3.2. Нотации создания бизнес процессов
Модель — это отображение, какого либо процесса, создаваемое для решения задач. Для создания моделей используются специализированные языки, такие как графика, схемы, таблицы или текстовые описание и называются «нотацией» описания бизнес процесса.
Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели. Для каждого объекта и связей характерны ряд параметров (атрибутов) отражающих определенные характеристики реального объекта (номер объекта, название, описание, длительность выполнения (для функций), стоимость и др.).
Модель бизнес-процесса — прикладное представление (в заданной нотации) исполняемых предприятием работ.
В практике деятельности предприятий применяются модели разной направленности:
модель бизнес-процессов верхнего уровня — агрегированная, наиболее общая модель бизнес-процесса предприятия;
модель бизнес-процесса алгоритмическая, отражающая состав и логику выполнения предприятием работ при его реализации;
модель бизнес-процесса потоковая, отражающая материальные, финансовые и информационные потоки объектов;
модель бизнес-процесса функциональная, отражающая функциональный состав бизнес-процесса, закрепление функций процесса за исполнителями.
В современных условиях модели стали рассматриваться как новый вид регламентационных документов. В тех случаях, когда модель разрабатывается с помощью специальной программы, ее применяют как электронный регламент. А в части применения подобных моделей стала развиваться специальная методология — бизнес-инжиниринг.
Формы описания бизнес-процесса:
текстовая;
табличная;
алгоритмическая.
Для детализации процесса текстовое описание дополняется описанием в виде таблицы или алгоритмической схемы.
88
Применение табличной формы (рис.3.2) делает описание процесса четким и упрощает его восприятие. Каждый параметр процесса отражается в отведенном столбце таблицы, а не «размывается» в тексте.
Описание бизнес-процесса | Ответственный исполнитель | Входная информация | Срок исполнения | Исходящая документация результат | Потребитель результата бизнес-процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
♦ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.2. Пример табличного представления бизнес-процесса
89
Использование алгоритмических схем (рис. 3.3; 3.4) целесообразно в случаях, когда последовательность выполнения бизнес-процесса (подпроцессов, процедур) допускает вариантность исполнения (последовательное выполнение сочетается с параллельным, ветвление процесса и т. д.). Алгоритмические схемы призваны отобразить логическую связь процессов, к тому же они более наглядные и «читаемые».
Использовать исключительно одну форму — текстовую, табличную или алгоритмическую — нецелесообразно. Текстовая форма не столь наглядная и не структурированная, в табличной трудно отразить логическую и временную взаимосвязь процессов и поэтому трудно обойтись без алгоритмической схемы.
Если применять только алгоритмическую схему, на ней необходимо будет указать все существенные параметры процесса — исполнителей, входы, выходы, поставщиков, клиентов и т. д. В результате схема получится громоздкой и «трудночитаемой», что снизит ее практическую ценность.
Для составления алгоритмических схем используют специальные графические элементы (рис. 3.5), совокупность которых определяет нотацию моделирования. Наиболее популярными для описания бизнес-процессов являются: алгоритмическая блок-схема, Basic Flowchart, Cross-Functional Flowchart, Event-driven Process Chain,
90
IDEFO, 1DEF3, Data Flow Diagrams, Work Flow Diagram. Выбор нотации моделирования зависит от его целей и от программного продукта, применяемого для этого. Обычно используют 3^1 и более нотаций.
Наиболее распространенные нотации детализации (способы описания бизнес-процессов) — это представление процессов как алгоритмов в виде блок-схем и описание процесса в виде потока объектов. Под потоком объектов понимается информация, документы, другие ресурсы.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия