logo
9 сем

5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия

Бизнес (от фр. «вспомогательное средство») — это целена­правленная деятельность по преобразованию экономических ресур­сов в достижения бизнес-целей (товар, доходы, прибыль).

Сущность ресурсов раскрывается через многообразие дефиниций в которых они выступают:

Ресурсы — источник энергии любого бизнеса, основной фактор деятельности предприятия.

Ресурсы — движущие силы любой деятельности, в том числе бизнеса, призванные при правильном сочетании элементов и их уме­лом взаимодействии обеспечить эффективное получение результатов.

Ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых результатов.

Ресурсы — главные производительные силы, которые формиру­ют финансовые, рыночные, социальные результаты деятельности.

194

Ресурсы — это система, которая превращает цель в результаты, результат достигается через синтез целенаправленного воздействия кадровых ресурсов (труда) на овеществленные ресурсы (материаль­ные, финансовые и другие) в ходе бизнес — процессов.

Ресурсы — это исходные данные для производственного процес­са предприятия, такие как финансы, оборудование, умения индивиду­альных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, люд­ской капитал и организационный капитал.

С экономической точки зрения ресурсы — денежные средства, запасы, имущество, кадры, компетенции и другие возможности осу­ществления бизнес — деятельности.

Ресурсы — совокупность средств, которые необходимы и могут быть использованы в бизнес-процессах предприятия: основных, обеспечивающих, управленческих. Они являются источниками и предпосылками достижения бизнес- целей, составными элементами, которые превращают возможности в реальные результаты.

Таблица 5. J Виды и состав ресурсов предприятия

Вид ресурса

Состав

1

о

1. Материальные ре­сурсы

1.1. Сырье.

1.2. Материалы.

1.3. Технологические услуги со стороны.

1.4. Комплектующие.

1.5. Покупные товары со стороны.

2. Нематериальные ресурсы

2.1. Лицензии, патенты и другие права.

2.2. Бренд.

2.3. Ноу-хау, инновации.

2.4. Программные средства.

3. Кадровые ресурсы.

3.1. Лидеры с предпринимательскими способностями.

3.2. Квалифицированные сотрудники.

3.3. Компетенции (знания, умения, навыки).

3.4. Команда.

3.5. Приемы и методы труда.

3.6. Коммуникации сотрудников с внешними контрагента­ ми

4. Производственно — технические ре­сурсы

4.1. Земля.

4.2. Природные ресурсы.

4.3. Здания, сооружения.

4.4. Средства производства.

4.5. Инфраструктура.

4.6. Производственные технологии

195

Продолжение таблицы

1

2 1

5. Финансовые ре­сурсы

5.1. Собственный капитал.

5.2. Заемный капитал.

5.3. Денежные средства.

5.4. Отложенные платежи.

5.5. Гудвилл.

6. Информационные ресурсы

6.1. Источники информации.

6.2. Информация по потребителям, рынку, производству, сбыту.

6.3. Отраслевая информация.

6.4. Базы данных.

6.5. Способы и методы обработки информации.

6.6. Средства обработки информации

7. Коммерческие ре­сурсы

7.1. Связи с покупателями.

7.2. Связи с поставщиками.

7.3. Связи с партнерами.

7.4. Сбытовые сети.

7.5. Торговые марки.

7.6. Рекламные технологии

8. Организационно — управленческие ре­сурсы

8.1. Стратегия.

8.2. Система управления реализацией стратегии.

8.3. Организация бизнес — процессов.

8.4. Организационная структура.

8.5. Организационные процедуры.

8.6. Управленческая инфраструктура.

8.7. Управленческая информация.

8.8. Управленческие технологии.

8.9. Система снабжения.

8.10. Система планирования, распределения ресурсов.

8.11. Система контроля.

8.12. Система измерения и оценки (показателей).

8.13. Система мотивации

9. Административ­ные ресурсы

9.1. Связи в государственных и местных органах власти.

9.2. Выполнение государственных заказов.

9.3. Участие в бизнесе государственных структур.

10. Ресурсы времени

10.1. Временные горизонты для принятия и исполнения ре­ шений.

10.2. Оперативность в принятии решений.

10.3. Трудоемкость операций

11. Другие необходи­мые ресурсы в зави­симости от особенно­стей предприятия

196

Состав и классификация ресурсов являются базой для формиро­вания системы ресурсов конкретного бизнеса.

Таблица 5.2 Классификация ресурсов предприятия

Признак классификации

Вид ресурса

По влиянию на продукт

■ прямые;

■ косвенные

По влиянию на объемы про­изводства

■ переменные;

■ постоянные

По отношению к роли в дея­тельности

■ производственные;

■ коммерческие;

■ управленческие.

По времени

■ долгосрочного использования;

■ краткосрочного использования;

■ потребляемые сразу.

По восстанавливаемости

■ возобновляемые; ■невознобляемые

По финансовой роли

■ активные;

■ пассивные

По продуктам

■ ресурсы на продукт 1;

■ ресурсы на продукт 2;

■ ресурсы на управление.

По стоимости

■ накапливаемые {земля, компетенции и другие);

■ ненакапливаемые (потребляемые в про­ цессе деятельности)

Состав необходимых ресурсов уникален для каждого конкретного предприятия.

Ресурсы решают следующие задачи:

Особенности ресурсов для бизнеса:

197

  1. Потребности в ресурсах всегда безграничны в желаниях, но в силу добываемое™, созидаемости, платности и прочего, ресурсы в реальности всегда ограничены. Поэтому привлечение ограниченных ресурсов и эффективное их использование является проявление предпринимательской способности.

  2. Привлечение некоторых видов ресурсов происходит на рынках ресурсов: труда, капитала и т.д. Предприятия вынуждены вести кон­курентную борьбу за привлечение ресурсов.

  3. Ресурсы обладают свойствами: мобильностью, взаимозаменяе­мостью (альтернативностью), комбинированностью, комплексно­стью.

  4. Стоимость ресурсов часто определяется не ценами на ресурсы, а стоимостью того от чего приходится отказаться, чтобы их приобре­сти (альтернативная стоимость). При выборе альтернативной стоимо­сти принимают наилучшую из упущенных возможностей. Следует учитывать возможную разницу в подходах к оценке стоимости между производителем (может исходить только из затрат) и покупателем (может исходить только из альтернативной стоимости).

5) В отношении ресурсов действует закон убывающей отдачи (производительности) ресурсов во времени.