Методология idef3
Стандарт IDEF0 является развитием классического DFD — подхода и предназначен для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Для описания временной последовательности и алгоритмов выполнения работ стандарт IDEF0 не подходит. Для решения этой задачи стандарт IDEF0 получил дальнейшее развитие в результате чего был разработан стандарт IDEF3, который входит в семейство стандартов IDEF.
В IDEF3 декомпозиция используется для детализации работ. Методология IDEF3 позволяет декомпозировать работу многократно, т.е. работа может иметь множество дочерних работ. Это позволяет в одной модели описать альтернативные потоки. Возможность множественной декомпозиции предъявляет дополнительные требования к нумерации работ. Так, номер работы состоит из номера родительской работы, версии декомпозиции и собственного номера работы на текущей диаграмме.
Отличием стандарта IDEF3 от классической методологии WFD является также использование на схеме бизнес-процесса элемента «объект ссылки», который связывается с работами и перекрестками. С помощью объектов ссылки показывается прочая важная информация, которую целесообразно зафиксировать при описании бизнес-процесса.
IDEF3 предполагает построение двух типов моделей: 1) модель, отражающая некоторые процессы в их логической последовательности, позволяющая увидеть, как функционирует предприятие;
108
2) модель, показывающая «сеть переходных состояний объекта», предлагающая вниманию аналитика последовательность состояний, в которых может оказаться объект при прохождении через определенный процесс,
С помощью диаграмм IDEF3 можно анализировать сценарии из реальной жизни, например, как закрывать магазин в экстренных случаях или какие действия должны выполнить менеджер и продавец при закрытии. Каждый такой сценарий содержит в себе описание процесса и может быть использован, что бы наглядно показать или лучше задокументировать бизнес-функции предприятия.
109
В отличие от классической методологии WFD в стандарте IDEF3 связи между работами делятся на три типа, обозначения, названия и смыл которых, приведены на рис. 3.16.
диаграммы Описания Последовательности Этапов Процесса (Process Flow Description Diagrams, PFDD);
диаграммы Состояния Объекта и его Трансформаций в Процессе (Object State Transition Network, OSTN).
Предположим, требуется описать процесс окраски детали в производственном цеху на предприятии. С помощью диаграмм PFDD документируется последовательность и описание стадий обработки детали в рамках исследуемого технологического процесса. Диаграммы OSTN используются для иллюстрации трансформаций детали, которые происходят на каждой стадии обработки.
■
Графические средства IDEF3 позволяют документировать вышеуказанный производственный процесс окраски детали. В целом, этот процесс состоит непосредственно из самой окраски, производимой на специальном оборудовании и этапа контроля ее качества, который определяет, нужно ли деталь окрасить заново (в случае несоответствия стандартам и выявления брака) или отправить ее в дальнейшую
обработку.
Стрелки или линии являются отображением перемещения детали между иОВ-блоками в ходе процесса. Линии бывают следующих видов:
Старшая (Precedence) — сплошная линия, связывающая UOB. Рисуется слева направо или сверху вниз;
Отношения (Relational Link) — пунктирная линия, использующаяся для изображения связей между UOB;
Потоки объектов (Object Flow) — стрелка с двумя наконечниками используется для описания того факта, что объект (деталь) используется в двух или более единицах работы, например, когда объект порождается в одной работе и используется в другой.
Объект, обозначенный J1 — называется перекрестком (Junction). Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок (потоков) при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-in Junction) и разветвления (Fan-out Junction) стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления. При внесении перекрестка в диаграмму необходимо указать тип перекрестка.
Все перекрестки в PFDD диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс «J».
Сценарий, отображаемый на диаграмме, молено описать в следующем виде: деталь поступает в окрасочный цех, подготовленной к окраске. В процессе окраски наносится один слой эмали при высокой температуре. После этого, производится сушка детали, после которой начинается этап проверки качества нанесенного слоя. Если тест подтверждает недостаточное качество нанесенного слоя (недостаточную толщину, неоднородность и т.д.), то деталь заново пропускается через цех окраски. Если деталь успешно проходит контроль качества, то она отправляется в следующий цех для дальнейшей обработки.
Каждый функциональный блок UOB может иметь последовательность декомпозиций, и, следовательно, может быть детализирован с любой необходимой точностью. Под декомпозицией мы понимаем представление каждого UOB с помощью отдельной IDEF3 Диаграммы.
113
Например, мы можем декомпозировать UOB «Окрасить Деталь», представив его отдельным процессом и построив для него свою PFDD диаграмму. При этом эта диаграмма будет называться дочерней, по отношению к изображенной на рис. 3.18, а та, соответственно родительской. Номера UOB дочерних диаграмм имеют сквозную нумерацию, т.е., если родительский UOB имеет номер «1», то блоки UOB на его декомпозиции будут соответственно иметь номера «1.1». «1.2» и т.д. Применение принципа декомпозиции в IDEF3 позволяет структурировано описывать процессы с любым требуемым уровнем детализации.
114
Если диаграммы PFDD технологический процесс «С точки зрения наблюдателя», то другой класс диаграмм IDEF3 OSTN позволяет рассматривать тот же самый процесс «С точки зрения объекта». Состояния объекта (в нашем случае детали) и Изменение состояния являются ключевыми понятиями OSTN диаграммы. Состояния объекта отображаются окружностями, а их изменения направленными линиями. Каждая линия имеет ссылку на соответствующий функциональный блок UOB, в результате которого произошло отображаемое ей изменение состояния объекта.
Первой работой является «Обработка заявок». Эта работа использует два объекта ссылок — «Заказы клиентов» и «Склад» — причем на диаграмме они показаны без деталей, т.к. не являются центральными для данной диаграммы. Работа «Обработка заявок» требует выполнения одной из двух работ —либо «Оформление документов», либо «Дооформление заявок» (в случае, если заявка неверно оформлена). Работа «Дооформление заявок» использует ссылочный объект «Клиенты». Работа «Оформление документов» передает управление на две параллельные работы: «Формирование партии» и «Составление отчетности», причем работа «Формирование партии» также обращается к ссылочному объекту «Заказы клиентов». Как видно, на диаграмме есть два перекрестка ветвления, перекресток с ветвлением по логическому исключающему «ИЛИ», и перекресток с ветвлением по «И», означающим выполнение двух работ параллельно.
Методология ARIS
В настоящее время наблюдается тенденция интеграции разнообразных методов моделирования, проявляющаяся в форме создания интегрированных средств моделирования. Одним из таких средств является программный продукт, носящий название ARIS (Architecture of Integrated Information Systems), разработанный германской фирмой IDS Scheer.
ARIS поддерживает четыре типа моделей (и множество видов моделей в каждом типе), отражающих различные аспекты исследуемой системы:
организационные модели, представляющие структуру системы — иерархию организационных подразделений, должностей и конкретных лиц, связи между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений;
функциональные модели, содержащие иерархию целей, стоящих перед аппаратом управления, с совокупностью деревьев функций, необходимых для достижения поставленных целей;
информационные модели, отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;
модели управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию бизнес-процессов в рамках системы.
Для построения перечисленных типов моделей используются как собственные методы моделирования ARIS, так и различные извест-
115
ные методы и языки моделирования, в частности, UML. Процесс моделирования можно начинать с любого из типов моделей.
Основная бизнес-модель ARIS — еЕРС (extended Event-driven Process Chain, расширенная модель цепочки процессов, управляемых событиями). Нотация ARIS еЕРС является расширением нотации IDEF3. Бизнес-процесс в нотации еЕРС представляет собой поток последовательно выполняемых работ (процедур, функций), расположенных в порядке их выполнения. Реальная длительность выполнения процедур в еЕРС визуально не отражается. Для получения информации о реальной длительности процессов необходимо использовать другие инструменты описания, например, MS Project.
Модели в ARIS представляют собой диаграммы, элементами которых являются разнообразные объекты — «функции», «события», «структурные подразделения», «документы» и т.д. Между объектами определённых видов могут быть установлены связи определённых видов («выполняет», «принимает решение», «должен быть проинформирован о результатах» и т.д.). Каждому объекту соответствует определенный набор атрибутов, которые позволяют ввести дополнительную информацию о конкретном объекте.
Платформа ARIS является специализированным набором инструментов для структурированного описания и анализа бизнес-процессов. В состав системы входят функциональные модули для:
- проектирования и оптимизации бизнес-процессов (ARIS Easy Design, ARIS Toolset, ARIS Business Design, ARIS Business Architect, ARIS Business Server);
динамического анализа и оптимизации бизнес-процессов (ARIS Simulation);
разработки и внедрения системы менеджмента качества (ARIS Quality Management Scout);
мониторинга и контроля эффективности бизнес-процессов (ARIS Process Perfomance Manager);
управления процедурами, обеспечивающими работу системы внутреннего контроля за формированием финансовой отчетности (ARIS Audit manager):
разработки, внедрения и поддержания системы управления операционными рисками (ARIS Process Risk Scout);
создания системы попроцессного калькулирования — Activity based costing (ARIS Process Cost Analyzer);
116
. проектирования системы сбалансированных показателей (ARIS
BSC) и др.
В ARIS существует более 130 различных способов графического представления моделей деятельности предприятия. Пример моделирования в нотации ARIS представлен на рис. 3.20. и в Приложении Д.
Преимущества. ARIS-платформа обладает большим набором функций. В ней предусмотрена возможность анализа построенных моделей бизнес-процессов, определения «узких» мест и оптимизации бизнес-процессов на основе анализа «что-если». Иными словами, пользователь может изменять те или иные бизнес-процессы, к примеру, перераспределить полномочия сотрудников и оценить, насколько увеличится время на выполнение тех или иных операций или стоимость работ. Модуль ARIS Process Cost Analyzer позволяет реализовать традиционную методологию Activity based costing для определения стоимости бизнес-процессов, а результаты использовать в модуле стратегического управления предприятием (ARIS BSC). Применяя дополнительные модули и внутренний язык программирования, пользователь может сформировать любые регламенты и положения, а также управлять рисками компании, создать систему менеджмента качества и внутреннего контроля.
Недостатки. К недостаткам можно отнести достаточно высокую стоимость программного обеспечения. Графическое представление моделей бизнес-процессов достаточно сложное для восприятия неподготовленных пользователей. Надо также отметить, что для использования.
Например, ЕМ Tool Kit требуется пройти учебный курс длительностью два-три дня, а для освоения основных функциональных возможностей ARIS придется посетить несколько специализированных учебных курсов продолжительностью от пяти до пятнадцати дней.
К недостаткам функционального плана можно отнести подходы к реализации методологии попроцессного калькулирования. В системе отсутствует возможность задания как элементарных, так и сложных драйверов действий, то есть нельзя использовать сложные схемы распределения затрат между продуктами, услугами, клиентами и заказами.
117
Оплата безналичным расчетом
Рис. 3.20 — Модель верхнего уровня взаимосвязи ЗАТ НКМЗ с внешней средой в нотации AR1S Express
эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности предприятия, позволяющее определить, как оно работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте.
• Целью моделирования является систе матизация знаний о предприятии и его биз нес-процессах в наглядной графической фор ме более удобной для аналитической обработки полученной информации.
Анализ бизнес-процессов предприятия с разных точек зрения называется аудитом бизнес-процессов. Он проводится после создания и описания модели предприятия.
Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.
Модель бизнес-процесса —прикладное представление (в заданной нотации) исполняемых предприятием работ.
Выделяют следующие модели бизнес-процесса разной направленности: верхнего уровня, алгоритмическую, потоковую, функциональную.
Методология —это совокупность методов применяемых в жизненном цикле разработки системы (бизнес-процесса) и объединенных одним общим философским подходом.
Описание бизнес-процесса может производиться в текстовой форме, табличной форме, в виде алгоритмических схем.
Совокупность специальных графических элементов определяет нотацию моделирования.
Методологии моделирования бизнес-процессов классифицируют по трем категориям: 1) Методологии ведения проекта; 2) Методологии использования программных продуктов для моделирования бизнес-процессов в проекте; 3) Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов.
Методологии ведения проектов связаны с изменением бизнес-процессов, существующих на предприятиях.
Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов определяют руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемого программного продукта, шаги работы, которые должны быть вы-
119
полиены, их последовательность, правила распределения и назначения операций и методов.
SADT (Structured Analysis and Design Tecchnique) — методология структурного анализа и проектирования, которая породила целый ряд методов IDEFx. завоевавших особую популярность в задачах инжиниринга и реинжиниринга бизнес — процессов.
IDEFO — метод функционального моделирования позволяющий описать бизнес-процесс в виде иерархической системы взаимосвязанных функций.
IDEF3 — метод описания процессов, рассматривающий последовательность выполнения и причинно-следственные связи между ситуациями и событиями для структурного представления знаний о системе.
• DFD (Data Flow Diagrams) — диаграммы потоков данных — методо логия структурного анализа, описывающая внешние по отношению к си стеме источники и адресаты данных, логические функции, потоки дан ных и хранилища данных к которым осуществляется доступ.
1. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес- процессов [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)» и др. экон. специальностям. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 240с.
Сериков А.В., Титов Н.В., Белоцерковский А.В., Лобанов А.В., Успаленко В.И. Компьютерное моделирование бизнес-процессов [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Харьковский гос. технический ун-т строительства и архитектуры. — X. : Бурун Книга, 2007. —303 с.
Щенников С. Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка [Текст]. — М.:Ось-89, 2004. —288 с.
Робсон Майк, Уллах Филип. Реинжиниринг бизнес-процессов [Текст]: Практическое руководство / Л.Е. Долгова (пер.). — М. : ЮНИТИ, 2003. — 222 с.
Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов [Текст]. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 с
120
а Шеер Август-Вильгельм. Моделирование бизнес-процессов [Текст]. — М.: Весть-МетаТехнология, 2000. — 206 с.
7 Виноградова О.В. Реінжиніринг бізнес-процесів торговельних підприємств [Текст]: Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ, 2006.— 183 с.
Виноградова О.В. Реінжиніринг бізнес-процесів у сучасному менеджменті [Текст]: Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ, 2005. — 195 с.
Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса [Текст]/ Е. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336с.
Ю.Марка Д. Методология структурного анализа и проектирования.
[Текст] / Марка Д. — пер. с англ. — М. Финансы и статистика. —
2003. —240 с. H.Draheim, D. Business process technology: a unified view on business
processes, workflows and enterprise applications [Text] / Dirk
Draheim. — Berlin: Springer, 2010. — 323 p. 12.Holt, J. A Pragmatic guide to business process modelling [Text] / Jon
Holt. — British Informatics Society Ltd, 2009. — 246 p. 13.Laguna, M. Business process modeling, simulation and design [Text] /
Manuel Laguna, Johan Marklund. — Prentice Hall, 2005. — 429 p.
/. Что представляет собой процесс моделирования бизнес-процессов?
Назовите цель моделирования бизнес-процессов.
Перечислите преимущества моделирования.
Что называется аудитом бизнес-процессов?
Перечислите причины, по которым принимается решение по моделированию бизнес-процессов.
6 Что представляет собой модель в целом? 7 Раскройте сущность модели бизнес-процесса.
8 В чем состоит сущность нотации бизнес-процессов?
9- Перечислите виды моделей, которые могут применяться в дея тельности предприятия. Раскройте их сущность.
121
10. В каких формах может производиться описание бизнес-процесса? В чем их преимущества и недостатки? П. Что представляет собой методология?
По каким признакам классифицируют методологии моделирования бизнес-процессов?
Раскройте сущность методологий ведения проектов.
Обоснуйте необходимость применения методологий использования программных продуктов для создания моделей бизнес-процессов.
В чем состоит сущность методологии моделирования и анализа бизнес-процессов?
Перечислите основные исторические этапы развития методологий .моделирования бизнес-процессов.
В чем состоит многообразие «проекций» предприятия?
Раскройте сущность методологии SADT. Охарактеризуйте типы данных моделей.
Какие основные элементы используются в модели по SADT?
Раскройте историю появления методологии IDEFO.
Какие основные понятия лежат в основе методологии IDEFO? Раскройте их содержание.
Какие составляющие имеет функциональный блок?
Охарактеризуйте виды интерфейсных дуг.
В чем заключается сущность принципа декомпозиции и в каких случаях декомпозиция выполняется?
Для чего необходим глоссарий?
В каких случаях используются диаграммы потоков данных DFD (Data Flow Diagrams)?
Перечислите и раскройте сущность основных элементов DFD диаграмм.
Раскройте сущность методологии DFD в нотациях Гейна-Сарсона и Иордана-Де Марко. В чем их сходства и отличия?
Для каких целей был разработан стандарт IDEF3?
Назовите основные отличия стандарта 1DEF3 от классической методологии WFD.
Какие два типа диаграмм используются в стандарте IDEF3?
122
І.Что понимают под моделированием бизнес-процессов?
а) это комплексный инструмент поиска путей оптимизации деятельности предприятия, позволяющее определить, как оно работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте;
б) это эффективное средство поиска путей оптимизации деятель ности предприятия, позволяющее определить, как оно работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте;
в) это универсальное средство поиска путей оптимизации дея тельности предприятия, позволяющее определить, как оно ра ботает в целом и как организована деятельность на каждом ра бочем месте.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия