Диаграмма исикавы
Диаграмма Исикавы (альтернативные названия: причинно-следственная диаграмма, диаграмма Исикавы, ёлочная диаграмма, диаграмма рыбьего скелета, 5М) — это метод анализа разветвленно-сти (детализации) процесса. Она известна в литературе как диаграмма Исикавы и «рыбий скелет» (так как законченная диаграмма напоминает рыбий скелет).
Суть метода
Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
Цель метода
Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения, т.е. соотнести причины с результатами (следствиями). Это один из наиболее элегантных и широко используемых инструментальных методов контроля качества.
166
Существуют три основных типа диаграмм причина-результат:
Анализ разветвленное™ (детализации) процесса.
Классификация производственного процесса.
Перечисление причин.
Назначение метода. Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
. сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
ранжирование их внутри каждого блока;
• анализ получившейся картины. Особенности метода
На рис. 4.11 показан основной вид диаграммы.
. Оборудование (Machine)
Материалы (Material) . Методы (Method)
Персонал (Man)
Окружающая среда (Milieu)
• Иногда добавляют измерительную систему (Measurement Sys tem)
Все категории в английском языке начинаются с буквы «М», отсюда еще одно название метода — 5М (или 6М соответственно).
Общие правила построения
Все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
168
4 Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), орые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в вою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
Дополнительная информация:
Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.
Достоинства метода Диаграмма Исикавы позволяет:
• стимулировать творческое мышление;
•представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность. Недостатки метода
• Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ве дущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в об ратном направлении от первопричины к результатам.
169
• Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.
Ожидаемый результат
Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.
- Isbn 978-611-01-0401-2
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Теоретические аспекты формирования бизнес-моделей предприятия
- 1.1. Сущность бизнес-модели предприятия
- 1.2. Классификация бизнес-моделей предприятия и их эволюция
- 2. Выберите «уравнение ценности», предложенное м. Levy:
- 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро ванию бизнес-модели предприятия:
- 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
- Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
- 2.1. Эволюция организации бизнеса
- 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
- 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
- 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
- Ключевые факторы успеха (кфу)
- 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
- Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
- 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
- 3.2. Нотации создания бизнес процессов
- 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
- Бизнес-процессов
- Методология sadt
- Методология idef3
- 2. Выберите предметные области моделирования:
- Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
- 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
- Система «канбан»
- Система «5s»
- Система «три»
- Система «кружкикачества»
- Цикл pdca
- Цикла Шухарта-Деминга
- Система «шесть сигм»
- В концепции Six Sigma
- Система «кайдзен»
- 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
- Гистограмма
- Контрольные карты
- Стра тификация
- Диаграмма исикавы
- Диаграмма парето
- 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
- 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
- 18. Выберите последовательность действий при использова нии колеса Деминга:
- 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
- Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
- 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
- 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
- 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
- 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
- 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
- Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
- 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
- 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
- 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
- 6.4. Облачные вычисления — бизнес платформа XXI века
- 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
- 11. Что представляет собой информационная индустрия?
- Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
- 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
- 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
- Матрица приоритетов
- 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
- 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
- 1. Что понимают под матричной моделью?
- 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
- 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер шенствованию.
- Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
- 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
- Компетенциями
- 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
- Приложение д
- Предприятия