logo
9 сем

6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий

Хозяйственная деятельность любого предприятия осуществляется в тесной взаимосвязи с другими субъектами и объектами экономиче­ской деятельности. Их объединяет многообразие связей: материаль­ных, финансовых, правовых, организационных и информационных. Субъекты и объекты экономической деятельности вместе с установ­ленными между ними связями образуют среду функционирования предприятия.

В процессе своей жизнедеятельности предприятие воздействует на среду, также как и среда воздействует на предприятие. Очевидно, что цели этого взаимодействия у различных сторон различны.

Цель предприятия как активного агента — обеспечить себе наилучшие условия существования в среде.

Цель и задача среды — заставить предприятие занять место, при котором его польза для среды наибольшая.

Информационная среда экономической деятельности пред­приятий формируется под влиянием двух противоположных тен­денций:

Со середины 1990-х годов на эти процессы самым существенным образом начали влиять достижения в области информационных тех­нологий, в частности массовое распространение Интернет-технологий. Их воздействие на мировой и национальные рынки за­ключается в том, во-первых, что при управлении предприятием при­ходится учитывать ограниченную длительность информационных преимуществ в конкурентной борьбе, а, во- вторых, что рынок по­требителей приобрел не только новый инструмент получения объек­тивной и разносторонней информации, но и новую среду совершения торговых сделок, масштабы которой экспоненциально растут.

Как следует из модели (рис. 6.2), предприятие является сложной открытой экономической системой, которая функционирует в еще

226

более сложной окружающей среде, имеющей множество параметров разнонаправленного действия и характеристик.

Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществ­ляющим эти действия с информацией представляет собой информа­ционную систему (ИС) предприятия.

ления всеми его ресурсами, создание информационной и технологи­ческой среды для осуществления управления предприятием.

Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратеги­ческий, тактический и оперативный (рис. 6.3). На каждом из этих уровней управления имеются свои задачи, при решении которых воз­никает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы об­ращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, ис­пользуя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запро­сы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется инфор­мация, служащая основой для принятия соответствующих решений.

На высшем уровне управления реализуется стратегическое управле­ние, определяется миссия предприятия, цели управления, долгосроч­ные планы, стратегия их реализации и тлг. Средний уровень управле­ния уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, осуществляется контроль за их выполнением, отслеживаются ресурсы и т.п. На низшем уровне управления осу- : ществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, осуществляется оперативный контроль и учет и

т.п.

Выделяют следующие элементы (подсистемы) информацион­ной системы предприятия:

«бэк-офис» (англ. back office) — ИС предприятия, обеспечива­ющая его внутренние бизнес-процессы (рис. 6.4).

228