1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
Исходя из стадии жизненного цикла предприятия, определяются цели его деятельности, которые обуславливают формирование различных видов бизнес-моделей. Например, предприятие, находясь на стадии зарождения, акцентирует свою деятельность на эффективное использование ресурсов, тем самым формируя ресурсную бизнес-модель. Исследования показали, что исходя из целей предприятия,
19
возможны различные виды бизнес-моделей, которые предлагается классифицировать по следующим признакам: в зависимости от направления развития бизнеса, по функциональной принадлежности, а также в зависимости от степени открытости бизнес-модели (рис. 1.3).
Характерной чертой последнего десятилетия является активный интерес к новым технологиям, в т. ч. в управлении предприятиями. Собственники предприятий осознали необходимость управления на качественно иной основе, чем это было в условиях жесткого государственного регулирования промышленного производства, когда всеми предприятиями использовалась модель бизнеса «от производства» (рис. 1.4).
Модель «от производства» предполагает производство продукта, а потом поиск путей для его сбыта. Действуя в соответствии с традиционной моделью, предприятие постоянно пытается найти пути сбыта выпущенной продукции.
20
При этом в процессе производства возникает ряд следующих проблем:
Производство товара, еще не востребованного рынком, сопряжено с появлением издержек — нужно платить за услуги и товары поставщиков (комплектующие, сырье, электричество и т. п.) или выплачивать проценты по банковским кредитам.
Необходимость складирования и транспортировки товара, причем не обязательно в том месте, где его купят.
Необходимость проведения специальных рекламных и маркетинговых кампаний, чтобы побудить клиента к покупке именно данного товара (который, может быть, ему и не нужен).
Степень удовлетворенности клиента остается на очень невысоком уровне, потому что он вынужден покупать то, что рынок готов ему предложить в настоящий момент.
Переход к рыночным условиям выдвинул на первое место три основных фактора успеха бизнеса («качество», «цена», «время») и потребовал новых подходов к управлению в методологическом и ехническом аспектах, позволяющих достичь конкурентных преимуществ в области качества продукции, затрат предприятия, скорости и качества бизнес-процессов.
21
Реалии современного бизнеса состоят в том, что эффективное функционирование предприятия предусматривает переход к принципиально новой бизнес-модели — «от клиента», когда товар производится по запросу потребителя в соответствии с его пожеланиями (рис. 1.5).
Такой подход к организации деятельности предприятия дает целый ряд преимуществ:
Отсутствует проблема сбыта товара: производится то, что востребовано клиентом и рынком. Снижаются издержки, связанные с производством, перепроизводством и складированием.
Более точно удовлетворяются потребности клиентов.
• Происходит улучшение движения финансовых ресурсов. Использование бизнес-модели «от клиента» становится возмож ным только тогда, когда производство способно гибко реагировать на меняющиеся потребности потребителей, что сопряжено с появле нием новых тенденций в индустрии и новых технологий.
Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения. При определении бизнес-модели набор признаков, определяющих ее содержание, может быть достаточно широким. Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, когда руководство понимает, что предприятие должно перейти на но-
В условиях глобального кризиса многие бизнес-модели утратили свою эффективность и конкурентоспособность. Предприятия, ис-поіьзовавшие свои традиционные (эффективные в докризисный период) бизнес-модели, разорились, потерпели убытки и ушли с рынка. И наоборот, ряд бизнес-моделей, не актуальных в докризисный период оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечили'предприятиям новые возможности для роста и развития бизнеса.
Среда, в которой функционируют предприятия, радикально изменилась. На первый план выходят вопросы повышения эффективности деятельности предприятий. Данная задача носит сложный комплексный характер и ее решение невозможно без формирования действенной бизнес-модели.
Исходя из этого, предприятия должны обладать инструментарием превращения исходных данных в экономические результаты (рис. 1.7)
Ьизнес-модель превращает инновации в экономическую ценить. Она подробно описывает то, как предприятие зарабатывает ыи путем четкого определения ее места в цепочке создания центи. Ьизнес-модель строится с учетом разнообразных компонентов
25
бизнеса, к которым относятся: предпринимательство, стратегия, экономика, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг, стратегии устойчивого роста. Иначе говоря, бизнес-модель описывает, как бизнес позиционирует себя в цепочке создания ценности в рамках отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т.е. создавать прибыль.
Учитывая это, предприятие, создавая свою бизнес-модель должно учесть все ее возможные компоненты и определить связи между ними.
Выделяют два подхода к описанию бизнес-модели предприятия (рис. 1.8).
Формальный подход.
Наиболее популярным представителем данного подхода является Методология Реинжиниринга Бизнес-Процессов. Суть методологии BPR (Business Process Reengineering) заключается в описании Бизнес-модели как совокупности множества взаимосвязанных процессов, образующих единую иерархию.
Преимущества:
Наличие разработанного аппарата описания процессов (IDEF, Aris).
Относительная стабильность процессов.
Широкий выбор инструментария.
Ряд направлений деятельности предприятия легче представлять и понимать в процессном виде.
Недостатки:
• Сложность описания процессов стратегического и среднесроч ного уровня.
26
. Сложность в определении штатных единиц в рамках процесса. 1 Возникновение двух иерархий: функциональной и процессной. Гуманитарный подход
" Под «бизнес-моделью» подразумевается перечисление ряда остов деятельности предприятия, определяющих его эффектив-Как правило, между ними не строится чётких связей. Акцент г) чается на полноте и оригинальности определения данных аспектов.
Компоненты бизнес-модели предприятия:
• Цели;
. Организационная структура; . Структура участия в бизнесе; . Возможности; . Контрагенты;
• Корпоративная культура (представление во внешнем мире и внутри предприятия).
Преимущества:
. Трудовые и финансовые затраты существенно ниже, нежели при реализации формальной бизнес-модели.
• Отсутствие формальной методологии делает данное направле ние понятным как для руководства предприятия, так и для рядовых работников.
• Изменения могут осуществляться достаточно быстро. Недостатки:
Отсутствие методологии повышает неопределённость конечного эффекта.
Изменения, как правило, носят косметический характер, в связи с чем, не могут использоваться для существенного улучшения сложившейся ситуации.
Для построения бизнес-моделей используется обобщенная функциональная схема предприятия (рис. 1.9).
Приведенная схема в общем виде отражает сущность работы любого предприятия (производственного, торгового, предприятия сферы обслуживания).
Такой подход позволяет описать предприятие с помощью уни-версального множества управленческих регистров (цели, стратегии, продукты, функции, организационные звенья и пр.).
27
Предприятие как отрытая социсаьно-экономическая система взаимодействует с внешней средой как с более широкой подсистемой, определяющей функциональное предназначение (миссию) организации. Миссия—результат позиционирования предприятия среди других участников рынка. Это компромисс интересов рынка и предприятия. Исходя из этого, на основании миссии формируются корпоративные цели, корпоративные и функциональные стратегии, с помощью которых определяется необходимый набор продуктов, и,
как следствие, требуемые ресурсы. В основном производственном цикле осуществляется воспроизводство продуктовой номенклатуры за счет переработки ресурсов. Компоненты этого цикла формируют совокупность необходимых бизнес-функций для реализации поставки ресурсов, производства продуктов и их распределения в места реализации.
Управленческие регистры по своей структуре представляют собой иерархические классификаторы. Объединяя классификаторы в функциональные группы, и, закрепляя между собой элементы раз-
Сущность понятия «бизнес-модель» раскрывается через ориентацию на бизнес-процессы/роли или на ценность/клиента.
Основным отличием бизнес-модели от стратегии является то, что предприятие должно определять лучшие бизнес-модели для реализации своей стратегии.
Бизнес-модели могут создаваться для определенного продукта или услуги; для предприятия в целом; для группы предприятий или холдинга.
Бизнес-модель формируется исходя из целей развития предприятия, определяющих состав всех базовых компонентов бизнес-модели (сквозных бизнес-процессов), которые в совокупности представляют определенную методологическую платформу.
Исходя из целей предприятия возможны различные виды бизнес-моделей, которые классифицируют по следующим признакам: в зависимости от направления развития бизнеса, по функциональной принадлежности, а также в зависимости от степени открытости бизнес-модели
Эволюция бизнес-моделей предприятия начинается с 20-го столетия и продолжается по мере развития экономки в целом, а также по мере развития отдельного предприятия.
Бизнес-модель строится с учетом разнообразных компонентов бизнеса, к которым относятся: предпринимательство, стратегия, экономика, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг, стратегии устойчивого роста.
Выделяют формальный и гуманитарный подходы к описанию бизнес-модел и предприятия.
Для построения бизнес-моделей используется обобщенная функ-ционалъная схема предприятия, отражающая сущность работы предприятия любой сферы деятельности, на основе которой возможно описание деятельности предприятия с помощью универсалъ-
ного множества управленческих регистров (целей, стратегий, продуктов, функций, организационных звеньев и пр.). • Составляющими любой бизнес-модели предприятия являются управленческие регистры. Каждая отдельная бизнес-модель предприятия строится с учетом индивидуальных направлений бизнеса, функций, процессов, материалов, бюджетов, документов.
Бизнес-модели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecuti-ve.ru
Бизнес-модели в Интернет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://andyceo.ruware.com/files/-_uploads/andyceo.ruware.com
Бизнес-модель — ключ к развитию бизнеса на основе инноваций [Текст]. Сооляттэ А.Ю. Менеджмент инноваций 01(09)2010 с. 6-15.
Бизнес-модель и карта управления предприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orgo.ru/
Боссиди Ларри, Чаран Рам. Сталкиваясь с реальностью. Как апдаптировать бизнес-модель к меняющейся среде: Пер. с анг. — М.: 000 «И.Д. Вильяме», 2007. — 2008 с.
Котельников В.Ю. ТепЗ: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями [Текст]. — М.: Экс-мо, 2007. — 96 м. — (Бизнес-коуч) ISBN 978-5-699-14263-7.
Сооляттэ А. Бизнес-модели компаний: определение эволюция, классификация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finexpert.ru/ — Инфопортал Finexpert.ru
Стратегия предприятия vs бизнес-модель предприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socium.com.ua/
Что такое бизнес-модель? [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.turboreferat.ru/download/9028-48338.
Ю. Эффективные бизнес-модели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=T 10
11. Шингарев П. В. Построение бизнес-модели корпорации, ориентированной на развитие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m74/3.htm
31
J.F. Sowa, J.A. Zachman. Extending and Formalizing the Framework for Information System Architecture [Text] / IBM System Journal, vol. 31, no. 3, 1992.
Laudon, K. C, and С G. Traver. E-Commerce: Business, Technology, Society [Text] / Addison Wesley, 2003, p. 61.
Rappa, M. «Business Models on the Web« [Text] / Managing the Digital Enterprise, May 16, 2007.
Какие составляющие позволяют раскрыть сущность понятия «бизнес-модель»?
Какие выделяют подходы к формированию бизнес-модели?
Перечислите ключевые элементы бизнес-модели любого предприятия, определяющими ее содержание.
Назовите основные отличия бизнес-модели от стратегии.
Какая формула позволяет установить взаимосвязь между стратегией и бизнес-моделью?
Обоснуйте варианты применения бизнес-моделей.
Что представляет собой методологическая платформа бизнес-модели предприятия? Охарактеризуйте ее основные атрибуты.
В чем заключаются особенности формирования бизнес-модели на основе, построения методологический платформы.
Назовите основные признаки классификации бизнес-моделей предприятия и раскройте сущность каждого ее элемента.
В чем заключается сущность модели «от производства» и в чем ее отличия от модели «от кчиента»?
1J. Назовите бизнес-модели предприятия по функционапьному признаку. На какие вопросы данные бизнес-модели отвечают?
От каких факторов зависит форма представления бизнес-модели и уровень ее детапизаиии?
Охарактеризуйте эволюцию бизнес-моделей предприятия.
Охарактеризуйте модель превращения исходных данных в экономические результаты.
32
15 Какие выделяют подходы к описанию бизнес-модели предприятия и в чем их основные преимущества и недостатки?
16. Обоснуйте основные элементы обобщенной функциональной схемы предприятия используемой для построения бизнес-моделей.
] 7. Охарактеризуйте основные составляющие любой бизнес-модели предприятия.
а) средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а также передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденное в качестве эталона в установленном порядке;
б) отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый мате-
риальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства;
в) объект, образ, явление, в той или иной степени подобное (но не
идентичное) изображаемому или сам процесс их создания.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия