2.1. Эволюция организации бизнеса
Данные условия функционирования предприятия обусловили необходимость осознания того, что оно должно быть клиенто-ориентированным, а для выживания на рынке — его продукция должна соответствовать следующим критериям:
►► наименьшая цена;
►► наивысшее качество;
►► лучшее обслуживание; В настоящее время нормальное состояние современного предприятия сопровождается постоянными изменениями, что связано со следующими факторами:
глобализация экономики, повышение мобильности бизнеса;
технологический прогресс, сокращение жизненного цикла продукта/услуги и как следствие время разработки нового и выхода с ним на рынок.
Данные условия функционирования предприятия требуют гибкости и быстрой реакции на изменения:
гибкость — быстро приспосабливаться к изменениям рынка;
эффективность — побеждать в ценовой конкуренции;
инновационность — товары и услуги должны быть технологически «свежими»;
39
* ориентированность на клиента — обеспечение продуктами и услугами наивысшего качества. Исходя из изменения условий деятельности предприятий по мере развития экономики, организация бизнеса также имела свою эволюцию, и, осуществлялся переход от функционального к процессно-ориентированному управлению (рис. 2.2).
подразделении, но никто из них не несет ответственности за то, чтобы процессы были качественно и вовремя выполнены в целом.
Основное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем:
1) Деятельность в рамках процессного подхода производит продукт, требования к которому определены внутренним или внеш ним потребителем, и эти требования измеряются.
2) Функциональное управление подразделением предполагает, что подразделение в своей деятельности реализует сформулирован ную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством.
Рис. 2.3 — Регламентация деятельности предприятия при функциональном и процессном подходе
К недостаткам функционального управления относят:
Невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой природы вертикальной иерархии.
Буфер на пути инноваций — защита от изменений, которые могут привести к неоправданному риску.
Нет ориентации на клиента, главный потребитель — вышестоящий начальник.
Непроизвольная разрушительная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам.
Нет заинтересованности работающих в конечном результате — системы их оценки оторваны от результативности работы.
40
Рост накладных расходов — сначала процесс разбивается на множество операций, а затем «склеивается» через управленческий аппарат («отрицательная экономия на масштабе» — предприятия больше платят за «клей» чем за работу).
Каждое подразделение — обособленный островок методов управления и автоматизации (20% — время выполнения операции, 80o/0 — передача результатов).
Следует отметить, что противопоставление процессного н «функционального» подхода принципиально неверно. Функции, так же, как и процессы, являются равнозначными понятиями управленческой деятельности, и не могут существовать в отрыве друг от друга. При этом результатом и функционального, и процессного подходов является проектирование одновременно организационной структуры (т.е. функциональных областей) и порядка взаимодействия в ее рамках (т.е. процессов). Разница только в исходных точках проектирования: распределять ли функциональные обязанности на основе процессов или проектировать процессы взаимодействия между функциональными областями. У этих двух подходов есть существенное сходство в базовых посылках: и то и другой подход постулируют изначаль-ный набор типовых процессов/функций, который в дальнейшем детализируется и привязывается к конкретному предприятию. Функциональный подход отвечает на вопрос «Что делать?», процессный «Как делать?». Противоречий между двумя подходами не существует — они не только дополняют друг друга, но и в известной степени должны применяться параллельно.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия