6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
Хозяйственная деятельность любого предприятия осуществляется в тесной взаимосвязи с другими субъектами и объектами экономической деятельности. Их объединяет многообразие связей: материальных, финансовых, правовых, организационных и информационных. Субъекты и объекты экономической деятельности вместе с установленными между ними связями образуют среду функционирования предприятия.
В процессе своей жизнедеятельности предприятие воздействует на среду, также как и среда воздействует на предприятие. Очевидно, что цели этого взаимодействия у различных сторон различны.
Цель предприятия как активного агента — обеспечить себе наилучшие условия существования в среде.
Цель и задача среды — заставить предприятие занять место, при котором его польза для среды наибольшая.
Информационная среда экономической деятельности предприятий формируется под влиянием двух противоположных тенденций:
стремления экономических агентов к интеграции с целью объединения усилий в конкурентной борьбе, расширения доступа к информационным ресурсам и улучшения информационного взаимодействия;
стремления к созданию информационных барьеров с целью обеспечения коммерческой безопасности и конкурентных преимуществ.
Со середины 1990-х годов на эти процессы самым существенным образом начали влиять достижения в области информационных технологий, в частности массовое распространение Интернет-технологий. Их воздействие на мировой и национальные рынки заключается в том, во-первых, что при управлении предприятием приходится учитывать ограниченную длительность информационных преимуществ в конкурентной борьбе, а, во- вторых, что рынок потребителей приобрел не только новый инструмент получения объективной и разносторонней информации, но и новую среду совершения торговых сделок, масштабы которой экспоненциально растут.
Как следует из модели (рис. 6.2), предприятие является сложной открытой экономической системой, которая функционирует в еще
226
более сложной окружающей среде, имеющей множество параметров разнонаправленного действия и характеристик.
Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществляющим эти действия с информацией представляет собой информационную систему (ИС) предприятия.
ления всеми его ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления предприятием.
Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный (рис. 6.3). На каждом из этих уровней управления имеются свои задачи, при решении которых возникает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, служащая основой для принятия соответствующих решений.
На высшем уровне управления реализуется стратегическое управление, определяется миссия предприятия, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и тлг. Средний уровень управления —уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, осуществляется контроль за их выполнением, отслеживаются ресурсы и т.п. На низшем уровне управления осу- : ществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, осуществляется оперативный контроль и учет и
т.п.
Выделяют следующие элементы (подсистемы) информационной системы предприятия:
•«бэк-офис» (англ. back office) — ИС предприятия, обеспечивающая его внутренние бизнес-процессы (рис. 6.4).
228
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия