logo
9 сем

8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели

Для построения компетентностой бизнес-модели для сравнения комбинаций двух факторов на первом этапе определяется ключевой фактор исследования X») или отдельный бизнес-процесс N») и основные параметры (Р), его характеризующие. В приведенной методике использован подход, основываю­щийся на исследовании ключевого фактора исследования «X». Формирование компетентностной бизнес-модели отдельного бизнес-процесса «N» осуществляется анало­гично. На втором этапе определяется перечень свойств (S), ресурсов (R) и компетенций (К), влияющие на формирование фактора «X».

На третьем этапе осуществляется ранжирование каждого эле­мента матрицы по степени важности для предприятия.

313

3)6

Проведенное ранжирование позволяет сделать однозначный вывод о значимости компетенций предприятия при формировании фактора «X» (управления бизнес-прогрессом «N»).

Данные проведенного анализа служат основой для формирования стратегического плана и основываются на принципе обратной логи­ки: находятся носители ключевой и важнейших компетенций, иден­тифицируются способности (бизнес-процессы) и ресурсы, которыми они управляют. Дальнейшее развитие бизнеса строится с і\елью под­держки и развития именно этих и непосредственно связанных с ними

элементов. Результатом анализа является не только вывод об эф­фективности текущей конфигурации бизнес-системы с точки зрения формирования эффективной системы управления тем или иным эко­номическим показателем «X», но и однозначное определение точки максимально эффективного приложения усилий и ресурсов.

Данный подход к формированию бизнес-модели предприятия позволяет более эффективно обосновывать бизнес-процессы, на ос­нове управления конкретным экономическим показателем, а также в целом повышать эффективность функционирования предприятия в трансформационных условиях рыночной экономики. Эффективность использования данного подхода к формированию бизнес-модели определяется как рациональностью использования имеющихся у

320

предприятия ресурсов так иорганизацией оптимального ресурсного обеспечения и выбора поставщиков продукции.

Пример формирования компетентностной («3D») бизнес-модели управления издержками обращения приведен в приложении Р.

' «30»-бизнес-модель предприятия формируется исходя имеющихся

321

уникальных ресурсов, а также из так называемых «невидимых» элемен­тов: способностей, возможностей и компетенций предприятия, в сово­купности формирующих в совокупности формируют ядро бизнес-модели.

  1. Гарет Роберте Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетен­циях [Текст] / Recruitment and Selection Серия: Практические ру­ководства // Изд-во: Гиппо, 2010. — 288 с.

  2. Ефремов B.C., Ханыков И.А. Клю­чевая компетенция организации как объект стратегического анализа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.management.com.ua>.

  1. Миллс Роджер. Компетенции: Карманный справочник [Текст] / Т. Пташная (пер.с англ.). — М. : HIPPO, 2004. — 125с. : ил. — (Се­рия «Карманные справочники»). — Библиогр.: с. 124.

  2. Уорд Питер. Метод 360 градусов [Текст]. Серия: Developing Prac­tice: Изд-во: Hippo Publishing LTD, 2006, — 352 с.

  3. Прахалад К. Ключевые компетенции корпорации [Текст]. / К. Прахалад, Г. Хамел //Вестник СПбГУ. Сер. 8 : Менеджмент. -2003. — Вып. 3. — С. 18-46.

  4. Стив Уиддет &атр; Сара Холлифорд Руководство по компетен­циям [Текст]. The Competencies Handbook Серия: Developing Prac­tice// Изд-во: Гиппо, 2008 г. — с. 240

322

7. Управління витратами обігу торговельних підприємств на основі компетентнісного підходу [Текст] : монографія / Л. В. Фролова, О. С Кравченко. — Донецьк : Вебер, Донецька філ., 2009. — 223 с.

g. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рын­ков завтрашнего дня [Текст]. — Пер. с англ. (1994) — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес» , 2002.- 288 с.

9. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д.. Стратегическая гиб­кость [Текст] / Л. Круглов-Морозов (пер.с англ.). — СПб. : Питер, 2005. —381с.

Ю.Чарльз Вудраф. Центры развития и оценки. Определение и оцен­ка компетенций [Текст] /Development and Assessment Centres: Identifying and Assessing Competence Серия: Developing Practice //Изд-во: Гиппо, 2005. — 384 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ 1. Обоснуйте сущность компетентност- ВОПРОСЫ: ной («3D») бизнес-модели предприятия.

  1. Назовите и охарактеризуйте основные элементы компетентностной («3D») бизнес-модели предприятия.

  2. В чем заключаются основные отличия терминов «компетентность» и «компе­тенции»?

  3. Охарактеризуйте состав компетенции .

  4. Перечислите особенности стандартной компетенции.

  1. В чем состоит отличие между компетенциями предприятия и персональными компетенциями?

  2. Раскройте свойства ключевой компетенции предприятия.

  3. Охарактеризуйте внутренние условия функционирования предпри­ятия.

  4. Обоснуйте сущность «3D» бизнес-модели.

Щ Перечислите главные отличительные признаки основных элемен­тов, составляющих ядро «3D» бизнес-модели.

П. Обоснуйте основные отличия способностей от возвожностей.

12- Что представляют соборйресурсы?

13. Назовите основные этапы формирования компетентностной («3D») бизнес-модели.

323

1. Верно ли утверждение: эффектив­ность использования ключевых компе­тенций влияет на уровень эффектив­ности предприятия?

а) Да;

б) Нет.

2. Что не относится к важнейшим свойствам ключевых компе­ тенций?

а) добавляет ценность конечному продукту;

б) трудно поддается имитации;

в) имеет краткосрочный характер;

г) присуща определенной совокупности ресурсов и способностей.

3. Дополните рисунок:

а) способности;

б) ценности;

в) компетенции;

г) возможности.

4. К ключевым компетенциям предприятия можно отнести:

а) мониторинг рынка;

б) умение организовывать торговый процесс;

в) канал распространения продукции;

г) все ответы верны.

324

5. Верно ли утверждение: «ключевая компетенция предприятия изначально аналогична с конкурентами, а только со временем пе­рерастает в долговременный актив предприятия»?

а) Да;

б) Нет.

в. Кто впервые определил понятие ключевой компетенции?

а) Джейн Барни;

б) Шухард-Деминг;

в) К. Прахалад и Г. Хэмел;

г) Каору Ишикава.

7. Верно ли утверждение: увеличение добавочной потребитель­ ной стоимости за счет развития ключевой компетенции явля­ ется основанием для получения устойчивого конкурентного пре­ имущества?

а) Да;

б) Нет.

8. Верно ли утверждение: ключевая компетенция при благопри­ ятных условиях функционирования может быть скопирована с одного предприятия на другое?

а) Да;

б) Нет.

9. Добавьте группы парных отношений, по которым определяет­ ся взаимосвязь между факторами «3-D модели»?

а) ресурсы — способности;

б) ресурсы — показатель «X»; в)

ПРАКТИЧЕСКИЕ Задание 8.1. Построить компетент- ЗАДАНИЯ: постную («3D») бизнес-модель управле-

ния фактором «Х»( или бизнес-процессом «N»). Для этого:

1. Определить перечень ресурсов, влияю­щих на формирование фактора «X» или 325

используемых для выполнения бизнес-процесса «N».

  1. Определить перечень возможностей предприятия влияющих на фактор «X» (бизнес-процесс «N»).

  2. Выявить способности предприятия, влияющие фактор «X» (организацию биз­нес-процесса «N»).

4. Установить компетенции предприятия, обуславливающие фор­мирование фактора «X» (определяющие выполнение бизнес-процесса «N»).

6. Провести анапиз и осуществить ранжирование компетенций при управлении фактором «X» (бизнес-процессом «N»). 6. Сформулировать выводы.

326

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРИМЕРЫ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица А. 1 Эволюция бизнес-моделей предприятия

Период

Название бизнес-модели

Особенности

1

2

3

начало

20-го

столетия

модель «хранителя

магазина» (the shop

keeper model)

Открытие магазина там, где находятся по-тенциачьные клиенты

модель «приманки и крюка»(«модель бритв и лезвий» или «мо­дель, привязываю­щей к продуктам»)

Производство и реализация товаров, обяза­тельно предусматривающих дополнительного приобретения сопутствующих товаров. (Например: бритва (приманка) и лезвия (крюк): сотовые телефоны (приманка) и вре­мя трафика (крюк): компьютерные принтеры (приманка) и катриджи к ним (крюк): каме­ры (приманка) и печать фотографий (крюк)

1950-1959

McDonald's

«Быстрое обеспечение горячей вкусной едой в чистом ресторане за доступную плату»

Toyota

Организация производственного процесса и. как следствие, повышение качества произво­димой продукции на основе внедрения систе­мы «Канбан»

1960-1969

Wal-Mart

Wal-Martкрупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (состоянием на 2010 год) 8838 магазинов в 15 странах. В их чис­лекак гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промыш­ленные товары. Стратегия Wal-Mart включа­ет в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены. Основные конкуренты Wal-Mart на розничном рынке США сети Ноте Depot, Kroger, Sears Holdings Corporation. Costco и Target.

Wal-Mart является лидером по внедрению технологий, связанных с использованием в торговле RFID-меток (метод автоматичес­ кой идентификации объектов, в котором по­ средством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RF1D- метках.)

328

329

Продолжение таблицы АЛ

1

2

5

более чем 375 пунктов назначения почти во всех странах мира. Компания начала коммер­ческие перевозки 17 апреля 1973 года с 14 са­молётами Dassault Falcon 20, выполнявшими полёты между 25 городами США. Federal Express установила первые собственные ящи­ки для корреспонденции в 1975 году, которые позволили заказчикам отправлять посылки без визита в местные офисы компании. В 1976 году компания стала приносить прибыль с ежедневным объёмом перевозок 19000 предметов.

Toys R Us

Toys R Us один из крупнейших в мире ри-тейлеров по продаже игрушек и товаров для детей с оборотом в 2011 финансовом году $13,8 млрд. Сейчас сеть вюіючает более 840 магазинов в США и более 700 магазинов в 34 других странах мира.

1980-1989

Home Depot

The Home Depot американская торговая сеть, являющаяся крупнейшей на планете по продаже инструментов для ремонта и стройматериалов. Штаб-квартира компании находится в Винингсе (штат Джорджия). В компании работают 355 тыс. сотрудников. Сеть оперирует 2144 магазинами в США, Ка­наде, Мексике и Китае.

The Home Depot является вторым крупней­шим розничным ритейлером в США после Wal-Mart и третьим на планете после Wal-Mart и французской сети Carrefour.

Intel

Intelкрупнейший в мире производитель микропроцессоров, занимающий на 2008 год 75 % этого рынка[4]. Основные покупатели продукции компаниипроизводители персо­ нальных компьютеров Dell U Hewlett-Packard. Помимо микропроцессоров, Intel выпускает полупроводниковые компоненты для промыш­ ленного и сетевого оборудования. В 1990-е компания стала крупнейшим произ­ водителем процессоров для персональных компьютеров. Серии процессоров Pentium и Celeron до сих пор являются самыми распро­ странёнными. Intel

330

Продолжение таблицы АЛ

1

2

3

внесла существенный вклад в развитие ком­пьютерной техники.

Dell Computer

Американская компания Dell Computer Corporation является признанным лидером в области производства и прямых поставок высококачественных персональных компью­теров (ПК). Марка DELL в индустрии ПК се­годня заслуженно считается одной из наибо­лее престижных. Основанная в 1984 году в г. Остин, штат Техас, корпорация DELL явля­ется сегодня одной из наиболее быстро про­грессирующих компьютерных компаний мира. Входя в престижный рейтинг 500 крупнейших корпораций США (FORTUNE 500), DELL также занимает первое место среди наибо­лее быстро развивающихся американских компаний.

Dell разработал для себя три золотых прави­ла:

1. Никаких запасов продукции.

2. Считаться с мнением покупателя.

3. Все продажи вести на прямую с покупате­ лем.

1990-2000

Southwest Airlines

Southwest Airlines американская авиакомпа­ния, основанная в 1971 году. Southwest Airlines крупнейшая авиакомпания в США и мире по количеству перевезенных пассажиров (1-е место в США и в мире)[2]. Компания ба­зируется в Далласе и эксплуатирует только Боинги-737. Флот компании состоит из 547 самолетов Боинг-737 различных модифика­ций, которые совершают более 3100 полетов в день

Авиакомпания Southwest Airlines пионер в области снижения издержек в отрасли, единственный авиаперевозчик США, остаю­щийся прибыльным в течение 25 лет. Она пример для многих руководителей, которые стремятся достичь высоких уровней произво­дительности и степени удовлетворения за­просов потребителей. Заюг успеха Southwest Airlines энтузиазм ее сотрудников. Стра­тегическая цель компании была сформулиро­вана как

331

332

333

334

Продолжение таблицы А.1

2

3

my и льготные условия покупки акций за со­хранение коммерческой тайны; недоступ­ность исходных кодов для пользователей. Предоставление пользователям бесплатной технической поддержки.

dol-coms

Бизнес-модель целиком основывалась на ра­боте в рамках сети Интернет. Название про-изогило от английского «dot-com» («точка-сот») домена верхнего уровня .сот, в кото­ром зарегистрированы преимущественно предприятия. Характерные особенности БМ:

- низкая стоимость привлечения заёмного и инвестиционного капитала для любых проек­ тов, связанных с интернетом.

- возникновение огромного количества фирм, которые, используя «Интернет» в качестве магического заклинания, легко получали зна­ чительные инвестиции от традиционных фи­ нансовых институтов.

Google

Глобальная Сеть, одно из самых замечатель­ных изобретений человечества, уже давно воспринимается обывателями как некий еди­ный объект, Всемирный Разум и Большая Эн­циклопедия в одном цифровом тюбике. Но на самом деле Интернет, конечно же, разнолик: все его черты, хорошие и плохие это лишь отражение жизни огромного множества се­тевых проектов: популярных и не слишком, обновляющихся и не часто, удачных и не очень,

Основной принцип деятельности привлечь пользователей простотой, скоростью и реле­вантностью поиска, а затем удержать их с помощью новых дополнительных сервисов. Это позволяет «заработать на себе» привле­кая много партнеров. Об этом свидетель­ствуют финансовые показатели Google,: зна­чительную часть дохода обеспечивают партнерские сайты.

IKEA

Считается, что в квартире каждой западно­европейской семьи есть хотя бы одна вещь с логотипом IKEA. Это совсем не обязательно мебель. Какой-нибудь аксессуар,

335

336

Продолжение таблицы А.1

1

2

3

материалов, их оптовой закупки для всей пла­нируемой к выпуску партии, включает все процессы изготовления изделий почти все­гда серийные и поточные, с максимальной оптимизацией и автоматизацией технологи­ческих операций. Наконец, она завершается уже в магазинах IKEA, где повсеместно рас­пространена практика «складов самообслу­живания», из которых покупатели самосто­ятельно забирают разобранную и упакованную в плоские коробки мебель.

337

338

Продолжение таблицы А.2

1

2

Pay With aTweet

Бизнес-модель PavWithaTweet основана на том. что по­пулярные пользователи социальных сетей могут зарабаты­вать на том, что они делают целый день абсолютно бес­платно. Созданная годами активности в социальных сетях ценность их аккаунтов может быть конвертирована в день­ги. Проще говоря, посетители могут совершать покупки бесплатно — в обмен на размещение в своем твиттере или фейсбуке информации об этом товаре.

Эта социальная платежная система использует вирус­ный эффект, который потом отразится на репутации того, кто его запустил. Впоследствии это можно будет исполь­зовать как добавочную ценность при продаже других про­дуктов.

Humblebundle

Разработчик инди-игр Wolfire Games предложил поль­зователям самим решать, какую цену они готовы заплатить за видео игр, и запустил сайт Humblebundle. на котором юзеры могли приобрести целый пакет игр и отдать за него столько, сколько они считают разумным. Более того, со­здатели сайта пообещали открыть исходный код своих продуктов, если заработают на этом хотя бы 1 миллион долларов. Пользователи могли сами решить, кому из раз­работчиков игр, входящих в пакет, какую сумму они хотят отдать — при этом было заранее объявлено, что часть де­нег уйдет на благотворительность. Humblebundle предо­ставлял покупателям четкую смету — как распределяются деньги между партнерами и организаторами. Предложения были открыты всего по несколько дней — однако общая сумма собранных денег превысила 3 миллиона долларов.

Возможность

ПОКУПОК ВНУТРИ

приложений для iPhone и iPad

Пик скачивании бесплатных приложений с возможно­стью покупки контента внутри пришелся на 2010 год. 6 из 10 приложений для iPhone теперь можно загрузить, не пла­тя ни цента, — прибыль достигается от продаж внутри приложений. Пользователи платят за новые уровни в бес­платных играх, новые объективы в камерах или новые вы­пуски журнала, скачав первый безвозмездно. Таким обра­зом, валовая прибыль от продаж дополнительныхвозможностей внутри предложений стала достигать 80% и превысила прибыль от продаж самих приложений, внутри которых нет необходимости что-то покупать.

339

Продолжение таблицы А.2

1

2

Ouirkv

Сайт предлагает любому изобретателю или дизайнеру воплотить его идею в жизнь — для этого нужно заплатить $99 за аккаунт на Quirky.com. За эти деньги изобретатели получают возможность представить свою идею на сайте — тот продукт, который получит больше всего голосов поль­зователей, желающих его приобрести, попадет к дизайне­рам, разработчикам — а затем и в производство. Создан­ные продукты сайт затем продает, а доходы отдеятельности онлайн-магазина распределяются между со­обществом. 30% прибыли получает сайт, 30% — авторидеи, и еще 30% пропорционально разделяются между так называемымиinfluencers— обычными пользователями,чьи комментарии повлияли на вид и качество итогового продукта.

AirBnb

AirBnb — это сервис, которые помогает путешествен­никам найти в других странах людей, у которых они могли бы остановиться на ночь за адекватную цену, а также сдать свое собственное жилье на время отпуска. Платформа поз­воляет: как искать готовые предложения, так и размещать информацию о сдаче помещения в аренду. Можно найти место с соседями, или отдельную комнату, или даже оста­новиться в одиночку в целом доме — все зависит от цены, которую пользователи готовы заплатить. Сайт берет ко­миссию в 12% от стоимости любой сделки, что позволяет и арендаторам, и арендодателям пользоваться услугами сер­виса бесплатно.

Kickstarter

Kickstarter предлагает пользователям скинуться на во­площение идеи, которую они сами могут выдвинуть.Съемка фильма, организация выставки или вечеринки — если посетителю портала нравится идея, сервис предлагает ему возможность поддержать ее деньгами. Таким образом, группа может выпустить альбом, художник — выставиться в галерее, а промоутер — привезти в город любимый кол­лектив. На сайте устанавливается временной лимит, на протяжении которого средства нужно успеть собрать — и если сумма на протяжении этого времени накоплена небудет, то все деньги вернутся пользователям. Контрибью-торы же за участие в реализации того или иного проекта получают определенные бонусы от его создателей: право первым послушать записанный альбом или получить вер­сию диска с автографом. За 20 долларов можно купить се­бе место в вечности: имя пользователя будет указано втитрах организованного на его леньги проекта. Kickstarter же забирает свои 5% от общей суммы вложений.

340