logo
9 сем

1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция

Исходя из стадии жизненного цикла предприятия, определяются цели его деятельности, которые обуславливают формирование раз­личных видов бизнес-моделей. Например, предприятие, находясь на стадии зарождения, акцентирует свою деятельность на эффективное использование ресурсов, тем самым формируя ресурсную бизнес-модель. Исследования показали, что исходя из целей предприятия,

19

возможны различные виды бизнес-моделей, которые предлагается классифицировать по следующим признакам: в зависимости от направления развития бизнеса, по функциональной принадлежности, а также в зависимости от степени открытости бизнес-модели (рис. 1.3).

Характерной чертой последнего десятилетия является активный интерес к новым технологиям, в т. ч. в управлении предприятиями. Собственники предприятий осознали необходимость управления на качественно иной основе, чем это было в условиях жесткого государ­ственного регулирования промышленного производства, когда всеми предприятиями использовалась модель бизнеса «от производства» (рис. 1.4).

Модель «от производства» предполагает производство продук­та, а потом поиск путей для его сбыта. Действуя в соответствии с традиционной моделью, предприятие постоянно пытается найти пу­ти сбыта выпущенной продукции.

20

При этом в процессе производства возникает ряд следующих про­блем:

Переход к рыночным условиям выдвинул на первое место три основных фактора успеха бизнеса («качество», «цена», «время») и потребовал новых подходов к управлению в методологическом и ехническом аспектах, позволяющих достичь конкурентных преиму­ществ в области качества продукции, затрат предприятия, скорости и качества бизнес-процессов.

21

Реалии современного бизнеса состоят в том, что эффективное функционирование предприятия предусматривает переход к принци­пиально новой бизнес-модели — «от клиента», когда товар произво­дится по запросу потребителя в соответствии с его пожеланиями (рис. 1.5).

Такой подход к организации деятельности предприятия дает це­лый ряд преимуществ:

• Происходит улучшение движения финансовых ресурсов. Использование бизнес-модели «от клиента» становится возмож­ ным только тогда, когда производство способно гибко реагировать на меняющиеся потребности потребителей, что сопряжено с появле­ нием новых тенденций в индустрии и новых технологий.

Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения. При определении бизнес-модели набор признаков, определяющих ее со­держание, может быть достаточно широким. Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, ко­гда руководство понимает, что предприятие должно перейти на но-

і з Особенности формирования бизнес-модели предприятия в условиях динамичной внешней среды

В условиях глобального кризиса многие бизнес-модели утрати­ли свою эффективность и конкурентоспособность. Предприятия, ис-поіьзовавшие свои традиционные (эффективные в докризисный пе­риод) бизнес-модели, разорились, потерпели убытки и ушли с рынка. И наоборот, ряд бизнес-моделей, не актуальных в докризисный пери­од оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечи­ли'предприятиям новые возможности для роста и развития бизнеса.

Среда, в которой функционируют предприятия, радикально из­менилась. На первый план выходят вопросы повышения эффективно­сти деятельности предприятий. Данная задача носит сложный ком­плексный характер и ее решение невозможно без формирования действенной бизнес-модели.

Исходя из этого, предприятия должны обладать инструментарием превращения исходных данных в экономические результаты (рис. 1.7)

Ьизнес-модель превращает инновации в экономическую цен­ить. Она подробно описывает то, как предприятие зарабатывает ыи путем четкого определения ее места в цепочке создания цен­ти. Ьизнес-модель строится с учетом разнообразных компонентов

25

бизнеса, к которым относятся: предпринимательство, стратегия, эко­номика, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг, стратегии устойчивого роста. Иначе говоря, бизнес-модель описыва­ет, как бизнес позиционирует себя в цепочке создания ценности в рамках отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т.е. создавать прибыль.

Учитывая это, предприятие, создавая свою бизнес-модель должно учесть все ее возможные компоненты и определить связи между ними.

Выделяют два подхода к описанию бизнес-модели предприятия (рис. 1.8).

Формальный подход.

Наиболее популярным представителем данного подхода является Методология Реинжиниринга Бизнес-Процессов. Суть методологии BPR (Business Process Reengineering) заключается в описании Бизнес-модели как совокупности множества взаимосвязанных процессов, об­разующих единую иерархию.

Преимущества:

Недостатки:

• Сложность описания процессов стратегического и среднесроч­ ного уровня.

26

. Сложность в определении штатных единиц в рамках процесса. 1 Возникновение двух иерархий: функциональной и процессной. Гуманитарный подход

" Под «бизнес-моделью» подразумевается перечисление ряда ос­тов деятельности предприятия, определяющих его эффектив-Как правило, между ними не строится чётких связей. Акцент г) чается на полноте и оригинальности определения данных аспек­тов.

Компоненты бизнес-модели предприятия:

• Цели;

. Организационная структура; . Структура участия в бизнесе; . Возможности; . Контрагенты;

• Корпоративная культура (представление во внешнем мире и внутри предприятия).

Преимущества:

. Трудовые и финансовые затраты существенно ниже, нежели при реализации формальной бизнес-модели.

• Отсутствие формальной методологии делает данное направле­ ние понятным как для руководства предприятия, так и для рядовых работников.

• Изменения могут осуществляться достаточно быстро. Недостатки:

Для построения бизнес-моделей используется обобщенная функ­циональная схема предприятия (рис. 1.9).

Приведенная схема в общем виде отражает сущность работы лю­бого предприятия (производственного, торгового, предприятия сферы обслуживания).

Такой подход позволяет описать предприятие с помощью уни-версального множества управленческих регистров (цели, стратегии, продукты, функции, организационные звенья и пр.).

27

Предприятие как отрытая социсаьно-экономическая система взаимодействует с внешней средой как с более широкой подси­стемой, определяющей функциональное предназначение (миссию) организации. Миссиярезультат позиционирования предприя­тия среди других участников рынка. Это компромисс интересов рынка и предприятия. Исходя из этого, на основании миссии формируются корпора­тивные цели, корпоративные и функциональные стратегии, с по­мощью которых определяется необходимый набор продуктов, и,

как следствие, требуемые ресурсы. В основном производственном цикле осуществляется воспроиз­водство продуктовой номенклатуры за счет переработки ресур­сов. Компоненты этого цикла формируют совокупность необхо­димых бизнес-функций для реализации поставки ресурсов, производства продуктов и их распределения в места реализации.

Управленческие регистры по своей структуре представляют собой иерархические классификаторы. Объединяя классификаторы в функциональные группы, и, закрепляя между собой элементы раз-

Приоритетность выбора бизнес-модели предприятия зависит от особенностей организации и специфики его деятельности. Некоторые предприятия могут использовать данные бизнес-модели в сочетании с друг-другом.

ного множества управленческих регистров (целей, стратегий, про­дуктов, функций, организационных звеньев и пр.). Составляющими любой бизнес-модели предприятия являются управленческие регистры. Каждая отдельная бизнес-модель пред­приятия строится с учетом индивидуальных направлений бизнеса, функций, процессов, материалов, бюджетов, документов.

Бизнес-модели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecuti-ve.ru

Бизнес-модели в Интернет. [Элек­тронный ресурс]. Режим доступа: http://andyceo.ruware.com/files/-_uploads/andyceo.ruware.com

  1. Бизнес-модель — ключ к развитию бизнеса на основе иннова­ций [Текст]. Сооляттэ А.Ю. Менеджмент инноваций 01(09)2010 с. 6-15.

  2. Бизнес-модель и карта управления предприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orgo.ru/

  3. Боссиди Ларри, Чаран Рам. Сталкиваясь с реальностью. Как апдаптировать бизнес-модель к меняющейся среде: Пер. с анг. — М.: 000 «И.Д. Вильяме», 2007. — 2008 с.

  4. Котельников В.Ю. ТепЗ: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями [Текст]. — М.: Экс-мо, 2007. — 96 м. — (Бизнес-коуч) ISBN 978-5-699-14263-7.

  5. Сооляттэ А. Бизнес-модели компаний: определение эволюция, классификация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finexpert.ru/ — Инфопортал Finexpert.ru

  6. Стратегия предприятия vs бизнес-модель предприятия [Элек­тронный ресурс]. Режим доступа: http://socium.com.ua/

  7. Что такое бизнес-модель? [Электронный ресурс]. Режим досту­па: www.turboreferat.ru/download/9028-48338.

Ю. Эффективные бизнес-модели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=T 10

11. Шингарев П. В. Построение бизнес-модели корпорации, ориен­тированной на развитие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m74/3.htm

31

  1. J.F. Sowa, J.A. Zachman. Extending and Formalizing the Frame­work for Information System Architecture [Text] / IBM System Journal, vol. 31, no. 3, 1992.

  2. Laudon, K. C, and С G. Traver. E-Commerce: Business, Techno­logy, Society [Text] / Addison Wesley, 2003, p. 61.

  3. Rappa, M. «Business Models on the Web« [Text] / Managing the Digital Enterprise, May 16, 2007.

  1. Какие составляющие позволяют рас­крыть сущность понятия «бизнес-модель»?

  2. Какие выделяют подходы к формиро­ванию бизнес-модели?

  3. Перечислите ключевые элементы биз­нес-модели любого предприятия, опре­деляющими ее содержание.

  4. Назовите основные отличия бизнес-модели от стратегии.

  1. Какая формула позволяет установить взаимосвязь между стратегией и бизнес-моделью?

  2. Обоснуйте варианты применения бизнес-моделей.

  3. Что представляет собой методологическая платформа бизнес-модели предприятия? Охарактеризуйте ее основные атрибуты.

  4. В чем заключаются особенности формирования бизнес-модели на основе, построения методологический платформы.

  5. Назовите основные признаки классификации бизнес-моделей предприятия и раскройте сущность каждого ее элемента.

  6. В чем заключается сущность модели «от производства» и в чем ее отличия от модели «от кчиента»?

1J. Назовите бизнес-модели предприятия по функционапьному при­знаку. На какие вопросы данные бизнес-модели отвечают?

  1. От каких факторов зависит форма представления бизнес-модели и уровень ее детапизаиии?

  1. Охарактеризуйте эволюцию бизнес-моделей предприятия.

  1. Охарактеризуйте модель превращения исходных данных в эко­номические результаты.

32

15 Какие выделяют подходы к описанию бизнес-модели предприя­тия и в чем их основные преимущества и недостатки?

16. Обоснуйте основные элементы обобщенной функциональной схемы предприятия используемой для построения бизнес-моделей.

] 7. Охарактеризуйте основные составляющие любой бизнес-модели предприятия.

1. Что такое модель?

а) средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а также передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденное в качестве эталона в установленном по­рядке;

б) отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый мате-

риальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства;

в) объект, образ, явление, в той или иной степени подобное (но не

идентичное) изображаемому или сам процесс их создания.