2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
При описании бизнес-процессов на этапе описания деятельности «как есть» получается большое количество работ. Для того, что бы повысить эффективность обработки большого количества информации, работы нужно правильно структурировать. Для этого бизнес-процессы, существующие на предприятии делят на четыре группы, каждая из которых обладает своими отличительными особенностями (рис. 2.9):
Основные бизнес-процессы — генерируют доходы предприятия;
Обеспечивающие бизнес-процессы — поддерживают инфраструктуру предприятия,
Бизнес-процессы управления — управляют предприятием,
• Бизнес-процессы развития — развивают предприятие. Данный подход классификации бизнес-процессов является одним
из часто используемых на практике.
Основные бизнес-процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). В качестве схемы для выделения Основных бизнес-процессов можно использовать схему жизненного цикла продукции рис. 2.10.
50
В зависимости от особенностей конкретного предприятия выбираются те бизнес-процессы, которые существуют на любом предприятии. При этом целесообразно соблюдать следующие правила:
Правило 1. Данный перечень бизнес-процессов не является обязательным и полным, названия процессов в конкретных организациях могут не совпадать с приведенными на данном рисунке, процессы можно объединять и исключать в зависимости от целей и особенностей конкретной организации. В данном случае важна суть дела: через Основные бизнес-процессов проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты (маркетинг, проект, входящие материалы и др.).
Правило 2. Основных бизнес-процессов должно быть не более чем 7±2. Эта цифра исходит из того, что высший руководитель, как любой человек, не может эффективно руководить и воспринимать информацию от большего количества основных направлений деятельности.
51
Правило 3. При выделении бизнес-процессов необходимо назначать лиц, ответственных за их результативность (Хозяев процессов). Каждый бизнес-процессов должен иметь только одного Хозяина.
Правило 4. Чтобы Хозяин мог влиять на ход бизнес-процессов и его результаты, ему должны быть выделены все необходимые ресурсы и полномочия и установлены показатели эффективности бизнес-процессов, адекватно отражающие ход бизнес-процессов. По этим показателям (в том числе экономическим) Хозяин должен регулярно отчитываться перед высшим руководителем о результатах своей деятельности.
Кроме основных бизнес-процессов на предприятии существуют Обеспечивающие (вспомогательные) бизнес-процессы. Эти бизнес-процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных бизнес-процессов. К таким бизнес-процессам относятся: процесс подготовки, обучения и аттестации персонала, процесс управления документацией, который устанавливает порядок разработки, утверждения и ведения документации, регламентирующей деятельность организации и ее отдельных подразделений и обеспечивает эффективную работу всех бизнес-процессов.
Обеспечивающие бизнес-процессы обеспечивают работу основных Процессов (сервисное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами и производственной средой, обеспечение работы офиса, информационное обеспечение, обеспечение финансовой поддержки, управление окружающей средой, PR-деятельность и связь с общественностью и т.д.). При выделении вспомогательных бизнес-процессов действуют аналогичные правила:
Правило 1. Деятельность и персонал вспомогательных бизнес-процессов не работают с продукцией, составляющей цель деятельности предприятия напрямую, а обеспечивают работу основных бизнес-процессов.
Правило 2. Количество вспомогательных бизнес-процессов не должно быть более, чем 5±2. В ином случае высший руководитель теряет управление организацией по той же самой причине.
Правило 3 и Правило 4. Такие же, как для основных бизнес-процессов.
Третья группа бизнес-процессов это процессы управления. Бизнес-процессы управления являются также обеспечивающими. Дан-
52
ные бизнес-процессы позволяют управлять предприятием, обеспечивая его выживание, конкурентоспособность и развитие.
К группе управленческих бизнес-процессов относят следующие бизнес-процессы
• Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие предприятия и регулируют его текущую деятельность.
. Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью предприятия.
Отличительными особенностями бизнес- процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. (Например, бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление маркетингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «управление персоналом» — объектом «Персонал» и т.д. (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Характеристики бизнес-процессов управления
Определения | Отличительные особенности |
• Бизнес-процессы, которые | • Имеют типовую внутреннюю структуру: |
обеспечивают выживание, кон- | - Планирование; |
курентоспособность и развитие | - Организация; |
предприятия, регулируют его те- | - Учет; |
кущую деятельность; | - Контроль; |
• Бизнес-процессы, прямой це- | - Регулирование. |
лью которых является управле- | • Различие между бизнес-процессами |
ние деятельностью предприятия. | управления определяется спецификой |
| объектов управления, которыми процесс |
| управляет: |
| - «Стратегия»; |
| - «Деньги»; |
| - «Персонал»; |
| - «Потребитель»; |
| - «Товарный запас»; |
| - «Активы»; |
| - и т.д. |
Типовая структура бизнес-процессов управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из следующих этапов:
53
• Этап 1. «Планирование». На данной этапе собирается информа ция, проводится ее анализ и разрабатывается план действий.
. Этап 2. «Организация». После разработки плана необходимо обеспечить его реализацию — довести мероприятия до сотрудников, обеспечить сотрудников необходимыми для реализации плана ресурсами.
• Этап 3. «Учет». По истечении установленного периода необхо димо собрать фактическую информацию о выполнении запланиро ванных работ и достигнутых результатов.
. Этап 4. «Контроль». После проведения учета план сопоставляется с фактической информацией и проводится анализ отклонений.
«Этап 5. «Регулирование». На последнем этапе принимается решение о последующих действиях — корректировки плана.
Рис. 2.11 — Перечень бизнес-процессов управления
Учитывая идентичную структуру и общность бизнес-процессов управления для наиболее распространенных процессов, разработаны и эффективно применяются их типовые описания. Использование типовых схем процессов позволяет значительно ускорить, облегчить и повысить качество работ по описанию управленческой деятельности.
54
Для этого необходимо принять за основу типовые описания, содержащие максимально возможный набор функций, сравнить с существующей деятельностью предприятия и методом вычеркивания составить описание управленческих бизнес-процессов предприятия «как есть». Использование типовых описаний также позволяет показать, каких функций и бизнес-процессов на предприятии не хватает для того, что бы перевести предприятие в более оптимальное состояние «как надо».
Развивающиеся бизнес-процессы — это процессы, позволяющие создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном бизнес-процессах на новом уровне показателей. К этой группе относят следующие бизнес-процессы:
. Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе.
. Бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности предприятия.
Например: разработка продукции и развитие поставщика.
Бизнес-процессы развития представляют инвестиционные виды деятельности, где усилия прикладываются сегодня, а результаты получаются по истечении определенного периода (табл. 2.2).
Таблииа 2.2
Характеристики бизнес-процессов развития
Определения | Отличительные особенности |
• Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в дол госрочной перспективе; • Бизнес-процессы, целью которых является совершенствование и разви тие деятельности предприятия. | • На 80% представляют проекты — процессы, которые выполняются один раз; • Требуют иных техник управления, которые называют технологиями уп равления проектами; • Предъявляют иные требования к проектному управлению в отличие от требований к операционному управле нию. |
Отличительной особенностью бизнес-процессов развития является то, что они на 80% представляют из себя проектную деятельность (проект — это процесс, который реализуется один раз, после
55
чего он завершает свое существование. Ему на смену возникает новый проект и эта ситуация повторяется многократно). Бизнес-процессы развития — это на 80% проекты, а проекты требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами. Соответственно проекты предъявляют другие требования к сотрудникам компании, которые ими управляют и участвуют в их реализации.
При выделении сети бизнес-процессов нужно выбирать такой уровень детализации, при котором количество выделенных бизнес-процессов не будет превышать 20. Для больших и сложных бизнесов этот норматив удваивается и равняется 40. После построения дерева бизнес-процессов каждый бизнес-процесс детализируется далее на работы, из которых он состоит. Этот шаг называют описанием бизнес-процессов.
Глубина описания бизнес-процесса зависит от цели и в каждом конкретном случае индивидуальна. Тем не менее, в проектах по описанию бизнес-процессов учитываются стандартные цели и стандартные критерии определения глубины описания бизнес-процессов. В общем случае процесс нужно декомпозировать до тех пор, пока не будет разграничена ответственность между конкретными сотрудниками предприятия. По достижении этого уровня необходимо остановиться.
Пример выделения бизнес-процессов предприятия приведен на рис. 2.12.
Данная сеть бизнес-процессов не является универсальной, возможны варианты, параллельного выполнения части бизнес-процессов.
В условиях обостряющейся конкуренции основные резервы повышения эффективности бизнес-систем находятся внутри их самих, поскольку цена ресурсов на входе и продукции на выходе колеблется, как правило, в незначительном диапазоне, что особенно заметно на рынке потребительских товаров. Поэтому активная работа по описанию корпоративной сети бизнес-процессов, их регламентации, аудиту и проектированию является объективной необходимостью.
56
решение определенной проблемы;
достижение какой либо цели.
Исходя из этого, используют принципы выделения бизнес-процессов под свои проблемные зоны или для достижения поставленных целей.
Принцип выделения процессов под проблемные зоны предусматривает, что предприятие идентифицирует свои проблемные зоны и соотносит их с видами деятельности, в которых могут возникать данные проблемы.
Принцип выделения процессов под цели предприятия предусматривает, что предприятие определит виды деятельности, которые вносят наиболее существенный вклад в достижение поставленных целей.
■ ■ ■ Деятельность, в которой возникают проблемы вша іДеятельность, вносящая существенный вклад в достижение целей Рис. 2.13 —Идентификация (выделение) бизнес-процессов 58
Указание основных функций необходимо для понимания сущности бизнес-процесса, поскольку одного наименования бизнес-процесса недостаточно, и могут возникнуть противоречивые представления.
Пример: предположим, что бизнес-процесс имеет название «Управление договорами», при этом возникает вопрос: будет пи данный бизнес-процесс включать в себя рассылку договоров и контроль исполнения договорных обязательств или ограничится согласованием и подписанием таковых? Выделяя основные функции бизнес-процесса, преследуется еще одна цель, связанная с определением границ процесса и его владельца.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия