и развития ресурсов.
Мотивация за результативное и эффективное формирование и использование ресурсов.
Эффективная реализация ресурсной бизнес-модели позволяет направлять ресурсы на достижение результативности (целей), координировать действия и использование ресурсов между функциями системы управления, центрами ответственности, обеспечивать ресурсами согласно планам и графикам, измерять и оценивать результативность и эффективность использования ресурсов, собирать и обрабатывать информацию, оперативно принимать решения, стимулировать достижения.
Преимущества ресурсной бизнес-модели:
Инструмент для принятия решений с позиции — «смотря вперед», а не «оглядываясь назад».
Комплексное и системное формирование ресурсной базы под стратегию и систему управления реализацией стратегии, а не хаотичных запросов подразделений.
Ориентация на доходность ресурсов, их ценность для бизнеса, а не только на стоимость ресурсов (эффективность использования ресурсов).
4) Рациональность распределения ресурсов между бизнес- процессами для сбалансированности стратегического развития пред приятия.
Контроль достаточности необходимых ресурсов для выполнения поставленных стратегических задач.
Эффективно функционирующая ресурсная бизнес-модель поддерживает «иммунную систему бизнеса», которая противодействует Дезорганизации деятельности и негативным изменениям во внешней сРеде.
207
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия